Категория
Мир
Дата

Искушение властью. Как создатель ChatGPT Сэм Альтман стал новым соратником Дональда Трампа. Разбор WSJ

4 хв читання

Дональд Трамп Сем Альтман /Getty Images

CEO OpenAI Сэм Альтман выступает на пресс-конференции в Белом доме после инаугурации Дональда Трампа как 47-го президента США, 21 января 2025 года. Фото Getty Images

CEO OpenAI Сэм Альтман прошел путь от критика президента США Дональда Трампа до его союзника. Теперь компания предпринимателя формирует ИИ-адженду Белого дома, лоббирует проект Stargate в Абу-Даби и борется за политическое влияние на фоне конфликта с Илоном Маском. Главное из материала WSJ, как руководитель OpenAI изменил свои политические взгляды, чтобы получить доступ к ключевым решениям в США

Купуйте річну передплату на 6 журналів Forbes Ukraine зі змістовними матеріалами, рейтингами та аналітикою від 1 350 грн.

Через две недели после публичного конфликта руководителя Tesla Илона Маска с президентом США Дональдом Трампом, CEO OpenAI Сэм Альтман вошел в президентский гольф-клуб в Нью-Джерси как желанный гость. Президент представил Альтмана как «очень умного человека», контрастируя с холодной атмосферой первых недель его каденции. Тогда Альтман оставался в стороне из-за близости Маска к новому главе Белого дома. Вместо места на трибуне во время инаугурации Трампа руководитель OpenAI сидел в резервной комнате, выжидая момент, чтобы восстановить свое влияние.

Уход Маска из близкого круга Трампа открыл Альтману путь: он быстро выстроил личный контакт с президентом, заключал соглашения об ИИ-инфраструктуре и постепенно менял публичную риторику.

Маск-демократ, еще недавно сравнивавший Трампа с Гитлером, 4 июля объявил в X, что больше не является демократом. Сегодня Альтман получает доступ к ключевым решениям в области развития ИИ и готовится выступить перед центральными банкирами США на конференции Федеральной резервной системы. В OpenAI публично поддерживают амбициозные планы Белого дома по лидерству США в сфере ИИ.

Материал об Альтмане WSJ основывается на интервью с чиновниками Белого дома, топ-менеджерами технологических компаний, лоббистами и политическими донорами.

Разочарование в демократах

Альтман десятилетиями поддерживал демократов, что соответствовало ценностям прогрессивного технократического окружения. В 2016 году он поддержал кандидата в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон, считая Трампа угрозой для страны и катастрофой для экономики. Почти все в Кремниевой долине, кроме инвестора Питера Тиля, разделяли это мнение.

В то же время Альтман признавал, что Трамп прав относительно отдельных проблем (медленный рост экономики, чрезмерная политкорректность), но категорически не соглашался с предложенными методами их решения.

Впоследствии Альтман стал критиковать экономическую политику демократов и предупреждал, что финансовая поддержка населения во время COVID-19 повлечет за собой инфляцию и рост государственного долга. Несмотря на это, он оставался лояльным Демократической партии и пожертвовал большую сумму на кампанию кандидата-демократа в президенты США Джо Байдена в 2023-м.

Альтман впоследствии был разочарован политикой администрации Байдена по ИИ и производству чипов. Он считал знаковый закон CHIPS and Science Act, который должен вернуть производство микрочипов в США, малым по объему – около $50 млрд – и ошибочным в стремлении распределить эти средства.

Дональд Трамп Сэм Альтман /Getty Images

Хотя CEO OpenAI Сэм Альтман и пожертвовал $1 млн на инаугурацию Дональда Трампа, на выборах никаких кандидатов не поддерживал. Фото Getty Images

«Потепление» отношений с республиканцами

Весной 2024 года OpenAI начала обращаться к Трампу в рамках своей работы с обеими партиями. Альтман и топ-менеджмент OpenAI решили апеллировать к опыту будущего президента как девелопера и его любви к победителям. Они позиционировали OpenAI как лидера в ИИ и поражали Трампа своими технологиями. Это сработало.

В июне 2024-го руководители OpenAI встретились с Трампом в отеле в Лас-Вегасе и продемонстрировали тогда еще не выпущенный генератор текст-в-видео Sora, который до конца года должен был «напугать» Голливуд. Они также представили аргументы в пользу государственных инвестиций в ИИ-инфраструктуру и устранение американских регуляций и экологических проверок, чтобы обойти Китай.

Через несколько дней после этой встречи Трамп сказал подкастеру Логану Полу, что США необходимо «обогнать Китай» в сфере ИИ. К июльской национальной республиканской конвенции необходимость строительства ИИ-инфраструктуры уже стала частью программы Трампа. Спустя неделю Сэм Альтман поддержал эту идею в колонке для Washington Post. Тогда он заявил, что «инфраструктура – это часть» борьбы между «демократическим» ИИ, контролируемым США и их союзниками, и «авторитарным» ИИ, под контролем таких стран, как Китай и Россия.

Битва за внимание президента

После победы Трампа на выборах президента Альтману пришлось конкурировать с Илоном Маском за влияние на ИИ-адженду новой Администрации США. Маск стал крупнейшим донором президентской кампании Трампа, открыто конфликтовал с Альтманом и атаковал OpenAI через свою компанию xAI серией судебных тяжб. Это ограничило возможности Альтмана встречаться с Трампом напрямую – он выбивал доступ через знакомства в окружении президента, в частности через лоббиста Джеффа Миллера и руководителя Oracle Ларри Эллисона.

Но Альтман сделал большой финансовый жест – пожертвовал $1 млн на инаугурацию Трампа, что стало проходным билетом в круг новых властей США, хотя без заметной роли на публике. Признание же Альтман получил, когда вместе с Трампом, Эллисоном и исполнительным директором SoftBank Масайоси Соном объявил о создании проекта Stargate. Его цель – $500 млрд инвестиций в дата-центры для прорыва в ИИ-инфраструктуре с расчетом на конкурентное преимущество США над Китаем.

Услышав о сделке, Маск сразу раскритиковал ее в соцсетях и поставил под вопрос финансовые возможности SoftBank. В ответ Альтман написал о своем политическом изменении взглядов: «Я не буду соглашаться с ним [Дональдом Трампом] во всем, но думаю, что во многих аспектах он будет невероятным для страны!»

Илон Маск OpenAI /Getty Images

Илон Маск окончательно потерял доверие Дональда Трампа после соглашения о строительстве дата-центров в Абу-Даби для OpenAI. Фото Getty Images

Выход на Объединенные Арабские Эмираты

Администрация Трампа поддержала инфраструктурные проекты OpenAI, подписав указ Unleashing American Energy для упрощения разрешений на энергопроекты. В январе 2025 года на ИИ-саммите в Вашингтоне присутствовали представители президента США. А уже в марте этого года Альтман принял участие в ужине доноров Трампа.

В мае 2024-го OpenAI и администрация Белого дома анонсировали проект Stargate – строительство дата-центров в Абу-Даби мощностью 5 ГВт в партнерстве с местной компанией G42, Oracle и SoftBank. Проект стал возможен после отмены ограничений США на экспорт чипов. Маск, имевший собственные интересы из-за xAI и связей с G42, пытался заблокировать анонс, что вызвало напряженность у Трампа.

Соглашение объявили, но с меньшим размахом. После этого Маск и Трамп окончательно разорвали отношения. Тем временем Альтман сблизился с Администрацией США, получил контракт с Пентагоном на $200 млн и активно лоббирует упрощение строительства ИИ-инфраструктуры, включая передачу федеральных земель под дата-центры.

«Я верю в технокапитализм, – объясняет Альтман свою политическую позицию. – Мы должны поощрять людей зарабатывать большие деньги, а также находить способы распределения богатства и делиться магией капитализма». Близкая свита Альтмана говорит, что теперь он может проголосовать за Республиканскую партию на следующих выборах.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Третій випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні