В Калифорнии в среду, 15 ноября, прошла долгожданная встреча американского президента Джо Байдена и президента Китая Си Цзиньпина. Разговор двух лидеров состоялся в рамках саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который собрал глава Белого дома. Politico и The Economist освещают результаты встречи президентов, чьи страны до недавнего времени находились в крайне напряженных отношениях.
Forbes пересказывает главное из материала.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
The Economist в своем материале отмечает, что в ноябре было отмечено изменение риторики пропаганды Коммунистической партии Китая. Вместо того чтобы жаловаться на «новую холодную войну», в СМИ начали прославлять совместную борьбу американцев и китайцев против Японии во Второй мировой. А одно государственное издание вспомнило расположение президента Си к паре из штата Айова, которая в 1985-м приняла его у себя в гостях.
Такой же «дух ослабления напряжения» между двумя странами привез с собой китайский лидер на саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, устроенный президентом США Джо Байденом в Калифорнии в среду, 15 ноября. Двое глав стран проговорили за закрытыми дверями четыре часа – это была только вторая их личная встреча на этих должностях.
- Категория
- Мир
- Дата
Politico пишет, что Белый дом намеренно не устанавливал высоких ожиданий от результатов этой встречи. Администрация просто хотела возобновить двусторонние отношения между США и Китаем до того уровня, что был до последней встречи двух президентов на Бали, после которой напряжение между ними начало расти.
Комментарии на пресс-конференции
После встречи состоялась пресс-конференция, на которой Байден и Си сделали заявления и ответили на вопросы журналистов. Приводим наиболее важные цитаты, которые выбрали оба издания.
«Сегодняшние договоренности стали результатом нескольких месяцев тщательного сотрудничества между двумя нашими дипломатическими командами», – сказал президент Байден.
На вопрос о том, считает ли он все еще президента Си диктатором, Байден ответил: «Да, считаю. Он диктатор в том смысле, что он руководит коммунистической страной».
«В дальнейшем мы будем поддерживать высочайший уровень дипломатии с КНР, как и она с нами, чтобы между нашими странами всегда был открыт канал связи. Мы согласились, что он или я можем при необходимости поднять трубку и напрямую позвонить по телефону друг другу», – заявил Байден.
Си отмечал, что США и Китаю не нужно соревноваться друг с другом, назвав это основой разногласий между двумя странами. «Нереалистично полагать, что одна сторона может формировать другую. Планета Земля достаточно велика, чтобы обе страны достигли успеха», – сказал президент Си.
Результаты
По мнению The Economist, результаты четырехчасового разговора, о которых объявил Байден, весьма скромны, но главное, что диалог начат.
Одно важное заявление Государственный департамент США сделал накануне встречи президентов: Пекин и Вашингтон, два крупнейших загрязнителя планеты парниковыми газами, договорились способствовать увеличению возобновляемых источников энергии во всем мире в три раза до 2030 года.
Военное сотрудничество и Тайвань
Байден сообщил, что возобновляется связь между военными командирами и законодателями Китая и США. Издание считает это хорошей новостью, но поможет ли это уменьшить количество напряженных ситуаций между американскими и китайскими силами в районе водного и воздушного пространства Тайваня? Посмотрим.
The Economist приводит слова президента Си о том, что Тайвань «был наиболее потенциально опасной проблемой в американо-китайских отношениях», о которых изданию рассказал старший американский чиновник. Байден, сообщает издание, открыто не заверил китайского президента в том, что США против независимости Тайваня, но сказал, что у Штатов «политика единого Китая» и «я не собираюсь ее менять».
А вот Politico, ссылаясь на китайское издание Xinhua, говорит, что лидеры не пришли к согласию по ключевым двусторонним вопросам. Си требовал, чтобы США прекратили вооружать Тайвань, а также заявил, что объединение острова с Китаем, чего не хочет большинство тайванцев, «неизбежно».
Искусственный интеллект и фентанил
Стороны также решили в будущем обсудить «пути уменьшения рисков от передовых ИИ-систем». Впрочем, ничего не было сказано о ранее объявленном соглашении об ограничении использования ИИ в автономных вооруженных системах и командно-контрольных ядерных системах.
Больше всего в американцах может отозваться то, что Китай пообещал помочь остановить экспорт химических веществ, используемых при производстве фентанила, и прессов для изготовления таблеток. Фентанил – это мощный опиоидный обезболивающий препарат, вызывающий сильную зависимость, от которого ежегодно умирает около 70 000 американцев. Президент Байден сказал, что лично знает людей, потерявших детей из-за этого наркотика.
Геополитическая ситуация
Не обошли вниманием лидеры и региональные кризисы. Байден призвал Китай использовать свое влияние на поддержку Ираном ХАМАСа, начавшего агрессию против Израиля, а также заставить опомниться Россию в Украине.
The Economist отмечает, что, может, они и не договорились ни о чем конкретном в этих вопросах, но следует обратить внимание на отсутствие на саммите одного важного игрока азиатско-тихоокеанского региона – Владимира Путина. Президента России не порадует разговор между его главным врагом и величайшим другом о нем за его спиной. Это своего рода победа для Байдена.
Politico пишет о том, что американские союзники в Азии радовались встречам Байдена и Си. Она стала редкой возможностью поощрить стабилизацию американо-китайских отношений, которые в последнее время заставляют азиатские страны в напряжении наблюдать за несогласием между двумя важными мировыми игроками.
«Это должно четко продемонстрировать тот факт, что мы готовы сотрудничать и решать серьезные проблемы, такие как климатические изменения, торговля или конфликт в секторе Газа», – сказал премьер Малайзии Анвар Ибрагим в среду, добавив, что страны Юго-Восточной Азии не хотят новой холодной войны.
Ветераны американской нацбезопасности также рады встрече двух президентов, особенно восстановлению военной коммуникации. Улучшения в вопросах торговли или прав человека пока не видно, но страны хотя бы могут попытаться сделать так, чтобы малейший инцидент, особенно в Тайванском проливе или Южнокитайском море, не спровоцировал полномасштабную войну.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.