202 бизнес-чемпиона 2024 года
Сеть АЗС ОККО завоевала лидерство на топливном рынке в первый год большой войны и стабильно удерживает первую строчку. Следующая цель холдинга Виталия Антонова — потеснить лидеров энергетического рынка. В этом году компания приобрела и разработала ряд энергетических проектов, которые планирует запустить в 2025-2026 годах:
- две ветровые электростанции в Волынской области. Первую ВЭС мощностью 150 МВт компания планирует запустить в первой половине 2025-го, вторую мощностью 185 МВт — в 2026-м. Стоимость обеих электростанций — примерно $500 млн;
- energy storage на 20 МВт, который запустят через несколько месяцев. Инвестиции в проект — более $20 млн;
- биогазовый завод. ОККО планирует запустить его в первой половине 2026-го.
Этот перечень не исчерпывающий. «Что касается других проектов в сфере альтернативной энергетики — мы в переговорах с разными компаниями, — говорит СЕО компании Василий Даниляк, — но на рынке нет готовых к строительству: они либо в очень рискованных регионах, либо не в стадии ready-to-build».
Еще одно направление инвестиций — на пересечении агро и энергетики. ОККО разрабатывает проект строительства биоэтанольного завода в Тернопольской области. Его мощность — 83 000 т биоэтанола в год, завод должен заработать во второй половине 2026-го. Стоимость проекта — $120 млн, половину из которых должно покрыть финансирование от ЕБРР.
Биоэтанольный завод будет перерабатывать до 250 000 т кукурузы в год. Чтобы обеспечить себя сырьем, ОККО создала совместное предприятие с тернопольской агрокомпанией «Гадз Агро». В топливном — основном бизнесе группы — не все безоблачно. В июне 2024-го ракеты и дроны РФ разрушили две нефтебазы ОККО, компания оценила убытки в $8,5 млн. «Опасно чрезмерно увлекаться новыми идеями и забывать, что приносит деньги сейчас», — говорил Даниляк в одном из недавних интервью.
В течение 2023-2024 годов ОККО обновила 80 заправок из 410. План на следующий год — запустить 50 заправок в формате «ОККО 3.0».«Компании, которые были бы нам интересны, не продаются, — говорит Даниляк, — а те, которые продаются, не интересны для нас».
30 стойких компаний
ОККО, объединяющая более 400 АЗС, быстрее конкурентов переориентировала логистику на импорт горючего автотранспортом из ЕС. «ОККО имела нужный опыт, контакты и инфраструктуру», – говорит аналитик «НафтоРинок» Александр Сиренко. «25 февраля мы подняли все связи в Европе, прозвонили поставщикам, заключили контракты», – говорит Василий Даниляк. За первые 20 дней компания, по его словам, предоплатила топливо на более чем $100 млн. Предусмотрительность приносит хорошие дивиденды. Ажиотаж на оптовом рынке в мае-июне позволил установить рекордную цену на горючее, говорит Сиренко. Тогда стоимость дизеля на границе была 40 грн/л, а в опте – 65 грн/л. Росту выручки также способствовал скачок цен на нефть. По состоянию на июль компания потеряла три нефтебазы и около 30 АЗС из-за российской агрессии.