Джо Кіані, засновник і гендиректор Masimo /Ethan Pines for Forbes
Категория
Компании
Дата

Джо Киани судится с Apple за патент на Apple Watch. Если он победит, американцы останутся без смарт-часов техногиганта. Разбор Forbes

6 хв читання

Джо Киани, основатель и гендиректор Masimo Фото Ethan Pines for Forbes

Джо Киани, основатель и гендиректор Masimo, уже потратил $60 млн на судебную тяжбу с Apple из-за Apple Watch. Но это не единственная проблема. Совет его компании не слишком хочет выходить на рынок потребительских товаров. Однако он делает на это ставку.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Война с Apple

Патентная война между американским техногигантом Apple и медтех-компанией Masimo началась в январе 2020-го, когда Masimo и ее спинофф Cercacor Laboratories подали на Apple иск в федеральный окружной суд Калифорнии за похищение коммерческих тайн и нарушение патента.

С тех пор юридические баталии между компаниями идут в разных судах и федеральных агентствах. А Джо Киани, гендиректор Masimo, поначалу хотел работать с Apple.

В мае 2013 года Киани пошел на встречу в штаб-квартиру Apple, чтобы обсудить потенциальное партнерство. Тогда Apple была в процессе разработки своих смарт-часов Apple Watch и искала способов встроить в девайс различные сенсоры для мониторинга показателей жизнедеятельности.

Masimo, основанная в 1989-м, известна своими пульсоксиметрами – устройствами для пациентов, следящими за уровнем кислорода в крови.

«Я сам не хотел выходить в сектор потребительских товаров, – рассказывает Киани. – Поэтому подумал, что Apple станет нам отличным партнером, который возьмет нашу технологию и сделает ее доступной для масс».

Masimo была одной из 28 компаний, с которыми Apple встретилась по вопросу проекта Apple Watch. Руководители техногиганта взвешивали преимущества покупки Masimo, но в итоге отказались из-за того, что сосредоточенность компании на больничных продуктах не вписывалась в потребительскую ориентированность Apple.

«Это просто не наш стиль», – написал вице-президент корпоративного развития Apple Адриан Перика о покупке Masimo гендиректору Тиму Куку.

И вот 10 лет спустя Apple и компания, которой она отказала, ведут серьезную судебную битву за Apple Watch. Дело в том, что Киани, состояние которого Forbes оценивает в $1,2 млрд, выходит на потребительский рынок с «часами здоровья» за $499, смарт-часами за $999 и другими нательными девайсами.

На мировом рынке нательных гаджетов (wearables), который, по прогнозам IDC, может достигнуть $63 млрд, доминирует Apple – ей принадлежит 56% этого рынка.

58-летний Киани считает, что таких успехов Apple удалось добиться благодаря переманиванию его сотрудников, хищениям его коммерческих секретов и нарушению патентов Masimo, связанных с пульсоксиметрией и неинвазивными измерениями.

Apple отрицает обвинения.

В середине июля ожидается важное для Apple и Masimo решение Международной торговой комиссии, которое может стать поворотным для всей этой юридической волокиты. Комиссия пересматривает решение суда, признавшего, что Apple нарушила два патента Masimo.

Если комиссия примет сторону Masimo, это может привести к запрету импорта определенных моделей Apple Watch. Адвокаты Apple апеллируют к тому, что Masimo пытается «осуществить деловое и судебное давление» для того, чтобы выдворить Apple Watch с американского рынка.

Новые бизнес-горизонты

После более чем 30 лет работы с больницами Киани идет на существенный риск для Masimo, решив отправиться на потребительский рынок. На Уолл-стрит это не оценили.

В прошлом году предприниматель купил производителя звукового оборудования Sound United за $1 млрд, чтобы использовать его потребительские дистрибуционные каналы.

За ночь после объявления о сделке рыночная капитализация Masimo обвалилась на $5 млрд. (В настоящее время она составляет $8,7 млрд.)

Это привлекло внимание инвестора-активиста Квентина Коффи и его фирмы Politan Capital Management, он решил купить 9% Masimo примерно за $800 млн.

В письме акционерам Коффи написал, что нынешний совет не контролирует Киани, гендиректора и главу Masimo, и позволяет ему отойти от стратегии, отвечающей основному направлению деятельности Masimo.

Он написал, что новую стратегию выхода на потребительский рынок можно описать как «все повсюду и сразу».

Похоже, что большинство акционеров Masimo разделяют эту обеспокоенность, ведь на этой неделе они назначили Коффи и другого кандидата Politan в совет компании. Впрочем, в судебном споре с Apple новички все же поддерживают Киани.

В интервью Forbes Киани сказал, что понимает, что будущее потребительского бизнеса его компании зависит от результата судебных дел по Apple. «Я должен остановить использование [Apple] моей технологии…».

А вот Apple утверждает, что это Masimo копирует ее технологию, чтобы освободить путь для собственных амбиций.

«В Apple наши команды без устали работают над созданием продуктов и сервисов для наших пользователей, – сказал спикер Apple Фред Сейнз в заявлении. – Masimo пытается воспользоваться нашими инновациями, представив девайс, копирующий Apple Watch и нарушающий нашу интеллектуальную собственность, и одновременно вывести нас с рынка».

