Максим Поляков и Михаил Кокорич. Иллюстрация Анна Наконечная /Александр Чекменев
Категория
Картина дня
Дата

США заставляет украинца Полякова продать свою компанию. Что за этим стоит? Блиц-интервью с Михаилом Кокоричем, который прошел через похожую ситуацию

Максим Поляков и Михаил Кокорич. Иллюстрация Анна Наконечная Фото Александр Чекменев

Максим Поляков получил письмо с плохими новостями: правительство США требует продать его долю в американской ракетной компании Firefly Aerospace. Якобы участие Полякова – угроза национальной безопасности США. Почему чиновники пошли на такой шаг?

🎂 День народження у нас — подарунки вам. Forbes Ukraine чотири роки, тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом FORBES4 до 31 березня. Оформлюйте зараз за цим посиланням

Правительство США хочет вычеркнуть Полякова из списка акционеров Firefly – об этом стало известно 29 декабря после публикации Bloomberg. В письме, которое украинец получил от Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS), правительство требовало, чтобы он продал 50% акций компании.

Поляков согласился и уже ищет покупателя. Правда, предприниматель отказался признавать, что его участие в Firefly вредит национальной безопасности. Сама компания подтвердила изданию Spacenews, что пока ситуация не разрешится, правительство заблокировало подготовку ко второму запуску ракеты Alpha. В Firefly отказались отвечать на вопросы Forbes. 

Такая ситуация происходит не впервые: в начале 2021-го уйти из своего космического стартапа Momentus под давлением властей США пришлось и россиянину Михаилу Кокоричу. 

Forbes поговорил с Кокоричем о том, почему американские чиновники идут на такой шаг и что за ним последует. Редакция публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию разговора.

Почему правительство США потребовало у Полякова продать Firefly? 

У меня и Максима ситуации немного отличаются. CFIUS занимается контролем за иностранным инвестициями. Комитет рассматривает вторичные сделки – инвестиции либо покупки американских компаний или технологий.

Я был предпринимателем, который приехал в США создавать компанию с нуля, и CFIUS это касаться не должно. Большая часть изобретений в Momentus принадлежат мне. Но у нас отобрали возможность запускаться. Заставили податься в CFIUS, хотя до этого юристы говорили, что в этом нет необходимости.

Максим же купил существующую компанию. Я не знаю, получал ли он одобрение в момент выкупа Firefly. Скорее всего, нет. Иначе бы к нему не пришли сейчас. 

Поляков говорил, что не проходил через CFIUS, потому что выкупил активы компании после банкротства. Firefly прошла ревью Госдепартамента.

Такое объяснение кажется несколько натянутым. Под юрисдикцию CFIUS подпадают не только инвестиции в компании, но и покупка технологии. Знаю, что некоторые юристы трактовали это как окошко. Но, похоже, никакого окошка там нет.

Что думаете о ситуации?

Для меня Максим – пострадавшая сторона. Сложившаяся ситуация – следствие неуверенности США в технологическом превосходстве, прежде всего над Китаем. Это и провоцирует охоту на ведьм. Ни Россия, ни Украина американские элиты не волнуют. 

Президент Дональд Трамп расширил полномочия CFIUS в 2018 году, и комитет фактически стал суперсилой. Ведомство имеет право вытащить любого инвестора из любой кампании с любой долей и просмотреть насквозь.

В интерес Комитета входят не только ракетные технологии, а и почти весь искусственный интеллект, криптография. Аэрокосмическую индустрию просто затронули первой. Дальше CFIUS может прийти к компаниям из стран Восточной Европы, которые переехали в США и делают любые продукты, которыми пользуются десятки миллионов людей.

Это важный повод всем задуматься, стоит ли ехать в США заниматься даже безобидным IT-бизнесом? Когда я выбирал, где в дальнейшем делать бизнес, остановился на Европе. Пока военно-промышленный комплекс не управляет здесь ситуацией, как в США, Китае или России. 

Думаю, Максим тоже это понимает. Единственное, хотел бы пожелать, чтобы он не наступил на те же грабли в Британии. Там запустили почти копию CFIUS, и она рано или поздно выстрелит. Правда, Поляков – гражданин Великобритании, поэтому должно быть проще.

Максим уже более года сотрудничал с правительством и шел на уступки. Что спровоцировало внезапное решение сейчас?

В CFIUS входят представители разных ведомств: «большая горилла» в виде Министерства обороны, Казначейство, Министерство внутренней безопасности, ФБР, ЦРУ. У них есть властные полномочия и KPI. Их задача – параноидально искать риски. Дальше все зависит от фантазии. 

В чем состояла паранойя в случае с Максимом? Я легко могу предложить десяток сценариев:

  • США могут подозревать, что технологии Firefly утекают в Днепр, а с потенциальной оккупацией попадут в Россию; 
  • российские спецслужбы себя свободно чувствуют на территории Украины и уже перехватывают информацию; 
  • подозревают, что технологии могут попасть в Китай, потому что ранее Украина продавала туда наработки; 
  • Максим купил компанию в Южной Африке, а южноафриканцы работают со всеми, включая Китай.

У меня были знакомые, которые занимаются космической деятельностью. Они родились в Румынии и приехали в США в пятилетнем возрасте. Получили образование, гражданство, но долго не могли получить разрешение на доступ к секретной информации. Чиновники считали, что наличие родственников в Румынии (стране НАТО) создает риски для национальной безопасности. Теперь сравните человека с гражданством, который живет в США с пяти лет, и Максима. 

Я думаю, что Поляков не представлял серьезных рисков для США. Он больше руководствуется честолюбивыми и финансовыми соображениями. До какого-то момента Максим балансировал на том, что враг нашего врага – наш друг. Видимо, этого оказалось недостаточно, чтобы избавиться от всей паранойи. 

Если получилось так, как описывают в прессе, это несправедливо. Ничего в технологии Firefly секретного нет. Простая ракета с простыми двигателями. Но раз создан орган, задача которого быть параноиками, они ими и будут.

Исходя из вашего примера, как ситуация с Firefly и Поляковым будет развиваться дальше?

Я так понимаю, что Максим предвидел такой исход и пытался быстрее запустить ракету. Сейчас Firefly не дают провести второй запуск – будут держать за одно место, чтобы он быстрее продал долю. Их не волнует, за сколько Поляков продаст ее. Поэтому дальше ситуация будет зависеть от того, найдет ли Максим того, кто заплатит реальную стоимость. Хотя, наверняка, придется давать большой дисконт.

Уже год, как я продал долю и полностью ушел из Momentus. Они до сих пор ничего не запустили. Поэтому любой покупатель будет предполагать, что американские спецслужбы еще год будет очищать Firefly от присутствия всякого славянского духа.

Но Firefly делает это уже год. В 2020-м в совет директоров ввели бывшего секретаря ВВС и бывшего директора Национального агентства геопространственной разведки. А в ноябре объявили, что развитием бизнеса займется бывший полковник ВВС, который работал в Минобороны.

В Momentus тоже борд сверкает от звезд – два замминистра обороны. Но не нужно путать пенсионеров с реальными людьми из CFIUS.

Думаю, Максиму дадут неплохо заработать. По крайней мере, хотелось бы ему этого пожелать. Это была рискованная инвестиция, и он в одиночку ее тащил.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине