США в начале года подарили государственному «Энергоатому» мобильную газовую электростанцию мощностью 28 МВт и стоимостью $15 млн. Ожидалось, что благодаря реализации проекта Украина получит гораздо больше подобных установок, однако эта электростанция до сих пор не работает. Что пошло не так?
Агентство США по международному развитию (USAID) в начале февраля 2023 передало государственной компании «Энергоатом», которая является оператором украинских атомных электростанций, газотурбинную мобильную электростанцию General Electric мощностью 28 МВт.
Такая небольшая генерация должна помочь Украине эффективнее бороться с последствиями ударов России по энергетической инфраструктуре. небольшие электростанции можно использовать в городах для обеспечения жителей электроэнергией, водой и теплом на случай масштабных отключений света. Также эти электростанции могут ускорить восстановление энергосистемы после блекаута.
Еще одно ее преимущество – небольшое время запуска, которое измеряется в минутах. В то время как для запуска энергоблока тепловой электростанции требуется около часа.
«Установление этой турбины станет первым практическим шагом по реализации стратегии Министерства энергетики Украины по децентрализации энергосистемы и сетям малой генерации в нашей стране», – заявил министр энергетики Герман Галущенко 7 февраля во время торжественной передачи Украине газотурбинной установки.
В церемонии передачи установки 7 февраля также приняли участие посол США Бриджит Бринк, заместитель администратора USAID Изабель Коулман и руководитель «Энергоатома» Петр Котин.
Однако за семь месяцев «Энергоатом» так и не смог запустить эту электростанцию, хотя ее в кратчайшие сроки за $2,5 млн двумя авиарейсами из аэропорта Юма (США) в аэропорт Жешув (Польша) еще в феврале перевез «Антонов». Сейчас «Антонов» судится с «Энергоатомом», чтобы получить эти деньги, пишет отраслевое издание ExPro.
Этот проект вызвал много вопросов как к срокам его реализации, так и к стоимости работ, которые закупал «Энергоатом», чтобы доставить и установить установку – более $6 млн (перевозка, проектирование, монтаж). Forbes задал эти вопросы пресс-службе «Энергоатома». Ответы госкомпании прокомментировал Михаил Шустер, который до августа 2020-го работал директором по закупкам в «Энергоатоме», а сейчас регулярно критикует руководство госкомпании.
Также мы пообщались с консультантом, который помогает западным партнерам установить похожие газотурбинные электростанции в Украине, чтобы сравнить заявленные стоимости подобных проектов. Он говорил анонимно, поскольку подписывал договоры о неразглашении.
Вот что они рассказали.
Почему «Энергоатом» семь месяцев не может запустить газотурбинную мобильную электростанцию
Установка уже установлена на проектное место, она прошла тестирование, сообщили в пресс-службе «Энергоатома». Сейчас установку подсоединяют к газотранспортной системе и электросети, но чтобы она полноценно заработала, должно поступить все оборудование, которое пообещала американская компания Tetra Tech. Эта компания является поставщиком всего дополнительного оборудования по этому проекту: трансформатора, газового модуля, ячейки 110 кВ, переключателя, говорится в сообщении пресс-службы.
«Энергоатом» узнал, что у установки нет всех необходимых для ее запуска модулей, только 10 мая, когда в Украину прибыл инженер Tetra Tech и украинские специалисты смогли ознакомиться с вместимым поставки.
«Оказалось, что General Electrik и Tetra Tech не имели на руках этого оборудования и собирали его по всему миру, – говорится в сообщении «Энергоатома». – Газовый модуль мы получили 1 сентября, трансформатор – в августе. У нас до сих пор нет модуля собственных нужд и дизель-генератора».
В середине сентября состоялась очередная встреча с представителями Tetra Tech, которые сообщили, что в ближайшее время предоставят оборудование, поэтому «Энергоатом» рассчитывает запустить установку до конца октября.
«Согласно договоренностям, все оборудование нам передается как гуманитарная помощь. Если бы мы получили все оборудование в феврале, то через два-три месяца установка работала бы», – сообщили в пресс-службе компании.
Однако, по словам Шустера, «Энергоатом» не мог не знать, что именно было поставлено. Чтобы понять, какое оборудование поставлено, не нужно было ждать 10 мая, чтобы открыть коробки, – говорит он. – С коробками идет описание содержимого комплекта, где перечислено все оборудование». Если предположить, что описание не было детализировано, добавляет он, то всегда можно обратиться к компании-поставщику, которая в течение двух дней предоставит подробный перечень.
Еще одно подтверждение, что «Энергоатому» была известна комплектация, – тендер на проектирование и строительные работы стоимостью 128 млн грн. «Подрядчик должен был закупить это все оборудование, кроме трансформатора, – говорит Шустер со ссылкой на тендерную документацию. – Фактически они валят на американцев то, что есть в договоре на Prozorro».
По словам консультанта, который помогает устанавливать в Украине подобные установки, проектные работы и установка им обошлись в около 40 млн грн.
Что входит в 128 млн грн, которые «Энергоатом» должен заплатить «Спецтеплоэнергомонтаж» за проектирование и строительные работы
У «Спецтеплоэнергомонтаж» есть портфолио различных работ, говорится в сообщении «Энергоатома». Она выполняла подряды для «Центрэнерго», ДТЭК, реализует еще один проект для «Энергоатома». «Мы разослали предложения ряду компаний, которые нельзя называть. Предложение «Спецтеплоэнергомонтаж» было наиболее выгодным», – проинформировали в пресс-службе «Энергоатома».
Однако «Энергоатом» пока не может сказать, на что пойдут средства. «Смета будет сведена уже после выполнения работ, поэтому сейчас мы не можем сказать, сколько денег будет потрачено на разработку проекта или строительство», – говорится в сообщении.
Также в компании подчеркнули, что конечная стоимость будет меньше минимум на 40 млн грн, поскольку из сделки исключили приобретение трансформатора и еще некоторого оборудования. Его бесплатно согласилась передать Tetra Tech. То есть конечная стоимость этих работ будет около 80 млн грн, предоставили информацию в госкомпании.
Однако, по словам Шустера, трансформатора и не было в контракте. «В тендерной документации черным по белому написано: трансформатор будет поставлен отдельно», – отмечает он.
Также Шустера настораживает комплексный подход «Энергоатома» к заключению контракта со «Спецтеплоэнергомонтаж». Такие работы, по его словам, не делают в один этап. Сначала должен быть тендер на проектирование. А уже потом, на основании проектных спецификаций и смет, должен быть проведен тендер на выполнение работ. «Это позволяет рассчитать стоимость контракта на строительство», – говорит он.
Подход «Энергоатома» в этом проекте не позволяет заранее рассчитать конечную стоимость. «Несмотря на это, они приняли предложение на 128 млн грн», – возмущается он.
Почему «Энергоатом» перевозил установку самолетом, а не кораблем, что было бы гораздо дешевле
Перевозка установки кораблем увеличила бы сроки поставки на два месяца, говорится в сообщении «Энергоатома». «На тот момент у нас каждый день был на счету. Задача стояла – запустить установку как можно раньше, – говорится в сообщении. – Если бы мы знали, что установка будет не в полной комплектации, тогда можно было бы рассмотреть альтернативные способы доставки».
Также в «Энергоатоме» подчеркнули, что реализация проекта – это политическая договоренность на уровне министров энергетики США и Украины посреди зимы. Эта установка – пилотный проект децентрализованной генерации. «Мы должны были ее быстро подключить, показать, что она работает, и весной получить больше установок», – говорится в сообщении.
По словам Шустера, только разработка проекта, поиск подрядчиков и подготовка места размещения установки могут занимать не менее двух месяцев. «То есть это работы, для которых вам не нужна установка в Украине», – считает он.
Если действительно задача была установить ее как можно скорее, то непонятно, почему «Энергоатом» решил подключать ее к линии 110 кВ, что требует трансформатора и другого дополнительного оборудования, поскольку на выходе мобильная электростанция имеет напряжение 11 кВ. «Можно было бы сразу подключить ее к линии 10 кВ, что заняло бы до 20 дней, – говорит он. – Этот вариант снизил бы возможности ее применения, однако политически все было бы сделано максимально быстро».
Когда «Энергоатом» решил подключить установку к линии 110 кВ, он должен был немедленно проинформировать об этом американцев и запросить нужное оборудование, чтобы понять сроки реализации, говорит Шустер. «То есть в решение о присоединении к сети 110 кВ уже была заложена отсрочка минимум на четыре месяца», – считает он.
Именно это решение повлекло за собой необходимость переходного блока 11\110 кВ, устройство которого и является предметом контракта со «Спецтеплоэнергомонтаж», отмечает Шустер. Эта компания должна была спроектировать установку, закупить и смонтировать ее. «Откуда взялись претензии к американцам – неизвестно, – говорит Шустер. – Вероятно, когда поняли, что «Спецтеплоэнергомонтаж» не в состоянии выполнить закупку. По идее, это стало понятно в июне или июле».
«Перелет из США не нужен абсолютно», – подтверждает консультант, помогающий западным партнерам запустить похожие газотурбинные электростанции в Украине.
По его данным, разработка проекта, строительство фундамента, закупка оборудования – это 4–5 месяцев. «За это время установка спокойно доедет на корабле, что в 10 раз дешевле, чем на самолете», – говорит он.
Однако он также сначала рассматривал вариант с самолетом: «Нам было предложено несколько вариантов рейсов грузового самолета из США в Польшу. Стоимость одного рейса – около $800 000, тогда как кораблем – $30 000».
Почему «Энергоатом» выбрал именно государственный «Антонов»
«Антонов» – это государственная компания, которая готова сразу выполнить заказ. «На тот момент у нас не было времени искать альтернативу в виде частного игрока», – говорится в сообщении. «Энергоатом» предоставил «Антонову» габариты установки: вес – 150 т, объем – 840 кубометров. «Антонов» выставил чек в $2,5 млн за два рейса.
Еще одна причина, почему «Энергоатом» выбрал именно таких подрядчиков, – эти компании были готовы работать над проектом даже без авансовых платежей, говорится в сообщении компании. «У «Энергоатома» до сих пор не утвержден финплан, поэтому мы не можем рассчитываться с подрядчиками, – заявили в компании. – Эти компании делают все работы за свой счет, рассчитывая, что мы оплатим работы в будущем».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.