Успехи Masimo в юридических сражениях

«У нас есть шанс на победу, – говорит Киани. – Не думаю, что это призрачная мечта».

Частично на его уверенность влияют предыдущие успехи Masimo в судебных баталиях с крупными компаниями за нарушение патентов.

В 2006-м Masimo достигла финансового урегулирования с Nellcor (подразделением Medtronic) на около $800 млн, которое включало возмещение ущерба, роялти и вывод с рынка нарушающего патент продукта.

В 2016 году Masimo договорилась с Philips за $300 млн.

По словам Киани, на эти судебные дела компания потратила $43 млн, а заработала на них более $1,1 млрд: «У нас отличный послужной список с успешными судебными делами».

В кампании против Apple Киани сражается на нескольких полях боя. После иска Masimo о нарушении патента Apple подала собственное ходатайство в агентство по патентам и торговым маркам США, для того чтобы там оценили его действительность.

Masimo выступила перед Международной торговой комиссией, которая имеет право запретить импорт продуктов, нарушающих патент. Apple подала два иска в федеральный суд по обвинениям против Masimo за якобы нарушение патентов Apple. Masimo подала встречный иск, обвинив техногиганта в монопольной деятельности и нарушении патента.

Такие сражения – удовольствие не из дешевых. По оценке Киани, Masimo сейчас потратила $60 млн на суды по Apple, и он ожидает, что эта сумма может превысить $100 млн.

Победы и проигрыши были у обеих сторон. В мае иск Masimo против Apple о присвоении коммерческих тайн был закрыт из-за процессуальных ошибок.

Киани считает, что на решение этого суда присяжных повлияло то, что присяжные были пользователями продуктов Apple, и во время повторного иска он надеется, что судья согласится не включать пользователей Apple в состав присяжных.

Если говорить об обзоре решения американского административного суда, по которому Apple признается виновным в нарушении двух патентов Masimo, Международной торговой комиссией, здесь больше шансов на успех у Masimo.

Конечно, сложно угадать решение комиссии, но чаще она согласна полностью или частично с решением административного суда. Если комиссия не будет рекомендовать запрет на импорт, то последствия не будут мгновенными: в течение 60 дней президент США Джо Байден может решить вмешаться.

По словам Джона Пресспера, юридического советника фирмы Foster, Murphy, Altman & Nickel, которая не связана ни с каким вышеупомянутым иском, если запрет на импорт будет принят, возможны несколько сценариев дальнейшего развития событий.

Стороны могут пойти на мировую, заключить лицензионное соглашение или партнерское, хотя иногда виновный в нарушении патента решает изменить дизайн продукта под вопросом или отключить опции раздора.

«Может они и помирятся, – говорит Преспер об Apple и Masimo. – Это очень зависит от характеров людей, задействованных в процессе».

«Делаю то, что считаю правильным»

Киани рассказал, что решил рискнуть выйти на потребительский рынок, потому что хочет создать мостик между больницей и домом с помощью технологий.

Нынешние устройства Masimo точно измеряют показатели жизнедеятельности пациентов больниц, а он хотел бы, чтобы люди с хроническими болезнями имели доступ к таким же точным измерениям с помощью смарт-часов.

Вдохновившись успехом с приборами для неонатального отделения, Киани планирует дать родителям новорожденных маленький носочек, который будет делать такие же замеры младенцам в люльке дома.

Также он хочет использовать сенсоры, которые цепляют на кончики пальцев пациентов на опиоидах. Эти сенсоры будут предупреждать о передозировке, а электроды, которые цепляют на уши, помогут с определением абстинентного синдрома.

Приборы для пациентов на опиоидах уже одобрило управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами, а Masimo пытается получить одобрение еще и на девайс для младенцев и часы.

Masimo готовит эти продукты для выхода на рынок одновременно. И хотя Киани верит в успех его компании на новом рынке, Уолл-стрит смотрит на это с осторожностью. Отчасти из-за того, что рынок нательных девайсов для потребителей предлагает более низкую маржу, чем нынешний бизнес Masimo.

Это, вероятно, повлияло на то, что инвестор-активист из Politan сумел убедить акционеров выделить два места в совете для представителей инвестиционной компании. Коффи из Politan написал, что Masimo может быть успешным на новых рынках, но выпуск большого количества различных продуктов одновременно «увеличивает шансы на провал Masimo на всех фронтах».

Новый состав совета означает, что у Politan будет всего два из пяти мест. «На самом деле они не могут нас заставить делать изменения, которых мы не хотим, – говорит Киани. – Мы будем открытыми и будем слушать их мнения и советы. Если они правильны, учтем их, если нет, то нет».

Киани говорит, что не боится проиграть в битвах, которые он ведет. «У меня достаточно денег, чтобы я мог больше не работать. Мог бы просто проводить время с семьей, заниматься тем, что люблю, – говорит он. – Но пока я здесь, буду делать то, что считаю правильным».

 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд