Вернувшийся к власти после октябрьских выборов и выступающий против членства Украины в НАТО премьер-министр Словакии Роберт Фицо впервые приехал в Ужгород на встречу с премьером Украины Денисом Шмыгалем. Говорили о поставках оружия, импорте зерна, транспортировке газа и вступлении Украины в ЕС и НАТО. О чем договорились (а о чем – нет)?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Лидер словацкой партии Smer-SD Роберт Фицо умеет удивлять. Несмотря на неоднозначное политическое прошлое, он выиграл досрочные парламентские выборы в Словакии. А 25 октября 2023-го стал новым премьер-министром страны.
Это уже четвертая каденция Фицо на посту премьера Словакии. В 2018 году он ушел в отставку из-за протестов, происходивших после убийства журналиста Яна Куцяка. Тогда казалось, что навсегда.
Но в октябре 2023-го его партия Smer-SD победила на парламентских выборах, эксплуатируя критику власти, экономические трудности в Словакии, антиамериканские и антиукраинские лозунги. Фицо заключил коалиционное соглашение с бывшим партнером Петером Пеллегрини и словацкими националистами SNS. И вернулся в премьерское кресло.
Не дать Украине ни единого патрона – одно из самых скандальных обещаний в предвыборной программе Фицо. В преддверии встречи с Денисом Шмыгалем он в очередной раз поставил под сомнение суверенитет Украины из-за «влияния США» и пообещал блокировать ее вступление в НАТО.
Настоящей войны в Киеве нет, заявил словацкий премьер. И добавил, что не верит в военную победу: россияне, по его мнению, не уйдут из Крыма и с Донбасса, поэтому должен быть компромисс.
Встреча со Шмыгалем
Несмотря на недавние заявления Фицо, тон встречи со Шмыгалем был совсем иным. «Хочу поблагодарить господина Шмыгаля за то, что, несмотря на разногласия во взглядах, мы смогли обменяться мнениями в конструктивной и дружеской атмосфере», – сказал он.
Это типично для Фицо, говорит Дарья Малова, профессор политологии в Университете Коменского в Братиславе и преподаватель Болонского университета. «Его риторика рассчитана на избирателей, – объясняет Малова. – Когда речь идет о решении, он ведет себя как прагматик».
Именно на «новом прагматизме» настаивал на переговорах Денис Шмыгаль. Что из этого вышло?
Оружие – just business
С начала полномасштабной войны Словакия играла роль локомотива: первой давала системы ПВО (единственную батарею С-300) и боевые самолеты (все свои 13 МиГ-29). Вместе с другим вооружением – почти на $670 млн, говорил Шмыгаль.
Больше поставок оружия для Украины со словацких складов не будет, говорил в ноябре 2023-го министр обороны Словакии Роберт Калиняк. Возможности для этого практически исчерпаны, объяснял главный партнер Фицо по коалиции Пеллегрини.
«Словакия отдала почти все», – подтверждает Шмыгаль.
После переговоров в Ужгороде Фицо повторил этот тезис. Но есть нюанс.
В ноябре Фицо пообещал не препятствовать словацким компаниям поставлять Украине оружие по контрактам. В том числе и государственным. Он подтвердил это и на встрече со Шмыгалем.
Коммерческое сотрудничество касается минимум трех проектов:
- самоходные гаубицы Zuzana 2 – контракт на 16 единиц, оплачиваемый Данией, Германией и Норвегией;
- почти 100% производства словацких боеприпасов ZVS Holding законтрактованы на следующие два-три года для Украины, рассказывал Politico экс-министр обороны Словакии Ярослав Надь;
- в Михаловце, около границы с Украиной, действует хаб немецкой оборонной компании KMV по ремонту оружия ВСУ: РСЗО Mars II, гаубицы PzH 2000 и системы ПВО Gepard. Хаб может быть расширен, заявили Шмыгаль и канцлер Германии Олаф Шольц после переговоров с Фицо.
Такие поставки экономически важны для правительства – это рабочие места, налоги, влияние оружейного лобби, объясняет словацкий аналитик Месежников. «В противном случае акционеры вооруженных словацких компаний оказывали бы давление на Фицо», – добавляет Малова.
Премьер также пообещал предоставить Украине в качестве части гуманитарной помощи две машины разминирования «Божена-4». Их будут использовать на деоккупированной территории Херсонской области, пояснил Шмыгаль. Словакия также будет снабжать нас инженерной техникой для строительства оборонных рубежей, добавил премьер.
Геополитика – роль Словакии в ЕС, НАТО и «формуле мира»
Словакия не будет блокировать одобрение программы ЕС Ukraine Facility на €50 млрд на саммите 1 февраля, заявил после переговоров Шмыгаль. Словацкий премьер подтвердил это на пресс-конференции с Шольцом.
Фицо также поддержал стремление Украины ко вступлению в ЕС и пообещал делиться опытом Словакии на этом пути. Но проблемы могут возникнуть с открытием отдельных разделов переговоров, например по агропродукции и логистике, говорит Дмитрий Тужанский, директор Института центральноевропейской стратегии.
Впрочем, Фицо подчеркнул, что ветировал бы вступление Украины в НАТО. Его аргумент – чтобы не было «распространения войны до мировых масштабов».
Фицо легко играть на этой теме и «спасать от третьей мировой» словацких избирателей, говорит Тужанский. «Классика для популиста – обещать заблокировать то, что не происходит», – объясняет он.
Также Словакия поддержала «формулу мира» Владимира Зеленского, говорится в совместном заявлении Фицо и Шмыгаля. Хотя Фицо заявил, что считает ее нереалистичной. «Не верю в военное решение этого конфликта, – объяснил он. – Поэтому мое правительство поддержит любой мирный план».
Экономика. (Не)уступки по газу и зерну и трансграничная инфраструктура
2024-й – год окончания контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом» на транзит российского газа через Украину. Эта тема вызвала самые большие противоречия в заявлениях премьеров. Транзит через Украину, вероятно, продолжится, сказал Фицо в видеообращении после встречи.
Украина не намерена заключать новые контракты с российским газовым монополистом, но Киев может говорить об использовании своей газотранспортной сети со страной – членом ЕС, заявили «Интерфакс-Украина» в пресс-службе Кабмина.
Потенциальное продление транзита российского газа может расцениваться как уступка Украины, что смягчает риторику Фицо и делает его более договороспособным в политических вопросах.
Также Украина получила важное предложение от словацкого нефтеперерабатывающего завода Slovnaft (дочерней компании венгерской MOL) – подробности будут позже, сообщил Шмыгаль. (Подробнее читайте здесь.)
Развитие трансграничной инфраструктуры было важным вопросом для обеих стран и при предыдущих правительствах, и до большой войны. Поэтому обошлось без разногласий. Фицо и Шмыгаль договорились, что страны ускорят реконструкцию электрического интерконнектора «Мукачево – Вельке Капушаны».
Также обе стороны заинтересованы построить европути от Ужгорода до Ганиски-при-Кошице, договорились о варианте железнодорожного сообщения Киев – Кошице и модернизации пограничного перехода «Ужгород – Вышнее Немецкое» с обеих сторон.
Решить все не удалось. Премьеры не пришли к соглашению в вопросе снятия запрета на импорт украинского зерна в Словакию, который длится с 16 сентября 2023-го.
«В данном вопросе я скорее пессимист», – говорит словацкий аналитик Месежников.
Фицо не очень свободен в своих действиях, добавляет политолог Малова. «Его позиция зависит от организаций, представляющих сельскохозяйственную промышленность Словакии, – объясняет она. – Снятие запрета может создать внутреннюю оппозицию Фицо». Словацкий премьер понимает это и не будет в третий раз рисковать должностью ради реверансов Украине.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.