Проект программы расширенного финансирования между МВФ и Украиной включает реформы, способствующие фискальной стабильности, борьбе с коррупцией и улучшению управления в Украине. Однако как эти изменения повлияют на бизнес и жизнь граждан? Координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы, ассоциированный эксперт CASE Украина Олег Гетман подробнее проанализировал несколько инициатив программы
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною трьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. У період Black Friday діє знижка -30%: 1259 грн замість 1799 грн.
Международный валютный фонд (МВФ) и правительство Украины согласовали на уровне экспертов новую программу расширенного финансирования (EFF) на 48 месяцев объемом $8,1 млрд. Она может быть представлена на утверждение Исполнительного совета МВФ уже в декабре.
Соглашение охватывает ряд фискальных и монетарных политик для закрепления программы, цели которой включают в себя поддержку макроэкономической стабильности Украины, восстановление устойчивости долга и внешней жизнеспособности, борьбу с коррупцией и улучшение управления, говорится в сообщении МВФ.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Новый Меморандум с МВФ содержит много важных и положительных пунктов, и только один из них – высокорисковый.
Позитивные пункты
В Меморандуме отмечается, что риски для госбюджета Украины остаются высокими, учитывая исключительную неопределенность, и следует приложить все усилия, чтобы избежать неэффективных расходов или введения налоговых льгот.
Органы власти обязаны осуществлять меры по мобилизации внутренних доходов, которые также необходимо будет дополнить своевременным и масштабным внешним донорским финансированием на условиях, подобных грантам, для обеспечения устойчивости долга.
Меморандумом предусмотрены важные инициативы, в частности: повысить прозрачность и конкуренцию в закупках, продолжать реформу налоговой и таможенной служб, поддерживать независимость антикоррупционных органов.
Несколько инициатив, влияющих на всех граждан и предпринимателей, следует проанализировать более подробно.
Устранить таможенные лазейки для импорта потребительских товаров
В этом предложении МВФ говорится о льготе на посылки из Китая до €150, которые в настоящее время прибывают в Украину без НДС и ввозной пошлины. В то время как на украинские аналогичные товары НДС начисляется.
С китайских маркетплейсов украинцы чаще всего получают, согласно исследованиям: одежду, обувь, электронику, косметику, товары для дома, игрушки. Почти все эти товары массово производятся в Украине. Такая льгота создает неравную конкуренцию, дискриминирует украинских производителей, приводит к потерям бюджета, способствует «серым» схемам. Так что этот вопрос требует урегулирования.
Стоимость международных почтовых и экспресс-отправлений, ввезенных в Украину за шесть месяцев 2025 года без налогообложения, составила 44,6 млрд грн, согласно данным Государственной таможенной службы. При сохранении действующих темпов ежеквартальных объемов отправлений до конца 2025-го общие потери поступлений в госбюджет от применения льготы на посылки составят расчетно 17,9 млрд грн за 2025 год. С текущей динамикой рост объемов – в 2026 году недопоступления в госбюджет составят 27 млрд грн.
Предложение МВФ перейти к европейской модели One stop shop, когда китайские маркетплейсы начнут платить НДС на товары, которые присылают в Украину, а потребители не почувствуют никаких изменений в администрировании, является положительным для экономики Украины шагом.
Налогообложение цифровых платформ
МВФ предлагает имплементировать в украинское законодательство положения Модельных правил ОЭСР по отчетности операторов цифровых платформ и Директивы ЕС DAC7. Это международные стандарты автоматического обмена налоговой информацией, уже действующие в большинстве стран Евросоюза.
После присоединения к Многостороннему соглашению DPI, Государственная налоговая служба Украины (ГНС) будет ежегодно получать от иностранных партнеров информацию о доходах украинцев, заработанных через Uber, Etsy, Upwork или другие международные платформы. И наоборот – будет передавать информацию о доходах иностранцев, полученных в Украине.
Депутаты уже зарегистрировали соответствующий законопроект №14025, предусматривающий имплементацию DAC7 и создающий для самозанятых, работающих через цифровые платформы, сверхупрощенный налоговый режим.
Физическому лицу не нужно будет регистрировать ФЛП или подавать декларацию. Платформа будет автоматически удерживать 5% налога на доходы физических лиц и (до завершения военного положения) 5% военного сбора. После завершения военного положения такое налогообложение будет самым либеральным среди других систем налогообложения.
Фактически это станет новым легальным «режимом для фрилансеров и курьеров», ныне часто работающих в неформальном секторе. Речь идет о водителях Uber, Bolt и Uklon, курьерах Glovo, репетиторах, специалистах, предоставляющих другие услуги через онлайн-платформы.
Платформы будут выступать налоговыми агентами, они будут автоматически высчитывать налоги с выплат пользователям и передавать отчеты в ГНС.
Закон не будет распространяться на обычные доски объявлений, такие как OLX или Aviso, если пользователи размещают там объявления и получают средства за товары наличными или на свой счет.
Исключение составит только OLX-доставка, которая потенциально попадет под регулировку. Но освобожденными от налогообложения будут даже пользователи этого сервиса, если пользуются цифровыми платформами только эпизодически и не ведут систематическую деятельность (до €2000 в год продаж).
Устранить пробелы в трудовом законодательстве
Проблемой действующего трудового законодательства Украины является отсутствие четких критериев трудовых отношений, по которым можно было бы определить: работает настоящий фрилансер или наемный работник (который оформил ФЛП, и компания минимизирует налоги). Это так называемая схема «ФЛП вместо найма», потери госбюджета от которой, по расчетам экспертов, составляют 16–19 млрд грн в год.
Для решения этой проблемы необходимо имплементировать в законодательство четкие трудовые критерии. С этой целью разработан и зарегистрирован законопроект №13507, который в настоящее время не двигается в парламенте.
Отменить льготы для регистрации плательщика НДС
Предложение в Меморандуме, по предварительной информации, заключается в том, что для ФЛП второй и третьей групп должен быть введен порог перехода на НДС – ориентировочно при достижении оборота в 1 млн грн в год.
Такая норма не будет способствовать минимизации «серых» схем и не увеличит поступления НДС, а наоборот, спровоцирует дробление малого бизнеса и утаивание оборотов, как это было уже, когда был установлен лимит перехода на РРО от 1 млн грн оборота.
В настоящее время недопоступление в госбюджет от схем дробления и сокрытия оборотов оценивается в 10–13 млрд грн в год.
Для минимизации этой схемы, далеко не самой большой в Украине, необходимо ввести ряд мер, но никак не снижать порог НДС для упрощенной системы.
Среди мер по минимизации схемы «дробления на ФЛП» должны быть следующие.
- В сфере администрирования налога на прибыль и НДФЛ – необходимо внедрить в законодательство общее правило противодействия уклонению от уплаты налогов (GAAR); в области администрирования НДС – правило борьбы с фрагментацией.
Оба инструмента нужно адаптировать к реалиям Украины, в частности четкими «критериями / индикаторами дробления» с гибким механизмом их постоянного усовершенствования.
Нужен институциализированный механизм уточнения критериев рисковости, который бы объединял различных стейкхолдеров процесса. Включая добросовестных налогоплательщиков, использующих бизнес-модели сотрудничества с добросовестными ФЛП, такие как франчайзинг и торговые площадки, чтобы минимизировать риски и проблемы для добросовестного бизнеса (ориентировочный перечень критериев – наработанный специалистами ІСЕТ и CASE).
- Перейти к риск-ориентированной фискализации, сосредоточить фискализацию и контроль исключительно на тех предпринимателях, которые имеют риск превышения оборотов.
Обеспечить индексацию порога перехода на НДС для субъектов хозяйствования на общей системе – на уровень инфляции за все время, когда индексации не было. Для плательщиков единого налога оставить текущую модель перехода на НДС – без изменений.
- Стимулировать покупателей получать фискальные чеки на высокорисковые товары.
Для этого существует ряд механизмов в мире, которые предполагают привлечение потребителей: «лотерея» фискальных чеков, между участниками которой (покупателями товаров/услуг) регулярно разыгрывают призы по реквизитам чеков; финансовые стимулы для потребителей по выявлению нефискального чека и соответствующих обращений; возврат процента от всех покупок по итогу года, если все чеки зарегистрированы покупателем в специальной базе.
- Обеспечить обязательность (с существенными штрафными санкциями за невыполнение) для финучреждений реагировать на признаки так называемого дробления бизнеса через ФЛП, которые в настоящее время доведены Нацбанком финучреждениям только как рекомендованные.
- Перезагрузка Службы финмониторинга комиссиями с преобладающим голосом международных экспертов. Финмониторинг должен эффективно отслеживать группы связанных компаний через общих бухгалтеров, контрагентов и транзакции.
- Усилить контроль и ввести ощутимую административную ответственность за незаконное предоставление, передачу или получение доступа к банковским счетам, платежным инструментам и средствам идентификации, а также осуществление незаконных финансовых операций, включая переводы и платежи, в том числе в пользу третьих лиц за материальное вознаграждение. Ввести «реестр дропов» (псевдо-ФЛП и схема дропов).
Проект Меморандума с МВФ содержит десятки сверхважных положительных пунктов, реализация которых будет способствовать улучшению качества институтов, выравниванию конкуренции, макростабильности, минимизации «серых» схем. Но в то же время содержит один пункт по поводу порога НДС для ФЛП, который необходимо изменить на другие механизмы минимизации схем с упрощенной системой.
Надеемся, представители Кабмина и парламента учтут предложения аналитических центров и наработают соответствующие изменения в законодательство на основе аналитики, анализа затрат-выгод и в инклюзивном процессе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.