Працівники в заторі перед робочою зміною поблизу Індонезійського індустріального парку Моравалі (IMIP), який складається з близько 77 000 місцевих і 6000 китайських робітників, 2 серпня 2023 року, Моровалі, Центральний Сулавесі, Індонезія. /Getty Images
Категория
Мир
Дата

США, ЕС и Япония привлекают к себе гигантов чистых технологий миллиардными субсидиями. Менее развитым странам такое не по зубам. Кто проиграет из-за политики протекционизма крупных экономик

5 хв читання

Работники в пробке перед рабочей сменой возле Индонезийского индустриального парка Моровали (IMIP), состоящего из около 77 000 местных и 6000 китайских рабочих, 2 августа 2023 года, Моровали, Центральный Сулавеси, Индонезия. Фото Getty Images

Крупнейшие экономики мира субсидируют иностранные компании, которые могут помочь стать лидерами зеленой индустрии. Например, некоторые из производителей именно поэтому считают США лучшим местом для строительства завода: льготы могут удешевить проект до 60%. Япония планирует направить на привлечение зеленых компаний $150 млрд. Страны с молодой или слабой экономикой не могут себе позволить такую щедрость. Кто может остаться за бортом развития прибыльной индустрии чистых технологий, рассказывает Wall Street Journal. Forbes кратко пересказывает материал.

Новые налоговые скидки для производителей батарей, оборудования для солнечных электростанций и других зеленых инициатив способствуют росту потока капитала в США. Европейский Союз пытается не отставать и предлагает собственные похожие субсидии. Япония планирует ссудить $150 млрд, чтобы иметь возможность профинансировать волну развития экологических технологий. Все они работают над преодолением зависимости от Китая в благоприятных для окружающей среды инициативах.

Но есть те, кто остаются позади. Преимущественно это небольшие страны, которые последние десятилетия поднимались благодаря развитию свободной торговли, но новые тенденции им не по зубам. Индустриальные страны, такие как Великобритания или Сингапур, не могут соперничать в битве субсидий со США или ЕС.

Например, немецкое правительство предложило гиганту микрочипов Intel $11 млрд субсидий за то, что он построит в стране два завода полупроводников. Эта сумма существенно больше всего годового бюджета министерства торговли и промышленности Сингапура. Премьер Сингапура Лоренс Вон признал, что его страна не может тягаться «с большими ребятами».

Британские технокомпании не видят будущего в родной стране.

Nexeon, разработавшая свою технологию производства батарей недалеко от Оксфорда с помощью государственных инвестиций, построит свой первый коммерческий завод в Южной Корее. Второй предположительно будет в США. В прошлом году компания привлекла более $200 млн инвестиций. Гендиректор Nexeon Скотт Браун удручен тем, что их производство будет не на родине, но без большей поддержки правительством батарейной индустрии иначе быть не может.

AMTE Power, один из немногих британских действующих производителей батарей, сообщил, что может передумать строить в Шотландии свой завод за более $200 млн из-за большой разницы в размере субсидий, которые предлагают в США и Европе. Arrival, электромобильный стартап, в прошлом году объявил, что хочет сосредоточиться на производстве в США, а не Британии, сославшись на налоговые льготы.

А вот в США, которые предлагают $369 млрд финансовых поощрений для зеленых технологий, просто бум иностранных инвестиций. Немецкий автопроизводитель BMW только что заложил фундамент нового завода батарей в Южной Каролине. Корейские компании Hyundai и LG объявили о батарейном заводе за $4,3 млрд в Джорджии. А японская Panasonic строит завод в Канзасе.

Изображение будущего литиевого завода канадской компании Rock Tech в городе Губен, Германия. На нем ежегодно планируется производить 24 000 т гидроксида лития для батарей до 500 000 электрокаров. 27 марта 2023 года. /Getty Images

Изображение будущего литиевого завода канадской компании Rock Tech в городе Губен, Германия. На нем ежегодно планируется производить 24 000 т гидроксида лития для батарей до 500 000 электрокаров. 27 марта 2023 года. Фото Getty Images

Уменьшение глобализации

Благодаря глобализации когда-то бедные страны, такие как Южная Корея и Тайвань, превратились в высокотехнологичные, развитые государства, в которых сотни миллионов людей вышли из нищеты. А западные потребители получили достаточно доступных товаров и более высокие стандарты жизни. Технологические новинки, идеи, товары и финансовые ресурсы могли легко пересекать границы стран.

Но у глобализации была своя цена. Когда-то цветущие общины США и Западной Европы оказались опустошенными из-за переноса производства в Азию или бывшие страны СССР. Увеличение использования природных ресурсов привело к ухудшению экологической ситуации в мире. А непостоянство иностранных инвестиций было причиной дестабилизации экономик некоторых стран.

По словам экономистов, уменьшение международной интеграции представляет значительную угрозу для развивающихся стран, которым нужен доступ к мировым рынкам, чтобы стать развитыми.

По мнению Дэвида Ловингера, экс-работника министерства финансов США, страны становятся ориентированными на себя и отворачиваются от свободной торговли и инвестирования в другие государства. Он добавляет, что более бедные экономики с меньшими финансовыми возможностями проигрывают от «войны субсидий» Европы, США и Китая.

Развитые страны становятся ориентированными на себя и отворачиваются от свободной торговли и инвестирования в другие государства.

Развитые страны становятся ориентированными на себя и отворачиваются от свободной торговли и инвестиций в другие государства.

К примеру Индонезия. В стране большие залежи никеля, и она надеялась использовать это для того, чтобы стать лидером производства батарей в мире. Но американский Закон об инфляции, регулирующий государственное субсидирование зеленой индустрии, запрещает субсидии для электромобильных батарей, которые содержат минералы из стран-непартнеров США в свободной торговле. Индонезия не является им.

Победители

Согласно данным ООН, в прошлом году в США ушло 22% прямых международных инвестиций мира, что сделало страну величайшим реципиентом инвестиций в мире. Данные Бюро переписи населения США показывают, что расходы страны на строительство, связанное с промышленностью, в мае выросло на 76% по сравнению с прошлым годом, до примерно $194 млрд в год.

Субсидиальную мощность США трудно превзойти.

Nexeon вдобавок к вышеупомянутым частным инвестициям получила еще 2 млн фунтов стерлингов (около $2,55 млн) из государственного фонда Британии для финансирования электромобильной индустрии. А вот два американских конкурента компании Sila Nanotechnologies и Group14 Technologies получили по $100 млн от министерства энергетики США в рамках программы финансирования батарейных технологий. Эти компании, как и Nexeon, производят кремниевые материалы для анодов, являющихся частью батареи.

Гай Дебелл, директор зеленого подразделения Fortescue Future Industries, принадлежащего добывающей компании Fortescue Metals, говорит: его компания считает США лучшим местом для размещения производственных мощностей именно из-за субсидий. По его словам, американские льготы могут удешевить проект до 60%.

ЕС уменьшает ограничения на размер субсидий, которые страны-члены могут предоставлять индустриям. До 2030-го Евросоюз хочет, чтобы 40% ключевых технологий, необходимых для зеленого перехода, производились внутри блока. Речь идет об оборудовании для ветровых и солнечных электростанций (в этом секторе доминирует Китай) и производстве батарей.

Потенциальная мощность батарейных проектов в работе в США выросла на 67% с момента принятия Закона об инфляции и достигла европейской мощности. Последняя, в свою очередь, выросла на 26% в этот же период. Такие данные предоставила британская фирма Benchmark Minerals Intelligence, собирающая данные по индустрии.

Индонезия совместно с другими ведущими экспортерами никеля хотят координировать уровень производства материала, чтоб удерживать цены на него на стабильно больших уровнях. /Getty Images

Индонезия совместно с другими ведущими экспортерами никеля хотят координировать уровень производства материала, чтоб удерживать цены на него на стабильно больших уровнях. Фото Getty Images

Проблема Брекзита

Защитники Брекзита уверенно заявляли, что Британия после ухода из Евросоюза сможет заключить двусторонние торговые соглашения с другими странами и усилить глобализацию. Но импульс к развитию свободной торговли застрял на месте, а то и вовсе пошел на убыль.

В настоящее время из всех уголков страны и из разных индустрий раздаются призывы дать свой ответ на изменения мировой экономики, обновив британскую индустриальную стратегию.

Британский автосектор получил толчок недавно, когда автопроизводитель Jaguar Land Rover решил построить завод по производству электромобильных батарей в Великобритании. Но общий масштаб субсидирования зеленых технологий в Британии сильно отстает от американского.

Британский министр финансов Джереми Гант пообещал, что этой осенью он представит план реакции страны, но сразу предупредил, что Британия не будет «идти нога в ногу с нашими друзьями и союзниками в вопросе гонки за самые большие субсидии». Он сказал, что Великобритания сосредоточится на финансировании тех секторов, где у страны есть четкое конкурентное преимущество.

Новые союзы

Страны, которые не могут конкурировать в вопросе субсидий, держатся как можно ближе к более богатым партнерам и пользуются их индустриальной политикой. Как, например, Канада и Мексика, заключившие соглашения о свободной торговле со США. Присоединившись к Индо-Тихоокеанской экономической программе ради процветания, которую возглавляют США, Индонезия надеется увеличить распространение своих ресурсов в мире.

В ответ на усиление протекционизма в электромобильной индустрии министр инвестиций Индонезии заявил о планах образования некоего никелевого картеля по типу ОПЕК. Благодаря такому союзу Индонезия вместе с другими ведущими экспортерами никеля хотят координировать уровень производства материала, чтобы удерживать цены на него на стабильно высоких уровнях.

Аналитики не слишком уверены в успехе такого плана, потому что поставщики никеля не захотят отвлечь от себя мощных торговых партнеров, таких как США и Китай. Похожая идея была у экспортеров лития в Латинской Америке, но ее так и не воплотили в жизнь.

Индонезия и Зимбабве установили экспортные ограничения на полезные ископаемые, такие как никель, бокситы и литий и условия на их покупку. Если кто-то хочет купить в Зимбабве или Индонезии такое сырье, они должны построить заводы для его обработки.

Эксперты считают, что такая политика, которая становится все более популярной, приведет к росту цен на материалы и нестабильности индустрии.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд