Категория
Инновации
Дата

Две легенды бизнеса поставили на кон $1,8 млрд, запустив стриминговый сервис для смартфонов. История стартапа Quibi

Джеффри Катценберг и Мег Уитмен. /Getty Images

Джеффри Катценберг и Мег Уитмен. Фото Getty Images

Две легенды бизнеса – Мег Уитмен и Джеффри Катценберг – поставили на кон $1,8 млрд, запустив стриминговый сервис для смартфонов. Рисков хватает, но предпринимателям неожиданно помогла эпидемия коронавируса.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Не прошло и нескольких минут с момента, когда Мег Уитмен объявила об уходе с поста гендиректора Hewlett Packard Enterprise в ноябре 2017 года, как ее телефон зазвонил. Это был Джеффри Катценберг, которого Уитмен знала по работе в Disney в конце 1980-х – начале 1990-х. Она тогда отвечала за стратегическое планирование, а Катценберг возглавлял киностудию.

«Чем думаешь заняться?» – спросил приятель. «Не знаю, – ответила Уитмен. – Я руковожу благотворительным фондом Teach for America. Наверное, буду проводить время с мужем, путешествовать». «Нет, чем ты думаешь заняться сегодня вечером?», – уточнил Катценберг. «Зная тебя, Джеффри, буду ужинать с тобой», – ответила Уитмен.

Катценберг прилетел в Кремниевую долину и за ужином в ресторане Nobu в Пало-Альто предложил идею: создать премиальный развлекательный сервис для смартфонов. Уитмен этот замысел подходил по всем статьям: потенциальный рынок огромен, тренды идут в правильном направлении, а ниша уникальна.

«В итоге я ответила: «Похоже, у меня снова есть стартап», – вспоминает 63-летняя Уитмен, чье состояние оценивается в $3,2 млрд. Впервые она разбогатела, работая с основателем онлайн-аукциона eBay Пьером Омидьяром. В 1998-м Уитмен пришла в его стартап, когда там работало 30 человек и было $4 млн выручки. За десять лет она помогла превратить eBay в компанию с 15 000 сотрудников и доходом $8 млрд.

«Мы – первопроходцы на территории, которая существует благодаря всего двум вещам: YouTube и iPhone Стива Джобса, – говорит Катценберг. – Две эти вещи создали новый ценный актив, а именно – время с семи утра до семи вечера. Вот что меня захватывает».

Через два года после ужина в Кремниевой долине стартап Quibi (от quick bites – «быстрые байты») запустил мобильный стриминговый сервис с собственными фильмами, реалити-шоу, комедиями и выпусками новостей. Все они нарезаны на ролики длиной до 10 минут и оптимизированы для смартфонов.

Screenshot

Screenshot

Многие в Голливуде считают эту идею неудачной. Зрителей захлестнул поток развлекательного контента, часто бесплатного. Кто станет выкладывать деньги за очередной сервис? «Если мне вздумается смотреть «Игру престолов» кусочками по 8 минут, то почему бы мне просто не жать на паузу», – язвит влиятельный голливудский предприниматель, не пожелавший раскрывать имени, поскольку его клиенты продают Quibi контент. Барри Диллер – пожалуй, величайший голливудский визионер своего поколения – недавно назвал Quibi «дерзкой авантюрой» бывшего протеже (69-летний Катценберг работал у Диллера в кинокомпании Paramaunt в 1970-е). «Он крепко подставился, ввязавшись во все это», – добавил Диллер.

Катценберг привлек достаточно денег на запуск Quibi. В августе 2018-го он получил $1 млрд от Alibaba, Disney и Sony. Еще $750 млн ему повезло привлечь в марте, за несколько дней до того, как коронавирус остановил всю Америку. «Никогда еще не видела, чтобы ситуация менялась так быстро, – говорит Уитмен. – Каждый день что-то новое: новые данные, новые тревоги. К счастью, Кевин Харт и Дженнифер Лопес успели сняться в сериалах для Quibi, а Стивен Спилберг работает для этого сервиса над фильмом. Всех их привлекает возможность сохранить за собой авторские права и потом заработать больше. Через два года они смогут склеить «быстрые байты» и выпустить их полнометражными фильмами.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Карантин в США неожиданно стал для Quibi идеальной возможностью. Из-за эпидемии COVID-19 потребление контента может взлететь на 60%, подсчитали аналитики Nielsen. Зрители, безусловно, знают о новом сервисе. Quibi потратит на рекламу огромные деньги – $400 млн. В середине марта компания объявила, что откроет бесплатный доступ к контенту на три месяца.

«Тот самый момент, когда у нас есть шанс дать людям немного счастья, радости и веселья», – говорит Катценберг.

У Quibi есть еще один козырь: сервис под завязку забит свежим контентом. И это в то время, когда из-за пандемии остановились съемки всех новых шоу и фильмов. Опасаясь забастовки сценаристов, Quibi копила программы с прошлого сентября. Компании не хотелось попасть в ситуацию 2008 года, когда профсоюз на 100 дней заблокировал производство.

Сервис дебютировал 6 апреля 2020-го, представив полсотни собственных шоу. В их числе остросюжетный сериал «Выжить» с Софи Тернер из «Игры престолов» и Кори Хокинсом из «Черного клановца»,120 реалити-шоу и документальных фильмов, выпуски новостей, прогнозы погоды, спортивные передачи. За первый год Quibi обещает выложить 8500 коротких нарезок из 175 фильмов и шоу.

Но остается вопрос ценой $1,8 млрд: будет ли кто-то платить за просмотр всего этого контента? Некоторые голливудские игроки склоняются к мысли, что на поражение Катценберга лучше не ставить.

«Джеффри всего пару раз рисковал по-крупному и добился оглушительного успеха, – рассказывает руководитель одного их крупнейших голливудских кастинговых агентств. – Если бы вы вслепую делали ставки на Джеффри Катценберга последние 30 лет, то хорошо бы заработали». 

Опубликовано в первом номере журнала Forbes (июнь 2020)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине