Перестроить миропорядок из однополярного, где все решают США как победитель Холодной войны, в многополярный с разными центрами или сферами влияния. О такой цели неоднократно заявляли руководители Китая, Ирана и России. Есть ли уже основы для формирования полноценного военно-политического союза этих стран и что может помешать этому. Рассказывает историк и исследователь Холодной войны Григорий Рий
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
30 лет назад политолог Збигнев Бжезинский в работе «Большая шахматная доска» предупреждал об опасности геополитического сближения России, Китая и Ирана. Которые, по его мнению, могли образовать «антигегемонистическую коалицию» в Евразии в противовес мировому доминированию США.
Если Вашингтон допустит сотрудничество между Москвой, Тегераном и Пекином, это станет провалом геополитических концепций США и будет свидетельствовать об утрате лидерского статуса в мире, был убежден Бжезинский.
- Категория
- Мир
- Дата
Сближение между тремя странами происходит уже достаточно долго и ускорилось с полномасштабным вторжением РФ в Украину.
Сейчас, по крайней мере, в публичной плоскости, между Китаем, Россией и Ираном нет договора, свидетельствующего о формировании военного блока с четким указанием враждебной стороны.
Впрочем, и в преддверии Второй мировой войны Германия, Италия и Япония, так называемые Страны оси, не формировали ни одного военно-политического союза.
«Страны оси»
«Страны оси» – военно-политическая коалиция нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии времен Второй мировой войны. Первоначально это название касалось только сотрудничества между Германией и Италией. Она предполагала, что будущая Европа будет вращаться вокруг оси Рим-Берлин.
Формулирование употребил итальянский лидер Бенито Муссолини после подписания договора о политической и вооруженной поддержке Германией и Италией испанского генерала Франсиско Франко в 1936 году.
Параллельно Германия 25 ноября 1936 года заключила Антикоминтерновский пакт с Японией. Через год к ним присоединилась Италия. Коалиция «Стран оси» была закреплена Трехсторонним пактом 27 сентября 1940 года о разделе сфер влияния и закреплении нового миропорядка.
С этого времени мы можем говорить о существовании военно-политического союза между тремя столицами.
Будущий союз авторитаристов
Есть несколько направлений сотрудничества между Китаем, Россией и Ираном как свидетельство об усилении сотрудничества и создании благоприятной основы для будущего союза.
- Антиамериканизм или антигегемонизм.
- Помощь в обходе санкций.
- Торгово-экономическое партнерство.
- Военное сотрудничество.
- Авторитаризм.
Авторитарный тип управления в России, Китае и Иране подчеркивал президент США Джо Байден в Варшавской речи. Он обратил внимание на необходимость сплачивать демократические страны против стран авторитаристского направления.
Позже от риторики разделения на два лагеря отказались: большинство стран так называемого Глобального Юга (несмотря на свой тип правления) выбрали путь неприсоединения.
Высокий уровень взаимоотношений между лидерами Китая, России и Ирана, особенно Владимиром Путиным и Си Цзиньпином, может свидетельствовать о зарождении альянса.
Антиамериканизм
Бжезинский считал, что Пекин, Москву и Тегеран сможет объединить не общая идеология, а собранные воедино «обиды», чем является антиамериканизм.
Ученые по-разному определяют этот термин: от оппозиции американской внешней политике до ненависти ко всему, на чем базируется американская демократия и образ жизни.
РФ, Иран и Китай имели сложные исторические отношения с США, особенно во времена Холодной войны.
Вашингтон для Москвы оставался врагом №1 после 1945 года, несмотря на сотрудничество в годы Второй мировой войны. Причина идеологическая: капитализм и коммунизм – враждебные системы.
Китайский коммунизм сумел с начала 1970-х найти контакт с администрацией тогда действующего президента США Ричарда Никсона.
Это явилось началом торгово-экономического сотрудничества. На 2022 год импорт и экспорт между странами составил почти $700 млрд, в то время как торговля с РФ составила почти $200 млрд.
Антиамериканизм Тегерана кроется в культурно-политическом измерении с акцентом на религиозном факторе.
Власть поддерживаемого США реформатора, шаха Мохаммеда Резы Пахлави, в Иране свергли в 1979 году сторонники шиитского религиозного лидера мусульманского сообщества Ирана – аятоллы Хомейни. Противодействие западным/американским воздействиям – лейтмотив их противостояния.
Сейчас антиамериканизм этих стран проявляется в культурном противодействии, внутренней политике, устройстве и способе функционирования власти.
Самое главное проявление – попытка подорвать международно-политический статус США, оказавшихся в статусе мирового лидера после развала СССР. Руководители этих стран неоднократно заявляли о своей цели – перестройке миропорядка из однополярного, где все решают США как победитель Холодной войны и единое военное супергосударство, в многополярный, с разными центрами или сферами влияния.
Воплощение эта идея нашла в документах КНР, например, Инициативе по глобальной безопасности.
Обход санкций
Экономика КНР – глобальная экономика и вторая в мире после США. Это позволяет ей держаться на плаву. Она не столь подсанкционна, как иранская и российская.
Россия, Китай и Иран производят расчеты в национальных валютах. Цель – поддержка их экономик и подрыв доллара США как глобальной валюты.
Электронные расчеты, ранее осуществлявшиеся системой SWIFT, переходят на китайскую UnionPay.
После вторжения России в Украину и примененные против нее санкции ЕС «Газпром» потерял рынок газа ЕС. Сейчас РФ продает нефть и газ в Китай.
Продолжает расти товарооборот товаров энергетики между РФ и КНР.
Похожая ситуация с подсанкционной иранской экономикой, которая также зависит от экспорта энергоносителей.
Торгово-экономическое сотрудничество
Китай и Россия увеличивают инвестиции в общие инфраструктурные проекты и наращивают экономическое сотрудничество. Пример тому – визит премьера РФ Михаила Мишустина в Пекин и договоренности об усилении сотрудничества.
Похожая ситуация – с экономическим сотрудничеством между Россией и Ираном. Советник Путина Игорь Левитин в этом году уже дважды был в Тегеране на переговорах по завершению Международного транспортного коридора «Север-Юг» (INSTC).
Лидер Ирана Ибрагим Раиси после посещения Пекина заявил о стратегическом измерении двусторонних переговоров. Иран возлагает надежды на китайскую инвестиционную инициативу Belt and Road Initiative.
Военное сотрудничество
Официальные лица западных стран обращают внимание на рост военного сотрудничества между тремя странами. Об этом заявлял министр иностранных дел Японии и глава Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли.
Западных экспертов также настораживают частые военно-морские учения трех стран. Китай и Россия помогают Ирану с производством баллистических ракет и дронов «Шахед-131» и «Шахед-136», которыми Россия ежедневно атакует украинские города.
Иран передал РФ и боеприпасы.
Непонятной остается военная помощь Китая России. Си Цзиньпин во время телефонного разговора с Владимиром Зеленским пообещал не оказывать военной поддержки РФ. Но китайцы могут это делать через третьи страны.
Наличие или разработка ядерного вооружения также свидетельствует о возможных общих интересах этих стран в военной отрасли.
Тегеран завершает обогащение урана и работает над созданием ядерного оружия. Хотя ввиду риторики Пекина о нераспространении ядерного оружия обретение Ираном статуса ядерного государства вряд ли входит в китайские или российские интересы.
У России наибольшее количество ядерных боеголовок, Китай увеличит свой арсенал в четыре раза до 2035 года.
Проблемы сотрудничества
Несмотря на общие направления взаимодействия, политические интересы властных сил, амбиции лидеров и разные национальные интересы не позволяют утверждать о формировании сплоченного альянса.
Три страны находятся в разном внешнеполитическом статусе:
- Иран – в международной изоляции из-за санкций США и ядерной программы.
- Россия после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе в 2014 году – под санкциями. Их только усилились с полномасштабной войной.
- Китай – самый мощный игрок. Его руководство задает тон в сотрудничестве между ними.
- Россия и Иран – экспортеры энергоресурсов, но зависят от высокотехнологичных отраслей других государств и их экспорта, которые пока может удовлетворить только Китай.
Москве и Тегерану необходим Пекин для поддержки экономик и функционирования военно-промышленных комплексов. Китай же находится в выгодном положении, получая дешевые энергоносители.
Руководство РФ – в гораздо худшем положении. Кроме проблем с экономикой, ведет военные действия и должно пополнять быстро исчерпываемые стратегические запасы вооружения.
Экономика КНР очень связана с экономиками США и ЕС, эти рынки Пекин не захочет терять из-за торговли с подсанкционными странами.
Равные взаимоотношения – самая главная проблема формирования альянса КНР, РФ и Ирана. Но это не означает, что начатые направления сотрудничества не могут стать основанием для формирования их военно-политического союза.
Исторически союз между Берлином, Римом и Токио также не был равноценен в военно-экономическом плане. А союзниками они окончательно стали после начала Второй мировой войны.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.