Вероятный разговор «кремлевского» продюсера с магнатом, заработавшим миллиардное состояние на газе, вдребезги разбивает кремлевский нарратив о сплоченности российских «элит» и поддержке Путина и его режима. В получасовом диалоге 157 раз встречается слово «бл*дь» и никакого намека на поддержку. Но в состоянии ли недовольство российского бизнеса что-либо изменить?
В пятницу, 24 марта, сайт «5 канала» первым из медиа опубликовал выдержки из вероятного разговора российского музыкального продюсера Иосифа Пригожина и российского бизнесмена Фархада Ахмедова, в котором они более получаса, не выбирая выражений, критикуют российскую политику, войну и высшее руководство, включая Путина, Медведева, Шойгу и других.
Достоверность записи не подтверждена. Пригожин в комментарии российским СМИ заявил, что это «симбиоз сказанных фраз и сгенерированных». Оппозиционное российское СМИ «Важные истории» со ссылкой на источник в спецслужбах РФ утверждает, что «запись разговора Пригожина и Ахмедова подлинная».
Кто такой Ахмедов?
Основной капитал бизнесмен и политик азербайджанского происхождения Фархад Ахмедов, 67, заработал на подрядах «Газпрома». В 2012 году Ахмедов продал 49% акций «Нортгаза» компании «Новатек» за $1,375 млрд. Часть средств вложил в акции «Новатека», «Лукойла», «Газпрома», «Норильского никеля», Сбербанка и «Магнита». В 2004–2009 годах был сенатором от Краснодарского края и Ненецкого автономного округа. В настоящее время руководит азербайджанским производителем гранатового сока AzNar, который ему принадлежит.
В 2022 году российский Forbes оценил состояние Ахмедова в $1,7 млрд (49-е место в рейтинге российских миллиардеров – 2022). В прошлом году его состояние увеличилось на $300 млн. В апреле 2022 года Ахмедов попал в санкционные списки Евросоюза и Великобритании. Вскоре в немецком Гамбурге была задержана 115-метровая яхта Luna в рамках санкционного закона, предписывающего заморозить все активы попавших в черные списки лиц. Стоимость судна, купленного Ахмедовым в 2014 году у Романа Абрамовича, оценивалась от $436 млн.
6 июня Ахмедов обратился в ЕС с просьбой отменить санкции против него, сообщала британская The Times.
Общий нарратив беседы: война – большая ошибка, она «братоубийственная» и преступная, отнимает будущее у них и их детей; власти осознают, что уже проиграли, но будут продолжать отправлять людей на бессмысленную гибель еще долго, за все будет отвечать Путин, руководство страны и армии некомпетентно и коррупционно, страну разворовали, санкции действуют и вредят бизнесу.
Прямая речь. Некоторые цитаты из 35-минутной беседы (содержат ненормативную лексику)
Пригожин: Слушай, они объединились – Игорь Иванович, Сергей Викторович и Золотов. Они обвиняют во всем Шойгу. Называют его долбо*бом – за глаза, конечно. И у них задача его снести, бл*дь. Но сейчас они этого не делают – накопительный момент. Да, но потому, что на кого-то надо списать. Чемезов играет, с*ка, здесь в гольф, бл*дь, ему пох*ю, он отвечает за ВПК, бля. Он, бл*дь, с*ка… Она сами оху*вшие люди. Мое мнение простое: они ведут себя как короли, как боги, бл*дь. Конченые они твари, вот что я тебе скажу. Ничего хорошего о них я не могу сказать. Они подонки, бл*дь.
Пригожин: Они его обманули, они обманывали его, бл*дь. Они живут в своей парадигме, они живут в своем мире, бл*дь. Особенно у многих жены, с*ка, секретарши бывшие, бл*дь, понимаешь? Ну, это п*здец просто, бля, какой… Слушай, Боря был здесь, брат Аркадия. Ну чисто ушлепок, бл*дь. Честно тебе скажу, чисто ушлепок, бл*дь.
Пригожин: Они проиграли «Кварталу-95», бл*дь. И то, что они говорят, что против них сражаются те, другие, они сами им дали повод. Его загнали в эту х*йню. Он сам себя в это загнал. Честно говоря, ну бл*дь, остановился бы, получил Нобелевскую премию и ушел бы на х*й. Все равно страну отдал, бл*дь, считай. И никуда мы не денемся. Нас отъ*бут, бл*дь. У нас вариантов нет никаких, бл*дь. То есть даже если он отъ*бет и нажмет на кнопку, бл*дь, то будущего при таком раскладе нет вообще у целой нации. Вот и все. Он нас всех *бал в рот, бл*дь.
Ахмедов: Он главнокомандующий, он несет за все ответственность, он понимает, что менять Шойгу – шило на мыло, бл*дь. Это ничего не изменит абсолютно.
Пригожин: Фархад, то, что они страну про*бали, в этом даже можешь не сомневаться, бл*дь.
Ахмедов: Чаще на Мальдивы, в Дубай, на Алтай, на Байкал, куда хочешь, но от этой Москвы подальше.
Пригожин: Украинская ошибка выглядит так: им не нужно было идти по пути запретов, им нужно было, наоборот, не запрещать, а открывать. И таким образом они бы выиграли больше, чем проиграли.
Ахмедов: Хаос там, там просто хаос, бл*дь. Хаос. Он не рулевой, он не управлял, всегда говорил то, что ему писали. Он летал туда-сюда, из него создали медиа – и так далее – героя. А в таких ситуациях он оказался тем, кем он сейчас есть. И вся его команда такая. Пустышка, бл*дь. Закомплексованные и тот и другой. Лилипуты, бл*дь. Недоросли закомплексованные, бл*дь. Ненавидят, люди их ненавидят, бл*дь. Просто вопрос: когда это все кончится, бл*дь? Чем это кончится, бл*дь? Как все это разгребать потом, бл*дь?
Ахмедов: Да ему на все пох*ю. И народ ему пох*ю. Он сатана, бл*дь.
Ахмедов: Я смотрю сейчас по ночам фильм «Освобождение». Но как Сталин руководил, бл*дь! Всех выслушивал, бл*дь. Знаешь, какая система, бл*дь?! А какая сейчас? Никакая, бл*дь! Все генералы, все заряженные, нарядные, бл*дь. У всех дети бизнесмены, бл*дь! Где кирки, где обмундирование, где оружие, бл*дь, где ракеты, где танки, бл*дь, где ваше ВПК, бл*дь? Где? Нету. Все про*бали, все проели, все профукали, бл*дь. Если воевать, то воевать, бл*дь. А даже воевать не можете, бл*дь! А почему? Потому что армии них*я нет. Обеспечить не могут, нет идеологической работы, бл*дь. Все разворовали абсолютно, всю страну разворовали.
Ахмедов: А что мы построили, что сделали, бл*дь? Медведев говорит, что дрова, уголь – не надо, у нас у всех газ, бл*дь. Ни фига себе, бл*дь. В Туве 90% народа топит углем и дровами, бл*дь. В Бурятии, на х*й. Они вообще, бл*дь, словно из другого мира, бл*дь.
Ахмедов: Столько крови пролито, бл*дь, брат на брата. За что, бл*дь? Жили себе прекрасно, бл*дь. Неосвоенный край, бл*дь, земли у нас по всей России, бл*дь, 86 субъектов, бл*дь, бери и делай, на х*й. Создай условия. Пусть народ работает, зарабатывает, живет, процветает, бл*дь, в благополучии, благоденствии, бл*дь. Нет, бл*дь, нам угроза, бл*дь, внешняя, бля. Все они, на х*й, в НАТО вступили, все по кругу, бл*дь, и все они у границ, на х*й, и стреляют еще. Вот это дальновидная политика, бл*дь.
Ахмедов: Они пишут, что я близкий друг Путина. Я говорю: «*б вашу мать, я Путина видел последний раз в 2008 году», бл*дь. Живу я, на х*й… Я в 12-м году, продал, бл*дь, после 12-летней войны, бл*дь, с «Газпромом» уехал из России.
Ахмедов: Он всех подставил. Всех и вся. Всю страну, весь народ, блин. Вопрос не в деньгах, вопросы морали, психологии. Он похоронил весь русский народ, бл*дь, на х*й, и надолго, бл*дь. Когда мы от этого отмоемся и так далее? Это братоубийственная война, бл*дь.
Будут ли последствия
Для Украины этот разговор интересен в контексте настроений, на самом деле господствующих в лояльной власти российской бизнес-элите. И Пригожин, и Ахмедов, мягко говоря, не являлись оппозиционными деятелями. Первый вообще был доверенным лицом Путина на последних президентских выборах и публично поддерживал аннексию Крыма и вторжение 24 февраля.
Насколько распространено критическое отношение к войне и путинскому режиму среди крупного российского бизнеса?
В недавнем интервью Forbes руководитель расследования Bellingcat Христо Грозев оценивал, что 80% участников российского рейтинга богатейших не поддерживают войну, из которых примерно половина активно против. Вопрос не в идеологии или гуманистических ценностях, они не думают такими категориями. В этой войне, в отличие от 2014-го, когда Россия украла Крым, Путину нечего предложить бизнесменам, – говорит Грозев. – Для всех, кроме незначительного числа предпринимателей, завязанных на войне, баланс плюсов и минусов от этой бесчеловечной войны очень отрицательный».
Еще более категоричен предприниматель Евгений Чичваркин, наспех покинувший Россию в 2008 году. «Это тотальная позиция среди российского бизнеса. Предприниматели ненавидят Путина и боятся, – говорит он. – Бизнес для Путина и его чекистов – кормовая база, и все это прекрасно понимают».
«Похоже, что коллективный внутренний дискурс среди крупного российского бизнеса близок к услышанному», – говорит основательница проекта The Bell Елизавета Осетинская.
Оппозиционная российская журналистка Фарида Рустамова, исследующая бизнес-элиты России, согласна с тем, что большинство крупного бизнеса в РФ не поддерживает войну, однако это не меняет ситуацию. «Они остаются лояльными, Россия для них – кормушка. Их внутренние переживания не имеют значения».
По мнению Грозева, объединить усилия бизнесменам мешает «страх предательства». «В России сейчас ситуация, которая называется дилеммой заключенного. Многие представители этой группы олигархов готовы сотрудничать и принимать меры против войны, даже против власти Путина. Но боятся сотрудничать друг с другом – боятся измены», – говорит Грозев.
Чичваркин считает, что российский бизнес между протестом и отъездом выбрал отъезд. А кто не смог выехать из-за санкций, «просто живут, пытаясь выжить». Рустамова соглашается: надеяться на раскол между самыми богатыми россиянами и властью бесполезно.
Осетинская считает: ответ на вопрос «Что мешает крупному бизнесу противодействовать властям?» находится в части диалога Пригожина с Ахмедовым. «Знаешь мой вижн (видение. – Forbes), Йось? Занимайтесь бизнесом, своей семьей, делами, максимум зарабатывайте, отдыхайте и меньше на это обращайте внимание… И подальше, подальше от них [власти]… Чаще на Мальдивы, в Дубай, не знаю, на Алтай, на Байкал – куда хочешь, но от этой Москвы подальше».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.