Категория
Деньги
Дата

Будет ли расти ВВП в 2024 году, что будет с инфляцией и курсом валют? Прогноз от экономиста Алексея Блинова

4 хв читання

Экономические результаты 2023 года превзошли ожидания правительственных и частных прогнозистов. Единственным аналитиком, прогнозировавшим в начале года рост реального ВВП сразу на 5,5%, был экс-руководитель аналитического отдела Sense Bank Алексей Блинов. Forbes попросил его поделиться видением перспектив экономики Украины в 2024 году.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Экономическая динамика

Если в 2023 году украинская экономика отдышалась после начального шока и заметно нарастила потребление благодаря мощному бюджетному стимулированию (выражающемуся в фактическом бюджетном дефиците более 20% ВВП два года подряд), то способность поддерживать тот же темп восстановления в 2024 году весьма сомнительна.

Как видно на графике ниже, скачок экономической активности произошел еще в начале 2023 года, а в последующие кварталы ее уровень зафиксировался на 75–76% довоенного уровня. То есть уже можно констатировать определенную стагнацию экономической активности.

Будет ли расти ВВП в 2024 году, что будет с инфляцией и курсом валют? Прогноз от экономиста Алексея Блинова /Фото 1

Хотя это и четкий тренд, он не однороден. Если погрузиться глубже в отраслевой анализ, то станет ясно, что восстановление частного потребления до сих пор продолжается. К сожалению, рост на одной только потребительской компоненте ограничен во времени и требует дополнительных стимулов поддержки.

В непотребительских секторах ситуация несколько иная. К примеру, в строительстве уже происходит сворачивание экономической активности, в частности после достройки объектов, начатых еще до полномасштабного вторжения.

Об угасании экономической активности свидетельствуют и опросы деловых настроений бизнеса, которые в последние месяцы все чаще указывают в сторону сокращения сделок – в отличие от первого полугодия 2023-го. И особенно сильна эта тенденция опять-таки в строительстве, частично отражающем состояние инвестиционной активности в стране.

Определенные надежды на подпитку экономического роста в 2024 году можно связывать с экспортом, и основания для этого есть.

На первый взгляд урожай заметно увеличился по сравнению с предыдущим годом. Но на этот раз у Украины нет таких огромных переходных остатков зерна, как в предыдущий маркетинговый год. К тому же значительное ухудшение финансового положения агропроизводителей из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры может негативно сказаться на новом урожае.

Поэтому основные экспортные ожидания 2024 года связаны с расширением номенклатуры товаров, проходящих морским коридором.

Финансовая ситуация

Только слепой сегодня не видит риска недостаточных объемов внешнего финансирования и ритмичности его поступления. Не только всю макрофинансовую стабильность, но и существенную часть экономики подпирает приток кредитов и грантов от международных партнеров.

Сейчас опасения касаются скорее ритмичности, чем наличия, и определенным образом этот риск можно отсрочить дополнительными мерами, в частности при сотрудничестве Министерства финансов с Национальным банком Украины.

Но положение дел с внешним финансированием уже дает Украине достаточно четкий сигнал, что расширение бюджетного дефицита в 2024 году маловероятно. Это значит, что повторение фискального стимула 2022–2023 годов для экономики в 2024 году вряд ли состоится (скорее всего, соотношение бюджетного дефицита к ВВП придется сократить).

Что касается валютного рынка, то амплитуда колебаний курсовой гибкости будет расти – наглядно продемонстрировано событиями декабря. Даже при наиболее благоприятных сценариях хода событий с внешним финансированием следует ожидать постепенного ослабления обменного курса.

Впрочем, не стоит торопиться с апокалиптическими прогнозами. Имеющиеся золотовалютные резервы в размере более $40 млрд оставляют Нацбанк однозначным дирижером ситуации на валютном рынке. Скорее всего, обменный курс гривни в 2024 году пойдет только туда, куда позволит НБУ.

Наиболее вероятно, что ослабление гривни будет сопоставимо с доходностью гривневых депозитов, чтобы ограничить стимулы для переноса сбережений в иностранную валюту. Для поддержания этой цели НБУ, по всей вероятности, прекратит снижение процентных ставок.

Совокупность уже имеющихся экономических трендов, описанных выше, вместе с ожидаемыми фискальными параметрами 2023 года и другими возможностями дает основания ожидать роста реального ВВП в 2024 году по базовому сценарию всего на 3%, то есть темп замедлится вдвое.

Умеренная девальвация гривни может иметь многочисленные сценарии, но наиболее вероятные из них предполагают небольшое превышение среднегодового обменного курса отметки USD/UAH 40 грн. Корректировка обменного курса вместе с другими обстоятельствами должна несколько развернуть инфляционную тенденцию на ускорение с нынешнего пятипроцентного уровня. Однако среднегодовая инфляция в 2024 году все равно должна быть гораздо ниже результата 2023 года, как это отражено на графике ниже.

Будет ли расти ВВП в 2024 году, что будет с инфляцией и курсом валют? Прогноз от экономиста Алексея Блинова /Фото 2

Раздорожье-2025

Два года полномасштабной войны существенно изменили украинскую экономику и экономический потенциал Украины. Учитывая существенные демографические и капитальные потери, возвращение экономики в состояние января 2022 года после Победы является иллюзией, от которой давно пора избавиться.

Часть экономического потенциала потеряна. Развитие нового – вопрос послевоенных инвестиций, а инвестиции нуждаются не только в деньгах.

В то же время уже в конце 2024 года государственный долг Украины должен достичь беспрецедентных 95% ВВП. Несмотря на то, что во многом это льготные кредиты с длительной дюрацией и сравнительно невысокой процентной нагрузкой на государственные расходы, их большая масса переведет Украину в статус очень обремененных долгом государств.

Соответственно, ограничивается стратегическая возможность наращивать долги дальше и одновременно осуществлять фискальные маневры для послевоенной поддержки экономики. Без нахождения системных решений это может стать многолетним бременем, которое уже испытывали на себе многочисленные экономики. И простого выхода из таких ситуаций, как правило, не существует.

С другой стороны, Победа также представляет собой системный экономический вызов, ведь за ней последует демонтаж большой части военной экономики, включая мощный фискальный стимул, который помог нам немного подняться после шока первой половины 2022 года.

Поиск послевоенного плеча, которое можно подставить вместо этого, еще продолжается.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд