Категория
Богатейшие
Дата

Не хочу, чтобы Украина становилась похожей на Россию. Миллиардер Константин Жеваго написал для Forbes колонку, в которой критикует сильное влияние государства на экономику (у него большой конфликт с государством)

Миллиардер Константин Жеваго /Getty Images

Миллиардер Константин Жеваго Фото Getty Images

В Forbes обратилась пресс-служба миллиардера Константина Жеваго с предложением опубликовать колонку предпринимателя. В ней один из самых богатых людей страны критикует усиление влияния государства на экономику и объясняет, почему это опасно. У бизнесмена тяжелая история отношений с нынешней властью, поэтому мы готовы предоставить возможность аргументировать свое мнение по этому вопросу представителям власти.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Как только Украина победит в войне с Россией, мы войдем в Евросоюз. Нам придется работать по европейским и цивилизационно признанным правилам. Это значит, что государство будет играть роль арбитра в экономических вопросах, а не игрока.

Пока в Украине не так. По подсчетам Forbe Ukraine, в ноябре 2022 года доля перераспределения ВВП через бюджет достигла рекордных 78% против обычных для мирных времен менее 40%. На государство работают более 6 млн украинцев, или каждый третий трудоспособного возраста.

Украинские чиновники радикально увеличили свое влияние, бюджеты и аппетиты. Государство контролирует не только силовиков и социальную сферу. Оно контролирует банки, усилило влияние на рынок медиа, национализировало, наложило санкции или изъяло на период военного времени сотни частных компаний.

Иногда это объяснимо объективными причинами: война, мобилизация ресурсов, сомнительные или даже враждебные владельцы. А иногда такие решения вызывают удивление и негодование.

Я не нейтрален в этом вопросе. Связанные с моей семьей компании пострадали от этого огосударствления. Акции предприятия «АвтоКрАЗ» временно перешли под контроль государства, что иначе как экспроприацией я назвать не могу. Идет давление на другие компании.

Почему чрезмерное влияние государства на рынки вредно, в чем риски

Возьмем, к примеру, банковскую систему Украины. В Европе невозможна ситуация, когда государство играет ключевую роль на банковском рынке. В некоторых странах ЕС есть госбанки, которые имеют сервисную функцию для поддержки экспорта или реализуют политику правительства для поддержки экономики.

В Украине государственные банки предоставляют все возможные сервисы и контролируют более 50% всех услуг банковского рынка, по подсчетам Центра экономической стратегии. А в случае национализации Sense Bank (бывший Альфа-банк) доля государства будет приближаться к 3/4 валюты баланса банковской системы Украины. А еще о своем банке мечтает государственная «Укрпочта».

Упомянем «эффективные» проекты украинских государственных банков. Укрэксимбанк и Ощадбанк финансировали госпредприятие «Уголь Украины». В итоге оно обанкротилось с миллиардными долгами, а деньги налогоплательщиков сгорели.

Были схожие истории с финансированием госбанками проектов в сфере солнечной энергетики при Викторе Януковиче: в итоге почти все деньги снова потеряли, а далее финансирование частных собственников при приватизации государственного «Укртелекома», финансирование государственными банками завода «Кремнийполимер». Государственные банки – это часто и коррупция, и неэффективность.

Безгрешны ли частные банки? Конечно, нет. Но как раз здесь роль государства как регулятора и арбитра важна: профессиональные финансовые и антимонопольные регуляторы диктуют правила игры, а частный бизнес эффективно распределяет деньги. Финансирование получают лучшие проекты, которые дают наибольшую добавленную стоимость, платят больше налогов и создают больше новых рабочих мест.

При всех проблемах Украина остается демократией. У нас все еще есть свобода слова, относительно честные президентские и парламентские выборы. В России и Беларуси этого нет, там диктатура. Но очень похожая ситуация в экономике, там главную роль тоже играет государство. Я бы не хотел, чтобы наши политические практики стали такими же. Не бывает демократии с почти полностью огосударствленной экономикой.

Это значит, что после победы над Россией государственные банки должны быть проданы. Временно конфискованные компании должны вернуть владельцам, а арестованные и национализированные – выставить на аукционы.

Огосударствление экономики – это риск для демократии. Но это также возможность привлечь инвестиции в послевоенную Украину. Ни реформа налоговой системы, ни западные кредиты не создадут устойчивую почву для ускоренного экономического роста.

Возродить Украину после войны помогут деньги частных инвесторов, и здесь государственные и огосударствленные компании, банки, земля и имущество пригодятся.

Константин Жеваго vs государство. История противостояния /Getty Images

Константин Жеваго vs государство. История противостояния

(нажмите "читать больше")

В марте 2023-го Константин Жеваго, 49, выиграл суд по экстрадиции в Украину, где его ожидает уголовное производство о мошенничестве в его бывшем банке «Финансы и Кредит», обанкротившемся в 2015-м. Пока Жеваго остается во Франции под подпиской о невыезде, почти каждую неделю поступают плохие новости с родины.

Фамилия Жеваго фигурирует по делу о высокой коррупции в Верховном Суде (ВС) – НАБУ и САП подозревают предпринимателя в попытке заплатить $2,7 млн главе ВС Всеволоду Князеву за «правильное» решение по делу Полтавского ГОКа. Жеваго судится за свой главный актив с российской группой VS Energy, не оставляющей попыток вернуть 40,19% акций комбината, купленных Жеваго еще в 2002 году.

Ранее суд арестовал активы бизнесмена на 46 млрд грн и доли в трех ГОКах. БЭБ расследует занижение рентной платы на 10 млрд грн. «АвтоКрАЗ» национализировали за якобы саботирование заказов для Минобороны, фармкомпанию «Артериум» подозревают в продолжении деятельности в РФ. Жеваго, четвертый год не может ступить на украинскую землю, обвиняет в своих проблемах коррумпированных чиновников и силовиков, якобы получивших зеленый свет на свои действия в Офисе президента.

В 2022 году мажоритарный владелец горнодобывающей группы Ferrexpo и пятый номер списка самых богатых украинского Forbes обеднел на $1 млрд. Какое будущее ждет его бизнес-империю? В интервью предприниматель рассказал о противостоянии с Владимиром Зеленским, соглашении, которое ему предлагали в Офисе президента за закрытие дела «Финансы и Кредит», и как его активы переживают войну и прессинг оппонентов.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине