На сегодняшний день США предлагают нескольким государствам мира разные модели механизмов безопасности, что может стать основой для гарантий Киеву. /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Война
Дата

Временная альтернатива НАТО. Каковы гарантии безопасности для Украины от США. Американист Владислав Фарапонов выделил три возможных модели

На сегодняшний день США предлагают нескольким государствам мира разные модели механизмов безопасности, что может стать основой для гарантий Киеву. Фото Коллаж Анна Наконечная

Пока в Украине идет война, нас не примут в НАТО, членство в котором было бы лучшей гарантией безопасности для нашего государства. Поэтому Киев должен получить надежные гарантии на переходный период. Какими они могут быть? Глава ОО «Институт американистики» Владислав Фарапонов проанализировал уже существующие модели безопасности, которые США ввели после Второй мировой войны, и выделил лучшие варианты для Украины.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Киев начал переговоры с Вашингтоном по поводу двустороннего соглашения, которое должно предоставить гарантии безопасности для Украины, заявил глава Офиса президента Андрей Ермак. По его словам, эти гарантии вступят в силу до членства Украины в НАТО. После июльского саммита в Вильнюсе государственный секретарь США Энтони Блинкен подчеркнул, что сильная и объединенная поддержка Киева – лучшие гарантии для Украины.

Пока Украина не в НАТО

То, что членство в НАТО с системой коллективной безопасности является лучшей гарантией для Украины, хорошо понимают в Киеве, Вашингтоне и Брюсселе. Но в последних двух столицах сейчас не готовы определить сроки и условия нашего вступления в Альянс. Поэтому диалог по поводу гарантий безопасности именно со США сейчас является вполне логичным шагом. Три причины:

  • До выборов в США еще сравнительно далеко, праймериз (предварительные выборы кандидатов внутри партии) начинаются только в январе 2024 года.
  • Это определенный компромисс для Украины, заметно разочарованной результатами саммита НАТО.
  • Администрации Белого дома нужно что-нибудь «продать» американскому избирателю, а гарантии – это намек на стратегию или план завершения войны. В этой плоскости важно не переходить в дискуссию лишь по поводу того, как эти «гарантии» будут называться.

Главное – содержание, а лучшая гарантия – подписанное оборонное соглашение о сотрудничестве со США и американские инвестиции в совместное производство оружия для Украины. Такое соглашение превратит поддержку Украины из теоремы в аксиому, которую не нужно будет доказывать, даже после завершения войны.

Сложно сказать, когда и как завершится российско-украинская война, но Вашингтон тоже хочет послать четкий сигнал своим партнерам и оппонентам. Однако все же от финальных раскладов на момент победы Украины зависят детали печально известных гарантий от США в частности.

В чем точно они не будут состоять, так это в участии американских военных в непосредственных боевых действиях.

Getty Images

Премьер-министр Японии Фумио Кисида, президент США Джо Байден и президент Украины Владимир Зеленский во время провозглашения Декларации G7 о совместной поддержке Украины, Саммит НАТО в Вильнюсе 12 июля 2023 года. Фото Getty Images

Возможный результат дискуссии со США

США – партнер Украины номер один в сфере безопасности как до 24 февраля 2022 года, так и сейчас. Поэтому диалог с Вашингтоном будет показателен для других партнеров тоже.

Штаты выстроили после Второй мировой войны сеть соглашений со своими союзниками в Европе и вне ее. Есть три примера, а значит, и ролевые модели, на которые может смотреть Украина и апеллировать к ним.

Первая модель – Южная Корея и Япония

Оба государства сейчас переживают переосмысление своей роли в безопасности региона и двусторонних отношениях с США. С Сеулом Вашингтон подписал соглашение о безопасности еще в 1953 году, которое предусматривает де-факто механизм, очень похожий на 5-ю статью НАТО. Она определяет нападение на одного члена НАТО как нападение на всех.

Однако это соглашение предусматривает и пребывание американских военных на территории Южной Кореи, которых сейчас там 28 000. В Японии количество военных США вдвое больше. Партнерство между странами достигает 1951 года, в 1960-м оно было пересмотрено.

Вторая модель – Израиль

О возможном формате гарантий безопасности для Украины в израильском стиле Белый дом уже говорил ранее, заявляя, что такие заверения безопасности (не гарантии) будут включать помощь, обмен разведданными и информацией, поддержку в киберсфере для защиты и отпор будущей агрессии.

Сходство случая Израиля в 1950-х с Украиной в 2023 году обуславливается разве что поиском тех желанных гарантий. Все же региональные особенности соседей, внутренняя политика, в частности обязательность призыва в Израиле, отличаются от украинских реалий. Но не только.

От создания Государства Израиль в 1948 году и до 2021-го США предоставили ему помощь по безопасности на $125 млрд. Большая часть этих средств шла не на само оружие или оборудование, а на совместное построение мощностей, обучение. Цель и формула достаточно просты: сохранение так называемого qualitative military edge – мощностей для отпора атаки любого уровня.

С 1983 г. диалог в сфере безопасности был институционализирован в годовые заседания Американо-Израильской объединенной политической и оборонной группы, где определяют приоритеты для дальнейшего сотрудничества.

Когда американская сторона видит стратегическое видение развития армии и технологий, ей значительно легче объяснить избирателям необходимость выделения Израилю более $3 млрд в течение последних 20 лет.

Украина, к примеру, получала длительное время около $300 млн, а в проект оборонного бюджета на 2024 год заложена снова такая же сумма.

Третья модель – Тайвань

В отличие от других государств, с которыми сотрудничает США, гарантии Тайваня оформлены в специфической форме, а именно заложены во внутреннее законодательство США. Это их особенность.

С 1979 г. действует специальный акт об отношениях США с Тайванем, в котором прописано то, что Штаты предоставят Тайваню оружие оборонительного характера, чтобы сохранить безопасность и социальную или экономическую помощь его народу. Такая формулировка позволяет держать дискуссию о помощи Тайваню только в такой плоскости: какой должна быть помощь, если Китай все же попытается напасть на это островное государство.

С точки зрения сегодняшних реалий США предлагают нескольким государствам мира разные модели механизмов, что может стать основой для гарантий Киеву.

Одна из лучших опций – это пример гарантий Тайваня и их симбиоз с гарантиями, например, предоставленными Израилю. Украина выигрывает от такого сценария, ведь это еще укрепит украинское войско, заверит партнеров в способности строить стратегию и развивать вооруженные силы.

А ужесточение сотрудничества со США в значительной степени упростит процесс адвокации будущего вступления Украины в НАТО.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине