Во время звонка с Владимиром Путиным 7 декабря Джо Байден пообещал ввести мощные санкции против России, если она продолжит вторжение в Украину. Что в ответ говорил Путин – секрет. Почему эти переговоры важны, зачем России войска на границе с Украиной и что Байден скажет Зеленскому 9 декабря
Курт Волкер, бывший спецпредставитель Государственного департамента США по вопросам Украины, рассказал о результатах переговоров и чего ждать дальше. Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию интервью.
Почему недавний разговор Путина и Байдена важен для Украины?
Россия наращивает войска в Украине и на ее границах уже несколько месяцев. Это серьезно. Путин может напасть в любой момент, если захочет. В этой ситуации прекрасно, что Путин и Байден напрямую об этом поговорили. Байден, например, смог четко заявить о своей позиции и о том, какие будут последствия, если Россия введет войска. Сейчас Британия, Германия, Франция, Евросоюз – все предупреждают Путина не делать этого.
Правда, до сих пор неизвестно, что говорил сам Путин во время переговоров. Кремль не опубликовал детальное заявление. Не ясно, о чем думает Путин. Возможно, Россия не оглашает свою позицию, чтобы не ограничивать себя в дальнейших действиях.
Многие видят эти переговоры как кульминацию в ситуации с наращиванием войск и думают, что теперь напряжение пойдет на спад. Я бы на это не рассчитывал. Путин продолжит действовать с позиции силы еще долго.
США пообещали ввести мощные санкции. Что это будут за санкции?
Самая серьезная мера – отключить Россию от банковской системы SWIFT, которая нужна для международных денежных переводов. Это «ядерная» опция, потому что от нее пострадают как российские компании и бизнесы, так и американские. Но для РФ это будет разрушительно. Тот факт, что США и ЕС говорят об этом, показывает серьезность, с которой все воспринимают угрозу вторжения.
Без SWIFT в России будут заморожены все международные переводы. Это сразу ударит по РФ, потому что страна сильно зависима от экспорта газа, нефти и другого сырья. Импорт тоже будет нарушен.
Будут также санкции, которые ударят по близкому окружению Путина и государственным компаниям вроде «Газпрома» и «Аэрофлота».
Что конкретно должна сделать Россия, чтобы США ввели санкции?
Начну с того, что меня расстроил июньский саммит России и США в Женеве. Байден тогда предупредил Путина, что если Россия сделает что-то еще – кибератаки на США, или снова нападет на Украину, или использует энергоресурсы в качестве оружия – то США рассмотрят новые санкции. Но как насчет того, что Россия уже натворила? Аннексия Крыма, боевые действия на Донбассе, оккупация Абхазии, кибератаки, изгнание международных дипломатов, российские корабли в Черном море – у этих вещей должны быть последствия сейчас. Не стоит ждать, пока что-то новое случится.
Сегодня ситуация похожа. США что-то предпримет, только если Россия нападет. Это меня тревожит. Нужно действовать, чтобы Путин отступился от того, что он уже сделал.
Со слов Байдена мы знаем, что Путин выдвинул требования не принимать Украину в НАТО. Почему он против?
Это мифология, которую построил Путин. Это связано с его стилем управления – он автократ. Его оправдание: он защищает русский народ и единственный, кто может Make Russia Great Again. И он изображает НАТО как угрозу – милитаристский альянс, который подкрадывается к российским границам и может в любой момент напасть.
Очевидно, что это неправда. Россия живет рядом с Норвегией, котороая является членом НАТО. Балтийские страны – тоже в НАТО. Никакой угрозы они не несут. НАТО – оборонная организация, она ни на кого не нападает; она защищает тех, на кого нападают. Путин – умный и сообразительный парень, он знает это. Но эта мифология помогает ему оправдывать расширение России.
Как Украине реагировать на требования России отказаться от членства в НАТО?
Полностью отвергать их. Ни одна страна не имеет права выбирать будущее других государств. Украина сама выбирает тип политической системы, как именно бороться с коррупцией и какие реформы внедрять – это выбор украинцев, и никто не может их заставить это делать. Хочет Украина быть частью НАТО или нет – она сама должна решать вместе с членами НАТО, это все-таки их клуб. У России в этом вопросе нет права голоса.
О чем Зеленский будет говорить с Байденом 9 декабря?
Очевидно, что Байден обязан зачитать Зеленскому разговор, который у него был с Путиным. Они захотят оставить то, что сказал Путин, в секрете, но у Зеленского есть право знать, о чем Россия и США говорили, когда обсуждали Украину. Думаю, Байден сделает это. И он точно заверит Зеленского, что США продолжит помогать, поддерживать суверенитет Украины и возобновление ее территориальной целостности.
Что США еще могли бы сделать для Украины на этом этапе?
Если бы я был в администрации, рекомендовал бы детальнее посмотреть на обороноспособность Украины – что у страны есть, а чего не хватает. Тогда станет яснее, как мы действительно можем усилить Украину, чтобы Россия не смогла вторгнуться успешно. Противовоздушная оборона и безопасность на море – это сферы, в которых Украине точно не помешает помощь.
Решая, какую помощь предоставить Украине, США должны обращать внимание на «красные линии», которые обозначил Путин?
Мы точно должны слушать, что говорит Путин. Понимать, почему он это говорит и какие есть риски. Но это не значит, что мы должны подчиняться. Решения будем принимать самостоятельно.
Почему Россия продолжает наращивать войска на границе и на востоке Украины?
Собранные войска на границе дают Путину много опций для дальнейших действий:
- использовать ресурсы для быстрого вторжения;
- аннексировать две так называемые народные республики в Луганске и Донецке. Имея войска на границе, он может аннексировать Луганск и Донецк без использования оружия и рассчитывать на то, что никто не осмелится остановить его. Или расположить там войска и провозгласить независимыми государствами;
- вместо тотального наступления Россия может захватить еще одну небольшую часть Украины.
Путин хочет занимать позицию силы и иметь возможность использовать ее, когда нужно. Он не хочет деэскалации, ему нравится создавать нестабильность, потому что она дает возможность использовать свою силу. При этом он не ищет какого-то конкретного результата.
Россия реально собрала все необходимые мощности, чтобы напасть, включая медицинские бригады, топливо, логистику и так далее. Но я не верю, что Путин хочет нападать, – он хочет, чтобы ему пошли на уступки без этого. Только США не готовы идти на уступки. Так что сейчас тупик, выход из которого решится в ближайшие месяц-два.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.