Категория
Деньги
Дата

Не только оккупация территории. Россия присваивает и локальные бренды Украины. На этот раз – «Мелитопольскую черешню». Как это бьет по бизнесу и почему важно защищать географические указания

6 хв читання

географічні зазначення бренди /Украинский национальный офис интеллектуальной собственности

Глава Украинского национального офиса интеллектуальной собственности и инноваций Елена Орлюк Фото Украинский национальный офис интеллектуальной собственности

Россия не только оккупирует украинские территории, но и после этого пытается уничтожить на них все украинское, в частности присваивает себе наши географические указания. Последний кейс – зарегистрировала указание «Мелитопольская черешня» как региональный бренд так называемых новых регионов. Почему так важно защищать географические указания и как это влияет на украинский бизнес и бренд Украины в мире? Рассказывает глава Украинского национального офиса интеллектуальной собственности и инноваций Елена Орлюк.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

На сайте Роспатента 12 июля появилась информация о регистрации Россией указания «Мелитопольская черешня». Этим враг положил начало оформлению региональных брендов так называемых новых регионов. Иными словами, украл наше географическое указание (ГУ). «Мелитопольская черешня» была не только зарегистрирована как ГУ в Украине в июле 2020 года, но и представлена для признания и правовой защиты на территории ЕС. Равно как и другие украинские ГУ во исполнение положений Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Какие последствия может иметь это воровство и почему в большинстве стран с развитой экономикой система географических указаний играет столь важную роль?

Консолидация усилий

Еще в 1970 году Украина стала членом Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) – структуры внутри ООН. Ее создали для международного сотрудничества в сфере охраны интеллектуальной собственности. Кроме того, в 2019 году во исполнение обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС Украина имплементировала нормы европейского законодательства в части правовой охраны ГУ. На практике – как только украинское ГУ зарегистрировано в ЕС, Союз не должен пропускать через таможню товар, маркированный таким ГУ и заявляемый как происходящий с территории России. В том числе и с временно оккупированных территорий.

Но для РФ закон не писан: кража чужой собственности и отрицание каких-либо международных соглашений и обязательств с ее стороны – не новость.

После оккупации Крыма Россия незаконно зарегистрировала вина «Балаклава», «Магарач», «Новый Свет» и «Меганом», которые до этого уже были ГУ Украины. «Мелитопольская черешня» стала первой кражей локального бренда с недавно оккупированных территорий. Поэтому украинский IP офис привлекает все механизмы, чтобы защитить украинские ГУ и убедить международное IP сообщество разорвать любое сотрудничество с Россией, закрыть внешний офис WIPO в Москве и прекратить финансирование проектов WIPO для РФ.

Ситуация с кражей Россией ГУ «Мелитопольская черешня» – вопрос глобального масштаба. Если WIPO и ВТО, членом которой до сих пор является РФ, закроют глаза на столь опасный прецедент, это даст зеленый свет для дальнейших подобных нарушений.

К сожалению, международная правовая система устроена таким образом, что для небольшого изменения необходимо приложить большие усилия. В ходе Генассамблеи WIPO в июле украинская делегация выборола несколько важных решений. Первое – продолжение поддержки Украины. Второе – беспрецедентное – WIPO будет тщательно следить, чтобы публикации на ее ресурсах и платформах соответствовали принципам суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины.

Но для защиты локальных брендов существуют и другие доступные инструменты, которые необходимо внедрять на национальном уровне уже сейчас ради экономического развития и роста имиджа Украины в мире.

Далее – примеры, как работает грамотно реализуемая система географических указаний в экономически развитых странах.

ЕС – лучшая ролевая модель

В Государственный реестр географических указаний Украины внесены сведения всего о 30 географических указаниях для товаров, происходящих с территории Украины. Ввиду огромного потенциала локальных производителей, эта цифра критически низкая.

Поразительный контраст с нашими западными соседями также не добавляет оптимизма: в аналогичный реестр ЕС, охраняемый Украиной в соответствии с Соглашением об ассоциации, входит почти 4000 наименований (среди них 906 принадлежат Италии, а 790 – Франции). И это только сельскохозяйственная продукция, продукты питания, вино и спиртные напитки. В то время как в украинском списке кроме этих категорий есть еще и непродовольственные товары, принадлежащие к народным промыслам: петриковская роспись и кролевецкие рушники.

С 1 декабря 2025 года в ЕС начнет действовать обновленный Регламент о географических указаниях, в котором защита будет распространяться и на ремесленные и промышленные изделия. Со временем список зарегистрированных в Евросоюзе ГУ вырастет по меньшей мере на несколько сотен наименований. А Украина сможет делиться с европейскими коллегами своим опытом по регистрации промыслов через инструменты IP.

ЕС удалось не только разработать мощную систему защиты локальных производителей, но и популяризировать их продукцию на мировом рынке как соответствующую самым высоким стандартам качества. Результаты говорят сами за себя. Больше пятой части (€16,95 млрд) стоимости сельскохозяйственных продуктов и напитков, защищенных ГУ, составил экспорт, свидетельствуют данные исследования, опубликованного Еврокомиссией в апреле 2020 года. Рыночная цена на продукты, прошедшие процедуру сертификации, в среднем в два раза выше цены на аналогичные товары без ГУ.

Шампанское и фета: истории (почти) успеха

В прошлом году во Франции было продано 299 млн бутылок шампанского на €6,3 млрд, а доля экспорта составила 53%. Такие цифры стали возможными благодаря длительным усилиям многих поколений, уходящих своими корнями еще в середину XIX века. Еще тогда производители этого вина начали объединяться, чтобы защитить собственный продукт от имитаций и подделок. В 1941 году основали ассоциацию CIVC, которая следила за соблюдением процесса производства шампанского и принимала меры против нарушителей. А в 1967 году шампанское получило защиту как ГУ согласно Лиссабонскому соглашению.

А как насчет феты? Этот сыр Греция зарегистрировала как ГУ в 1996 году. Но из-за возражений со стороны ряда стран ЕС, привыкших производить и экспортировать собственную «фету», Суд ЕС регистрацию аннулировал. Вторая попытка регистрации Грецией феты в 2005 году была успешной. Но несмотря на это, Дания разрешила нескольким своим производителям экспортировать сыры под названиями Feta, Danish Feta и Danish Feta Cheese в страны за пределами ЕС.

Ожидаемо дело снова оказалось в Суде ЕС, который постановил: экспорт в третьи страны не является основанием для использования уже зарегистрированного ГУ в маркировке своих товаров. Итог положительный: фета является флагманом географических указаний Греции и составляет примерно 10% греческого экспорта пищевых продуктов: в 2022 году показатели составили 86,8 т и €605 млн.

Впереди много работы

У украинских локальных продуктов есть все шансы стать узнаваемыми и заработать высокую репутацию за рубежом. Регистрация же ГУ может позволить небольшим производителям качественной локальной продукции не просто выжить, но и разработать альтернативную маркетинговую стратегию – не требующую значительных ресурсов для создания и развития бренда – и стать успешными экспортерами.

Здесь возникает вопрос уже о национальных брендах, являющихся стартовыми площадками для коммерциализации аутентичной продукции в глобальном масштабе. Чем сильнее раскручен бренд страны, тем конкурентнее ее продукция. Нам в пример та же Италия или Швейцария.

После начала полномасштабной войны процесс регистрации ГО в Украине постепенно налаживается: в течение 2023 года ІР офис зарегистрировал четыре наименования для вина: «Ялпуг», «Придунайская Бессарабия», «Шабаг» и «Аша-абаг». А в конце мая 2024-го к ним добавилось еще одно – «Закарпатье / Закарпатское вино».

На днях же произошло определяющее для всех украинцев событие – статус географического указания получил наконец херсонский арбуз – настоящий символ деоккупации Херсонщины и стойкости украинских фермеров, которые продолжают развивать национальный бренд в сверхсложных условиях прифронтовой зоны. Также зарегистрированы «Мед Закарпатья / Закарпатский мед», «Мясо баранины Фрумушика / Баранина Фрумушика» и «Тихое вино Долина Фрумушика». Для наших виноделов открытие новых экспортных возможностей как раз и выступает одним из приоритетных мотивов оформления ГУ.

Также есть и примеры успешной коммерциализации товаров с ГУ на внутреннем рынке, как это произошло с гуцульской овечьей брындзей. После получения защищенного статуса ее популярность выросла настолько, что это позволило производителям продавать сыр в пять раз дороже по сравнению с ценой до оформления ГУ. Тут важно сделать ремарку: сработало не только географическое указание, но и его симбиоз с инвестициями в развитие локального агротуризма – при содействии Украинского культурного фонда создали культурно-туристический маршрут «Гуцульские сырные плаи».

Украине есть что показать миру. Наши природные богатства и традиционные техники производства – прекрасная основа для коммерциализации локальных продуктов в глобальном измерении. Это особенно актуально, когда тенденция к растущей унификации порождает спрос на уникальность и аутентику, а Россия стремится уничтожить или присвоить все украинское.

Так что боремся с государством-террористом на всех доступных площадках, объединяем усилия, учимся на лучшем опыте и развиваем систему ГУ как органическую часть бренда Украины.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд