Порти України /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Усиление ПВО, фактор Дуная и собственный коридор вместо «зернового». Как Украине удалось не только «отвоевать» морскую отрасль из тисков войны, но и открыть порты для импорта. Рассказывает логист Иван Ниякий

5 хв читання

Загрузка барж зерном в порту Рени на реке Дунай, Одесская область, Украина, 21 июля 2022 года Фото Getty Images

Несмотря на непрерывные боевые действия, атаки армии РФ по инфраструктуре Украины и гражданским объектам, наша страна не просто выстояла, но и по многим направлениям начала восстановление и медленный рост. Одно из них – морская отрасль: Украине удалось не приостановить работу глубоководных морских портов и портов Дунайского региона. Какие основные факторы влияли на портовую отрасль Украины в текущем году и чего ждать в следующем? Рассказывает коммерческий директор логистической компании Soul Marine Иван Ниякий

⚡️Інвестуйте у свої знання з сайтом Forbes. Лише з 18 по 21 липня знижка 40% за промокодом FLASH. Отримайте доступ до матеріалів, які формують лідерів. Підписуйтеся.

Говорить о достижениях и провалах в морской отрасли Украины, как и в любой другой сфере, сегодня не приходится. В том или ином формате функционирует шесть морских портов Украины из 13 (еще пять не работают с 2014 года, поскольку находятся во временно оккупированном Крыму): черноморские порты Большой Одессы – Одесса, Южный, Черноморск и дунайские порты Измаил, Рени и Усть -Дунайск.

По прогнозам, суммарный грузооборот всех портов в 2023-м составит 57 млн т. Это примерно соответствует показателям предыдущего года. Но в три раза ниже 2021-го, когда через морские ворота страны перевезли 153,3 млн т.

Какие факторы влияли на работу портовой отрасли Украины, которая продолжала работать, несмотря на постоянные обстрелы армии РФ и блокирование Россией «зернового коридора».

«Зерновой коридор»

Запущенный в конце лета 2022 года морской коридор в рамках «зерновой инициативы» при поддержке ООН и Турции, к весне 2023-го сократил пропускную способность более чем вдвое. Основная причина – постоянные искусственные ограничения со стороны РФ.

Если в октябре 2022 года инспекцию в Босфорском проливе прошло 331 судно, то в июне 2023-го количество снизилось до 59 в месяц. Это привело к падению экспортного грузопотока агропродукции: в октябре 2022 года порты обработали 4,2 млн т продукции, а за половину июля 2023 года – всего 291 000 т.

В полночь 18 июля срок действия «зернового соглашения» истек, и Россия отказалась его продлевать. За время работы «зернового коридора» через него было экспортировано 32,9 млн т агропродукции при потенциальной возможности в 57 млн т.

Порт Одесса /Мінвідновлення/mtu.gov.ua

Последствия ракетной атаки армии РФ на порты Одессы Фото Мінвідновлення/mtu.gov.ua

Собственный коридор

Сразу после выхода из «зернового соглашения» Россия начала массированный обстрел черноморских портов Украины, нанеся серьезные повреждения крупным терминалам. За это время было повреждено 184 объекта портовой инфраструктуры, семь гражданских судов и более 300 000 т зерна.

Уже через месяц Украина создала новый собственный коридор. Без участия ООН, Турции и тем более России. Блестящие операции ВСУ и украинских спецподразделений привели к потере господства врага в Черном море и возобновлению контроля над большей частью Северо-западного морского региона.

Благодаря дипломатическим усилиям был создан безопасный маршрут в пределах территориальных вод прибрежных стран (Турции, Болгарии, Румынии) от Босфора до территориального моря Украины (12-мильная зона), где безопасность обеспечивают ВСУ.

14 ноября Украина вместе с британским правительством и пулом страховых компаний, среди которых ведущие Marsh McLennan и Lloyd’s of London, создали специальный фонд страхования судов на $50 млн.

С начала работы нового коридора в августе по состоянию на 5 декабря им воспользовалось более 241 судна, которыми было перевезено более 8,6 млн т грузов. Агропродукция составляет 6 млн т.

Удалось расширить номенклатуру грузов, в том числе начать снова экспортировать металлургию. А также открыть порты для импорта. Прогнозируется, что в декабре через новый коридор будет перевезено 5 млн т грузов.

