Категория
Инновации
Дата

Две легенды бизнеса поставили на кон $1,8 млрд, запустив стриминговый сервис для смартфонов. История стартапа Quibi

3 хв читання

Джеффри Катценберг и Мег Уитмен. /Getty Images

Джеффри Катценберг и Мег Уитмен. Фото Getty Images

Две легенды бизнеса – Мег Уитмен и Джеффри Катценберг – поставили на кон $1,8 млрд, запустив стриминговый сервис для смартфонов. Рисков хватает, но предпринимателям неожиданно помогла эпидемия коронавируса.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Не прошло и нескольких минут с момента, когда Мег Уитмен объявила об уходе с поста гендиректора Hewlett Packard Enterprise в ноябре 2017 года, как ее телефон зазвонил. Это был Джеффри Катценберг, которого Уитмен знала по работе в Disney в конце 1980-х – начале 1990-х. Она тогда отвечала за стратегическое планирование, а Катценберг возглавлял киностудию.

«Чем думаешь заняться?» – спросил приятель. «Не знаю, – ответила Уитмен. – Я руковожу благотворительным фондом Teach for America. Наверное, буду проводить время с мужем, путешествовать». «Нет, чем ты думаешь заняться сегодня вечером?», – уточнил Катценберг. «Зная тебя, Джеффри, буду ужинать с тобой», – ответила Уитмен.

Катценберг прилетел в Кремниевую долину и за ужином в ресторане Nobu в Пало-Альто предложил идею: создать премиальный развлекательный сервис для смартфонов. Уитмен этот замысел подходил по всем статьям: потенциальный рынок огромен, тренды идут в правильном направлении, а ниша уникальна.

«В итоге я ответила: «Похоже, у меня снова есть стартап», – вспоминает 63-летняя Уитмен, чье состояние оценивается в $3,2 млрд. Впервые она разбогатела, работая с основателем онлайн-аукциона eBay Пьером Омидьяром. В 1998-м Уитмен пришла в его стартап, когда там работало 30 человек и было $4 млн выручки. За десять лет она помогла превратить eBay в компанию с 15 000 сотрудников и доходом $8 млрд.

«Мы – первопроходцы на территории, которая существует благодаря всего двум вещам: YouTube и iPhone Стива Джобса, – говорит Катценберг. – Две эти вещи создали новый ценный актив, а именно – время с семи утра до семи вечера. Вот что меня захватывает».

Через два года после ужина в Кремниевой долине стартап Quibi (от quick bites – «быстрые байты») запустил мобильный стриминговый сервис с собственными фильмами, реалити-шоу, комедиями и выпусками новостей. Все они нарезаны на ролики длиной до 10 минут и оптимизированы для смартфонов.

Screenshot

Screenshot

Многие в Голливуде считают эту идею неудачной. Зрителей захлестнул поток развлекательного контента, часто бесплатного. Кто станет выкладывать деньги за очередной сервис? «Если мне вздумается смотреть «Игру престолов» кусочками по 8 минут, то почему бы мне просто не жать на паузу», – язвит влиятельный голливудский предприниматель, не пожелавший раскрывать имени, поскольку его клиенты продают Quibi контент. Барри Диллер – пожалуй, величайший голливудский визионер своего поколения – недавно назвал Quibi «дерзкой авантюрой» бывшего протеже (69-летний Катценберг работал у Диллера в кинокомпании Paramaunt в 1970-е). «Он крепко подставился, ввязавшись во все это», – добавил Диллер.

Катценберг привлек достаточно денег на запуск Quibi. В августе 2018-го он получил $1 млрд от Alibaba, Disney и Sony. Еще $750 млн ему повезло привлечь в марте, за несколько дней до того, как коронавирус остановил всю Америку. «Никогда еще не видела, чтобы ситуация менялась так быстро, – говорит Уитмен. – Каждый день что-то новое: новые данные, новые тревоги. К счастью, Кевин Харт и Дженнифер Лопес успели сняться в сериалах для Quibi, а Стивен Спилберг работает для этого сервиса над фильмом. Всех их привлекает возможность сохранить за собой авторские права и потом заработать больше. Через два года они смогут склеить «быстрые байты» и выпустить их полнометражными фильмами.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Карантин в США неожиданно стал для Quibi идеальной возможностью. Из-за эпидемии COVID-19 потребление контента может взлететь на 60%, подсчитали аналитики Nielsen. Зрители, безусловно, знают о новом сервисе. Quibi потратит на рекламу огромные деньги – $400 млн. В середине марта компания объявила, что откроет бесплатный доступ к контенту на три месяца.

«Тот самый момент, когда у нас есть шанс дать людям немного счастья, радости и веселья», – говорит Катценберг.

У Quibi есть еще один козырь: сервис под завязку забит свежим контентом. И это в то время, когда из-за пандемии остановились съемки всех новых шоу и фильмов. Опасаясь забастовки сценаристов, Quibi копила программы с прошлого сентября. Компании не хотелось попасть в ситуацию 2008 года, когда профсоюз на 100 дней заблокировал производство.

Сервис дебютировал 6 апреля 2020-го, представив полсотни собственных шоу. В их числе остросюжетный сериал «Выжить» с Софи Тернер из «Игры престолов» и Кори Хокинсом из «Черного клановца»,120 реалити-шоу и документальных фильмов, выпуски новостей, прогнозы погоды, спортивные передачи. За первый год Quibi обещает выложить 8500 коротких нарезок из 175 фильмов и шоу.

Но остается вопрос ценой $1,8 млрд: будет ли кто-то платить за просмотр всего этого контента? Некоторые голливудские игроки склоняются к мысли, что на поражение Катценберга лучше не ставить.

«Джеффри всего пару раз рисковал по-крупному и добился оглушительного успеха, – рассказывает руководитель одного их крупнейших голливудских кастинговых агентств. – Если бы вы вслепую делали ставки на Джеффри Катценберга последние 30 лет, то хорошо бы заработали». 

Опубликовано в первом номере журнала Forbes (июнь 2020)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд