Категория
Новости
Дата

Малюська: размер замороженных активов России может быть менее $300 млрд. Для взыскания нужен международный договор

Министр юстиции Денис Малюська рассказал в интервью Forbes о перспективах конфискации замороженных активов России. Много времени будет занимать подготовка и ратификация соответствующего международного договора. Кроме того, сумма этих активов может быть меньше $300 млрд, ранее озвученных в прессе.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Ключевые факты

  • Он уточнил, что все российские активы за пределами этой страны можно разделить на три блока. «Самый простой кейс – это суверенные активы РФ, несколько сложнее – активы российских государственных компаний и самый сложный – активы олигархов и частного бизнеса», – сказал министр.
  • Наиболее реальный кейс – суверенные активы РФ (в частности, резервы Центробанка). Преграда – суверенный иммунитет, по которому одно государство не может забрать активы другого без его согласия, отметил Малюська. «Мы предлагаем установить дополнительное ограничение – суверенный иммунитет не касается репараций государства-агрессора, – рассказал он. – Это будет зафиксировано в международном договоре».
  • По словам Малюськи, цифра в $300 млрд арестованных активов Центробанка РФ, которая ранее озвучивалась в прессе, может не соответствовать действительности и быть меньше. Ни мы, ни международные партнеры не знают конкретную цифру замороженных активов РФ за рубежом. Сумма $300 млрд базируется на отчете Центробанка РФ за прошлый год, – отметил министр. – В РФ были намерения скрыть эти активы, однако похоже, что лица, управляющие в РФ суверенными активами, не были знакомы с планами по наступлению. Поэтому многие движения по активам начались сразу после 24 февраля 2022 года. Большую часть из них нашим международным партнерам удалось остановить, но, к сожалению, не все.
  • Украина надеется, что уже в октябре состоится заседание Генассамблеи ООН по вопросу российских суверенных министров. «Наша задача – собрать как можно больше голосов среди стран. Если решение согласуют, можно переходить к переговорам по тексту договора. Мы ожидаем, что первые комплексные переговоры состоятся зимой. Затем этот договор должны ратифицировать парламенты стран», – объяснил глава Минюста.
  • По его словам, обычно подготовка договоров такого масштаба длится около десяти лет. «Конечно, в этот раз процесс будет гораздо быстрее, но не все зависит от нас», – добавил министр.
  • Следующим шагом после заключения международного договора станет создание отдельного фонда, в который будут направляться конфискованные российские средства. «Резервы будут распределены между пострадавшими от агрессии РФ субъектами – государством, местными органами власти, бизнесом, физическими лицами», – уточнил Малюська.
  • Единого решения о возможной конфискации активов российских граждан пока нет. Один из механизмов, разрабатываемый Европейским Союзом, – конфискация активов лиц, пытающихся обойти санкции. «Конфискация активов лиц по критерию приближенности к Путину пока не рассматривается», – заявил министр.
  • «На политическом уровне международная поддержка есть. Главная задача – разработать качественный механизм взысканий, не нарушающий основ, по которым живет западное общество много веков», – говорит Малюська.

Контекст

Минюст начнет работу над санкционным списком, который СНБО проголосовал 30 сентября, сразу после утверждения его указом президента Украины. Процедура подготовки одного кейса может занять несколько месяцев.

Украина потребует от России репараций из-за войны в размере не менее $300 млрд, заявлял ранее министр юстиции. По его словам, на Генассамблее ООН Украина собирается добиться принятия резолюции, на которой в дальнейшем должно базироваться создание международного механизма возмещения ущерба.

9 сентября в Брюсселе правительство Украины, Еврокомиссия и Всемирный банк презентовали общую оценку убытков, которые Украина понесла за первые месяцы войны с Россией.

Оценка Всемирного банка включает более скромные суммы, чем два месяца назад во время Ukraine Recovery Conference в Лугано называло украинское правительство. Если правительственный план восстановления рассчитан на $750 млрд на 10 лет, то Всемирный банк будет предлагать пока ориентироваться не более чем на $350 млрд общего ущерба.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине