Развитие космических технологий заставляет развитые страны рассуждать о том, что последующий крупный конфликт произойдет не на Земле. США делают все возможное, чтобы их не обогнали Китай и Россия и остаться сильнейшей космической страной. Но соперники наступают на пятки. The Economist рассмотрел вероятность боевых действий вне Земли. Forbes пересказывает главное из материала.
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Американские генералы следят за космосом из штаба Космического командования Вооруженных сил США в Колорадо-Спрингс, сотрудники которого называют себя «стражами». Они видят, когда запускаются ракеты по Украине, в Ираке и Южной Корее, как увеличивается количество спутников на орбите Земли. Но самое главное – они отслеживают возможные угрозы.
Из замеченных ими новых объектов в космосе, которые могут представлять угрозу безопасности США, можно выделить китайский космический самолет Shenlong. Он способен выполнять долговременные миссии, доставлять и забирать грузы и возвращаться на Землю «живым». Другой объект – российский спутник-матрешка «Космос 2570». Выйдя на орбиту, он выпустил еще один спутник, а затем и третий. Это тестирование российской «машины смерти», которой в дальнейшем будут сбивать спутники, считают американцы.
Но пока россияне неплохо справляются в этом вопросе и с помощью наземного оружия. 14 ноября 2021 года Космическая штаб-квартира США зафиксировала запуск боевой ракеты с космодрома «Плесецк». Ее выпустили из противоспутниковой системы «Нудоль» в направлении нерабочего советского спутника-шпиона. Выстрел оказался точным, но также и проблематичным: 1800 обломков заставили астронавтов МКС, среди которых двое россиян, прятаться на спасательной лодке.
Космические периоды
Россия, пишет The Economist, не ограничивается физическим уничтожением спутников. В преддверии полномасштабного вторжения в Украину часть сети спутников KA-SAT, принадлежащей американской Viasat, атаковали вредоносные программы, оставив без спутникового интернета 50 000 европейских пользователей. Среди них были и подразделения ВСУ. После этого попытки России хакнуть спутники или помешать их работе не прекратились, и страна предупредила, что коммерческие системы «могут стать законной целью для возмездия».
Такие случаи позволяют логично предположить, что космос – не только место для мирных исследований, но и поле для будущих конфликтов. К примеру, в любом последующем конфликте между США и Китаем спутники будут незаменимым инструментом для поиска и уничтожения целей на просторах Тихого океана. Доминирование в космосе может стать решающим фактором в победах над соперником на Земле.
Мир вошел в «третий космический период», сказал британскому изданию генерал Джон Шо, бывший замглавы Космического командования.
- Первый космический период. Продолжался во время Холодной войны. Тогда доминировал процесс запуска крупных спутников, которые должны были защищать нацбезопасность путем сбора разведданных и раннего предупреждения об угрозах.
- Второй космический период. В настоящее время начинают заявлять о себе частные фирмы, предлагая коммуникации, телевидение и другие услуги относительно космоса. Тогда же спутники GPS совершили революцию в ведении войны, сделав возможным прицельное наведение оружия и операции беспилотников на дальних расстояниях.
- Третий космический период. Характеризуется прочным внедрением космических услуг в гражданскую жизнь (GPS помогает всем: от финансовых транзакций до путешествий), удешевлением космических запусков и спутников благодаря таким коммерческим компаниям, как SpaceX. Генерал Шо говорит, что главные черты этого периода – угрозы и потенциальные конфликты в космосе.
Поэтому страны активно наращивают космические мощности. В 2019-м при президентстве Дональда Трампа в США учредили Космические силы. Привлечено 8600 личного состава, бюджет организации в прошлом году составил $26 млрд.
Также в США есть Космическое командование, занимающееся пространством выше 100 км над уровнем моря и, в теории, до бесконечности. Именно оно должно защищать страну в случае удара дальнобойных ракет и управлять спутниковыми услугами для других командований Вооруженных сил США.
Пока не стоит представлять космические войны так, как нам показывают в научно-фантастических фильмах. Война в космосе – это борьба за контроль над лучшими средствами разведки и наблюдения, которые дают преимущество в конфликтах на Земле. В ней побеждает тот, кто научился лучше уничтожать средства соперника.
США, Китай и Индия уже тестировали наземные противоспутниковые ракеты (общее название ASAT) типа российской «Нудоль». Среди другого оружия против космических аппаратов врагов можно выделить лазеры, сверхмощные микроволны, средства РЭБ и даже ядерные удары.
Китай уже располагает наземными лазерами и ASAT-ракетами и разрабатывает орбитальное оружие, сообщает разведка США. Страна на втором месте в мире по количеству спутников. В последние несколько лет особенно активизировался их запуск.
Если сбитый самолет падает на землю, а корабль идет ко дну, то уничтоженный в космосе спутник остается на орбите годами и представляет угрозу всему на своем пути, отмечает The Economist. Чрезмерное количество обломков и мусора может сделать орбиты непригодными для дальнейшего использования.
Виды орбит Земли
В космосе существуют разные орбитальные регионы.
Низкая околоземная орбита (LEO)
- 2000 км над уровнем моря.
- Здесь работает большинство спутников: более 5000 единиц Starlink (может дорасти до 12 000 единиц) и созвездие китайских аналогичных малых спутников.
Геостационарная орбита (GEO)
- Около 36000 км.
- Преимущественно расположены спутники для телевидения и те, что отслеживают запуски боевых ракет.
Средняя околоземная орбита (MEO)
- Между 2000 км и 36 000 км
- Используется для GPS.
Высокая эллиптическая орбита (HEO)
- Около 40 000 км
- Сюда запускают спутники, которые следят за полюсами Земли.
Закрыть все фланги
Главные космические мониторинговые системы США сконцентрированы в северном полушарии, но Космическое командование использует данные из любых доступных радаров. Чтобы охватить южное полушарие, страна ставит больше сенсорных устройств в Австралии и работает над обменом данными с союзниками. Кроме того, у Штатов пять спутников GSSAP на геостационарной орбите и коммерческие фирмы космического наблюдения.
США большое значение придают наращиванию устойчивости космических коммуникаций в случае атаки. Страна постепенно отказывается от крупных спутников на геостационарной орбите и предпочитает многочисленные малые спутники типа Starlink. Таким образом, потеря одного не изменит почти ничего, а заменить его можно будет быстрее, чем сделать ASAT-ракету. Учения Космических сил в сентябре показали, что в настоящее время они способны загрузить и запустить новый спутник в течение одного дня. Раньше на это тратили 6–12 месяцев.
Сокращение времени и затрат на замену или запуск новых спутников, безусловно, является преимуществом. Впрочем, чрезмерная зависимость американского правительства от единого и непредсказуемого подрядчика, которым является Илон Маск, дает повод для волнений.
Спутники – это лишь одна часть космической системы, и ее атаковать сложнее всего, отмечает Крейг Миллер из Viasat. Проще бить по наземным станциям или коммуникационным узлам. Военнослужащие говорят о триаде военной тактики: космическое оружие, специальные силы и кибератаки.
Космические военные игры по сценарию запуска по Северной Корее ядерной бомбы в космос указывают на то, что коммерческие спутники нужно защитить от электромагнитных импульсов. А гипотетическое террористическое нападение пакистанских дронов по Индии с помощью коммерческих спутников и коммуникаций говорит о том, что нечеткие правила регулирования работы частных космических компаний могут добавиться к провоцированию конфликта между США и Китаем в космосе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.