Всемирное антидопинговое агентство (WADA) два года расследовало возможные манипуляции с допинг-пробами спортсменов со стороны Национального антидопингового центра Украины (НАДЦУ). Часть подозрений подтвердилась
Хорошая новость – WADA не нашла доказательств существованию системы по подмене допинг-проб в Федерации легкой атлетики Украины.
Плохих новостей три. Первая – по данным WADA, один из сотрудников Федерации легкой атлетики Украины мог торговать запрещенным препаратом эритропоэтин.
Вторая – НАДЦУ нарушал один из ключевых принципов допинг-тестирования: спортсмен не должен знать, когда он будет проходить проверку. Вместо этого украинский центр приглашал к себе на допинг-тесты целые сборные, назначая конкретную дату или очерчивая период тестирования. Такая практика была регулярной в период с 2012 по 2019 годы, говорится в отчете WADA.
Третья – во время официальных соревнований в 2021 году НАДЦУ взял шесть допинг-проб, пометив их как взятые в несоревновательный период. Это нарушение, поскольку спортсмены прошли менее строгое тестирование. В НАДЦУ засчитали эти пробы спортсменам, готовящимся к Олимпиаде в Токио.
После скандала в отставку ушел руководитель НАДЦУ Иван Курлищук. WADA так и не смогла добиться от него объяснений. «14 сентября мы обратились к нему с результатами, однако он заявил, что не знал о тестированиях в здании НАДЦУ и манипуляциях с пробами, – говорится в отчете WADA. – Руководитель центра пообещал провести внутреннее расследование и поделиться результатами с WADA. На момент публикации этого так и не произошло».
Министр молодежи и спорта Украины Вадим Гутцайт не стал подробно комментировать расследование, заявив в Facebook, что министерство «выступает против манипулирования допингом в спорте». Первый замглавы комитета Верховной Рады по вопросам молодежи и спорта Жан Беленюк сказал Forbes, что пока «не готов комментировать» ситуацию.
Как устроена система допинг-тестирования в Украине
В 2017 году вступил в силу новый закон об антидопинговом контроле в спорте. Он стал следствием продолжительных консультаций украинских спортивных властей с WADA, которая и раньше обращала внимание на серьезные недостатки в работе НАДЦУ, рассказывает Forbes один из бывших сотрудников центра, согласившийся говорить на условиях анонимности.
«Обычная картина для НАДЦУ в 2010-х – три штатных допинг-офицера и еще несколько человек на part-time, они физически не успевали тестировать всех спортсменов, – говорит собеседник. – При этом за полгода, предшествующие Олимпийским играм, нужно обработать порядка тысячи проб. Отсюда и приглашения на допинг-контроль в самом НАДЦУ».
После реформы 2017-го ситуация улучшилась: НАДЦУ начал сотрудничать с допинг-офицерами на внештатной основе, количество допинг-тестов существенно выросло. Если в 2017-м центр провел 801 тестирование, то в 2020-м более чем в два раза больше – 1855.
Проверки спортсменов проходят строго, подтверждает Forbes серебряная медалистка по карате на Олимпиаде в Токио Анжелика Терлюга.
«У меня был период, когда я в течение двух месяцев сдала три или четыре теста, – рассказывает она. – Это может произойти на турнирах, могут приехать к тебе домой».
Под особым вниманием допинг-офицеров находятся топ-спортсмены, отмечает Терлюга. У каждого из них есть свой аккаунт на сайте WADA. «Ты никогда не знаешь, кто будет брать у тебя допинг-пробу: украинские или иностранные допинг-офицеры, – говорит Терлюга. – Все происходит под строжайшим контролем – офицеры буквально заходят вместе с тобой в туалет. Штраф за пропуск иностранного допинг-контроля – €750».
В мае 2021 года International Testing Agency обвинила украинского тяжелоатлета Дмитрия Чумака в попытке подкупить иностранных допинг-офицеров (спортсмен все отрицает, называя ITA «самой коррумпированной организацией в мире»). Из-за этого он пропустил Олимпиаду в Токио.
В связи с проблемами с допингом на Игры не поехали пять других украинских спортсменов: Олег Верняев, Юлия Елистратова, Михаил Гаврилюк, Назар Коваленко и Наталия Пироженко-Черномаз. Последние трое не успели сдать необходимое количество допинг-тестов до начала Олимпиады. Чтобы как-то компенсировать отставание, НАДЦУ в том числе брал дополнительные тесты во время турниров, помечая их как внесоревновательные, говорится в отчете WADA.
Какие последствия могут ожидать украинский спорт? Плохой сценарий – признание НАДЦУ не соответствующим правилам WADA, полагает экс-президент Федерации легкой атлетики Игорь Гоцул.
Это очень усложнит жизнь украинским спортсменам, особенно тем, кто претендует на участие в больших международных соревнованиях. «Например, легкоатлетам нужно как минимум три пробы в год только в НАДЦУ, – рассказывает на правах анонимности экс-сотрудник НАДЦУ. – Но фактически они могут сдавать и по 10+ тестов».
В Украине допинг-процедуры за спортсменов оплачивает госбюджет: себестоимость одной пробы превышает €300. Сдавать аналогичные тесты за границей теоретически возможно, говорит Терлюга, но это дорого и, что главное, нарушает принцип неожиданности тестирования.
«Невозможно представить, как это может быть организовано, – говорит она. – Ездить в другую страну, например на сборы, чтобы сдавать допинг – это абсурдно, потому что спортсмен будет к этому готов».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.