Категория
Новости
Дата

Парламент в первом чтении принял закон о корпоративной реформе. Что может измениться для госкомпаний

2 хв читання

Рада приняла в первом чтении законопроект №5593-д, который регулирует управление государственными предприятиями. Правительство сможет утверждать зарплаты руководителей госпредприятий, но передает наблюдательным советам право назначать и увольнять председателей правления

За 12 років консалтингова компанія Franchise Group створила 600+ франшиз. Як масштабувати бізнес за допомогою франшизи в часи турбулентності? Отримайте інсайти і стратегії на Форумі підприємців від власниці та СЕО Franchise Group Мирослави Козачук. Купуйте квиток за посиланням.

Ключевые факты

  • Проект закона предлагает передать наблюдательным советам госпредприятий полномочия по утверждению стратегии развития, финансовых и инвестиционных планов. Члены совета будут нести ответственность за утверждение финансовых планов на три-пять лет. Они также должны выносить предложения о размере дивидендов, которые будут выплачивать акционерам, в том числе платежи в государственный бюджет. Сейчас за это отвечает Кабинет министров.
  • Правительство должно разработать дивидендную политику, но руководство компании и наблюдательный совет будут определять, какую сумму средств в виде дивидендов государству должно направить госпредприятие в текущем финансовом году. Сейчас закон предусматривает, что государственные компании должны не менее 30% прибыли направлять в госбюджет.
  • Наблюдательные советы будут отвечать за назначение и увольнение руководителей госпредприятий, определять размер их зарплат и премий. Однако у Кабинета министров остается право вето на решения совета.
  • Кабмин будет оценивать деятельность работы членов наблюдательных советов. Инициировать отставку можно на собрании наблюдательного совета, если лицо не выполняет обязанности, указанные в договоре, или на основании отчета наблюдательного совета о невыполнении планов.
  • Закон вводит понятие «фидуциарный долг» – обязанность членов правления и наблюдательных советов госпредприятий действовать в интересах компании, добросовестно и беспристрастно. В законопроекте не указывается содержание этой концепции и ответственность за нарушение таких обязанностей.

Контекст

Министерство экономики, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Международный валютный фонд и Европейская комиссия сделали первую попытку реформировать управление государственными предприятиями в Украине в 2016 году. Парламент принял закон №1405, который позволил создавать наблюдательные советы в государственных и коммунальных предприятиях.

С тех пор правительство продолжило вести переговоры с западными партнерами, которые требовали, чтобы следующий законопроект включал принципы корпоративного управления госпредприятиями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР – авторитетный источник для международных финансовых организаций и частных инвесторов. От эффективности перезапуска реформы корпоративного управления зависит сотрудничество с кредиторами, финансовыми донорами и иностранными инвесторами.

В мае 2021 года заместитель генерального секретаря ОЭСР Масамичи Коно сделал замечание украинскому правительству о нарушении принципов ОЭСР о правлении предприятий в государственной собственности. Какова была причина? Кабмин отстранил Наблюдательный совет НАК «Нафтогаз», чтобы уволить главу компании Андрея Коболева.

В июне депутаты от партии «Слуга народа» и «Голос» зарегистрировали сразу три альтернативных законопроекта о корпоративной реформе – 5593, 5593-1 и 5593-2. Однако они все были отклонены парламентским комитетом по вопросам экономического развития, поскольку имели существенные замечания. В июле доработанные нормы трех проектов закона объединили в единую версию, которую и приняли в первом чтении.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине