Шо Наканосе і космічний робот від його компанії Gitai. /Getty Images
Инновации

36-летний Шо Наканосе загорелся идеей создавать роботов для освоения космоса. Его стартап Gitai уже собрал $47 млн. Чем он будет удивлять рынок

Шо Наканосе и космический робот компании Gitai. Фото Getty Images

Токийская компания Gitai, созданная в 2016 году Шо Наканосе, разрабатывает роботов для работы в космосе и на поверхности Луны. В 2021 году компания успешно провела первую демонстрацию своего продукта на МКС. А в 2024-м ожидается следующая демонстрация уже за ее пределами. У Gitai уже есть $47 млн инвестиций от крупнейших инвестфондов на разработку роботов, а также проекты с Японским космическим агентством и компанией Toyota. Но это еще не все. Наканосе планирует предоставить тысячи роботов для миссий на поверхности Луны и на Марсе.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Пристрастие к роботам у Шо Наканосе возникло из-за личной трагедии, когда 10 лет назад умерла его мама. Он стал одержимым идеей, что новые технологии могут предотвратить непоправимое. 10 лет спустя 36-летний предприниматель направил свой трагический опыт на создание стартапа Gitai.

Цель компании, которая привлекла свыше $47 млн инвестиций от Daiwa Corporate Investment Venture Group, Mitsubishi UFJ Capital IX, Global Brain CVC Funds и других инвестфондов, – создавать роботов, которые могут работать в открытом космосе.

Шо Наканосе управляет одним из роботов Gitai. /Getty Images

Шо Наканосе управляет одним из роботов Gitai. Фото Getty Images

Среди задач, которые они смогут выполнять, будет забор проб грунта на Луне. Кроме того, использование роботов в космосе будет спасать жизнь и здоровье людей.

Жить и работать в космосе дорого и опасно для человека. К примеру, стоимость пилотируемого выхода на орбиту или полета на МКС стартует от $58 млн за человека. Полет в космос может оставить после себя не только незабываемые впечатления.

По данным NASA, радиация, которой подвергаются космонавты, может увеличить риски развития рака, повредить ЦНС. Последнее может усложнить коммуникацию мозга с сенсорными органами, изменить когнитивное функционирование, уменьшить моторные функции и вызвать поведенческие изменения.

Наканосе считает, что благодаря работам исследование космоса станет более доступным и практичным, поскольку позволяет не подвергать человека опасности. Их полет в космос вместо людей снизит в 100 раз стоимость работ, отмечает стартапер.

Gitai производит два продукта. Первый – это двухметровый робот, похожий на гусеницу. Он двигается как это насекомое, его можно «оснастить насадками, как дрель или лопата, чтобы он мог выполнять различные задачи», объясняет Наканосе.

Это потенциально может уменьшить список ситуаций, в которых астронавтам предстоит выходить в открытый космос. Речь идет о ремонтных работах и обслуживании космических судов или станций.

Второй продукт – луноход размером с карт, имеющий дальность одноразовой поездки в несколько миль. «Он может прокладывать себе путь на поверхности Луны», – говорит Наканосе. Это немаловажное умение, ведь NASA собирается вернуть человека на естественный спутник Земли и оставаться там на постоянной основе.

Луноход от Gitai. /Gitai Inc

Луноход от Gitai. Фото Gitai Inc

Присоединиться к космическим миссиям

Gitai не единственная компания, занимающаяся разработкой космических роботов. На этом рынке сейчас доминирует несколько компаний:

• канадская MDA Space, создавшая роботизированную руку для МКС;
  • люксембургская Redwire, производящая роботизированные системы для космических кораблей.

Но спрос на роботов растет, и аналитическая фирма Grand View Research считает, что этот рынок достигнет более $5 млрд к 2027-му. Этому будет способствовать потребность в «эффективном ремонте и обслуживании геостационарных спутников».

«Экономность, лучшая производительность и способность работать в экстремальных условиях космоса – ключевые факторы роста спроса на роботизированные технологии», – отмечает Grand View Research в своем отчете.

Несмотря на преимущество опытных компаний, аналитик Lonestar Data Holdings Кристофер Скотт считает, что технологии Gitai могут дать ей шанс обойти этих конкурентов. У компании уже есть клиенты в промышленности.

Наканосе говорит, что у Gitai есть что предложить другим космическим компаниям. «Мы можем быть хорошими партнерами и помочь им минимизировать затраты на инфраструктуру, например транспортировку, и рабочую силу», – добавляет он.

Не корпоративный работник

Еще 10 лет назад жизнь Наканосе никак не была связана с роботами или космосом. В 2009-м он был IТ-консультантом в IBM Japan в Токио и помогал заменять старые системы новыми от SAP (немецкий производитель ПО). Но вскоре начал искать другой карьерный путь, потому что, по его словам, «не подходил для работы в крупной корпорации».

Шо Наканосе и его робот. /Getty Images

Наканосе: «Мы предоставим тысячи наших роботов для миссий на поверхности Луны и на Марсе, чтобы они устанавливали солнечные панели, коммуникационные антенны, жилые модули и генераторы». Фото Getty Images

Поэтому в 2013 году переехал в Индию и основал CloudLancer India, которая занималась разработкой веб-систем по заказам клиентов и собственных маркетинговых и образовательных приложений. В 2015 году Наканосе продал свое детище индийской компании за неразглашаемую сумму и вернулся в Токио, чтобы заняться разработкой роботов.

В 2016-м он основал Gitai, потому что хотел собирать не слишком дорогие роботизированные системы для строительства и ремонта в космосе. В 2021 году компания сообщила, что успешно провела свою первую демонстрацию на МКС, показав работу своего автономного космического робота, который может проводить исследования, осуществлять строительство и ремонт.

В 2024 году ожидается следующая демонстрация уже за пределами МКС. В Gitai также есть проекты с Японским космическим агентством, Toyota и другими.

В мае компания привлекла $30 млн в раунде серии В и планирует использовать этот капитал, чтобы расширить производственные мощности американского подразделения.

Но Наканосе на этом не останавливается – у него уже есть новые планы, которые не могут не поражать. «Мы предоставим тысячи наших роботов для миссий на поверхности Луны и на Марсе, чтобы они устанавливали солнечные панели, коммуникационные антенны, жилые модули и генераторы, – говорит Наканосе. – Это будет нашим самым важным проектом в ближайшем будущем».