Дунай – основная альтернатива

Показатели портов Дуная в 2023 году продолжили экспоненциальный рост, начавшийся с первых месяцев полномасштабной войны из-за блокирования РФ глубоководных портов Украины.

Если за 11 месяцев 2022 года портами Дунайского кластера было обработано 14,5 млн т грузов, то за 11 месяцев 2023-го показатели увеличились до 29,4 млн т. Из них 14,1 млн т грузов составляют зерновые, руда – 1,7 млн т, нефтепродукты – 1,9 млн т, масло – 2,4 млн т, другие грузы – 9 млн т.

Количество обработанных судов за 11 месяцев текущего года увеличилось до 13 000 по сравнению с 8900 за аналогичный период 2022 года. Достигнута рекордная перевалка – 120 000 т в сутки.

Показатели особенно впечатляют, если принять во внимание начавшиеся в июле этого года обстрелы дунайских портов армией РФ. И если первые атаки заканчивались серьезными повреждениями портовой инфраструктуры, то последние стали крайне малоэффективными для противника благодаря серьезно усилившейся в регионе системе ПВО.

Дунай /Getty Images

Украина увеличивает грузооборот через речные порты. Движение судов возле речного порта Рени на реке Дунай, Одесская область, 21 июля 2022 года Фото Getty Images

Грамотные действия государственных органов и предприятий (Минвосстановления, АМПУ, Администрации судоходства) в значительной степени способствовали росту грузооборота малых портов.

Благодаря дноуглубительным работам (с 4 м до 6,5 м) удалось практически вдвое увеличить пропускную способность украинского канала Быстрое. Количество лоцманов было увеличено в несколько раз, внедрено проведение судов методом лидирования, а режим судоходства переведен в круглосуточный. Благодаря переговорам с румынскими коллегами увеличили количество судов, проходивших по каналу Сулина, на 50%. Открыты 12 новых точек перевалки на Дунае.

В 2023 году Дунай окончательно укрепился как главная альтернатива «глубокой воде».

Международная работа

До конца года Украина отметилась несколькими серьезными достижениями на международной морской арене.

В этом году Россия впервые не избрана в Совет Международной морской организации (IMO). Произошло это 1 декабря по результатам 33-й сессии Ассамблеи IMO в Лондоне как негативная реакция на вторжение РФ в Украину.

Уже 4 декабря Ассамблея (высший орган ІМО) приняла резолюцию, предложенную Украиной и дополненную по предложениям наших международных партнеров.

Впервые ІМО одобрила создание Украиной нашего специального морского коридора. Ассамблеей принято решение о предоставлении Украине технической помощи ІМО в обеспечении работы коридора, создании программы помощи в выполнении международных конвенций в условиях военной агрессии.

Кроме того, РФ перестала быть членом Дунайской комиссии, одной из старейших международных организаций в мире.

Порт Рени /facebook ОК Південь

Последствия атаки РФ на дунайский порт Рени в ночь на 24 июля 2022 года Фото facebook ОК Південь

Прогресс в дипломировании моряков

Администрации судоходства наконец-то удалось упорядочить сферу дипломирования моряков. Длительное время эта область находилась в центре коррупционных скандалов.

На сегодняшний день уже запущены онлайн-услуги по дипломированию на портале «Дія». Механизм полностью исключает общение моряков с чиновниками. В настоящее время доля моряков, подающих заявления онлайн-средствами портала, составляет 43%. В планах на следующий год – довести этот показатель до 90%.

Проверку знаний моряков проводят с помощью международно признанного экзамена CES 6.0. При этом внешнее влияние на результат невозможно. Провели уже более 2000 экзаменов.

Ожидания в 2024-м

В 2024 году ключевую роль будет играть безопасность морского коридора и защищенность портов: средства ПВО, развитие москитного флота.

Второе – это компенсация портовым операторам. Нужен понятный механизм страхования и возврата средств при обстреле Россией портовой инфраструктуры Украины. По примеру того, как это происходит сейчас с морским коридором.

Третье – каждый доллар сегодня на счету, поэтому снижение портовых сборов помогло бы привлечь дополнительный грузопоток.

Четвертое – инвестиционный климат. Это вопрос, который касается не только морской отрасли, но и любой другой. Необходимо внедрить понятные и удобные механизмы, которые позволят бизнесу вкладывать деньги во время войны.

Все это даст стимул для развития отрасли и, как результат – будет способствовать улучшению экономики страны.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине