Категория
Новости
Дата

Парламент в первом чтении принял закон о корпоративной реформе. Что может измениться для госкомпаний

2 хв читання

Рада приняла в первом чтении законопроект №5593-д, который регулирует управление государственными предприятиями. Правительство сможет утверждать зарплаты руководителей госпредприятий, но передает наблюдательным советам право назначать и увольнять председателей правления

⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося. 

Долучайтеся до форуму!

Ключевые факты

  • Проект закона предлагает передать наблюдательным советам госпредприятий полномочия по утверждению стратегии развития, финансовых и инвестиционных планов. Члены совета будут нести ответственность за утверждение финансовых планов на три-пять лет. Они также должны выносить предложения о размере дивидендов, которые будут выплачивать акционерам, в том числе платежи в государственный бюджет. Сейчас за это отвечает Кабинет министров.
  • Правительство должно разработать дивидендную политику, но руководство компании и наблюдательный совет будут определять, какую сумму средств в виде дивидендов государству должно направить госпредприятие в текущем финансовом году. Сейчас закон предусматривает, что государственные компании должны не менее 30% прибыли направлять в госбюджет.
  • Наблюдательные советы будут отвечать за назначение и увольнение руководителей госпредприятий, определять размер их зарплат и премий. Однако у Кабинета министров остается право вето на решения совета.
  • Кабмин будет оценивать деятельность работы членов наблюдательных советов. Инициировать отставку можно на собрании наблюдательного совета, если лицо не выполняет обязанности, указанные в договоре, или на основании отчета наблюдательного совета о невыполнении планов.
  • Закон вводит понятие «фидуциарный долг» – обязанность членов правления и наблюдательных советов госпредприятий действовать в интересах компании, добросовестно и беспристрастно. В законопроекте не указывается содержание этой концепции и ответственность за нарушение таких обязанностей.

Контекст

Министерство экономики, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Международный валютный фонд и Европейская комиссия сделали первую попытку реформировать управление государственными предприятиями в Украине в 2016 году. Парламент принял закон №1405, который позволил создавать наблюдательные советы в государственных и коммунальных предприятиях.

С тех пор правительство продолжило вести переговоры с западными партнерами, которые требовали, чтобы следующий законопроект включал принципы корпоративного управления госпредприятиями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР – авторитетный источник для международных финансовых организаций и частных инвесторов. От эффективности перезапуска реформы корпоративного управления зависит сотрудничество с кредиторами, финансовыми донорами и иностранными инвесторами.

В мае 2021 года заместитель генерального секретаря ОЭСР Масамичи Коно сделал замечание украинскому правительству о нарушении принципов ОЭСР о правлении предприятий в государственной собственности. Какова была причина? Кабмин отстранил Наблюдательный совет НАК «Нафтогаз», чтобы уволить главу компании Андрея Коболева.

В июне депутаты от партии «Слуга народа» и «Голос» зарегистрировали сразу три альтернативных законопроекта о корпоративной реформе – 5593, 5593-1 и 5593-2. Однако они все были отклонены парламентским комитетом по вопросам экономического развития, поскольку имели существенные замечания. В июле доработанные нормы трех проектов закона объединили в единую версию, которую и приняли в первом чтении.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд