Государственный монополист «Нафтогаз України» под брендом U.GO запускает в Киеве и области первые 30 АЗС арестованной сети Glusco, которую связывают с Виктором Медведчуком. В перспективе государство может стать одним из самых больших игроков на рынке. Выиграют ли от этого потребители?
Пока Виктор Медведчук сидит в СИЗО, его бизнес обретает новую жизнь. «Нафтогаз України» в сентябре запускает первые 30 заправок, которые ранее были частью сети Glusco.
Эти АЗС будут работать под брендом U.GO, который «Нафтогаз» запустил в 2017 году в Харьковской области. «Это небольшая сеть даже по региональным меркам, на национальном уровне вообще неизвестна», – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Топливо сети поставлял принадлежащий «Нафтогазу» Шебелинский НПЗ. Завод расположен в 50 км от Харькова, поэтому он остановился в начале войны. До войны U.GO пыталась развиваться по лоукост-модели, говорит аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко. «Но сейчас это не получается, потому что потеряли доступ в НПЗ», – отмечает он. Компания вынуждена импортировать топливо с Запада, как и остальные игроки рынка.
Всего «Нафтогаз» получил более 100 заправок и четыре нефтебазы Glusco, которые были арестованы в июне 2021 года. На тот момент сетью владел израильский бизнесмен Нисан Моисеев, которого расследование «Радио Свобода» связывает с Виктором Медведчуком.
В декабре 2021 года Glusco объявила, что сеть приобрел греческий бизнесмен Димитриос Анифантакис, позже – гражданин Кипра Александрос Александру. Но в мае 2022 года правительство передало всю сеть Glusco в управление «Нафтогаза».
Сколько до войны стоила Glusco?
До $35 млн – так оценивает сеть Дмитрий Леушкин, владелец сети АЗС Prime. По его словам, заправки стоят не дороже $300 000 за одну, а нефтебазы – еще $1–2 млн. Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн дает минимум вдвое больше – только заправки стоят более $70 млн.
Ценность АЗС Glusco в их киевской сети, где сосредоточено более половины станций, говорит Сиренко. «У них неплохие современные станции», – говорит Куюн.
«Нафтогаз» пока не может запустить все станции сети Glusco. На октябрь 2021 года половина АЗС сети были сданы в аренду, по данным профильного издания enkorr. Срок аренды может достигать пяти лет, и «Нафтогаз» пока не разрывает эти контракты, говорит Сиренко. «Они запускают только те станции, которые не в аренде», – соглашается Куюн.
Сможет ли «Нафтогаз» навязать конкуренцию
В апреле–мае в Украине бушевал топливный кризис. Национальный поставщик топлива мог бы существенно улучшить ситуацию и завоевать свою долю на рынке, говорит Сиренко. «Но «Нафтогаз» почему-то упустил это время», – говорит он. Рынок уже насытился, конкурировать будет гораздо труднее, добавляет он.
На запуск первых станций ушло около четырех месяцев. Почему так долго? Главная причина задержки – решение всех юридических вопросов, говорит Алексей Рябчин, советник главы «Нефтегаза Украины». «Чтобы максимально снизить возможность возврата активов к предыдущему собственнику через суд», – говорит он.
Единственным преимуществом национальной сети может стать низкая цена топлива, говорит Сиренко. По его данным, сейчас маржа крупных игроков розничного рынка на литре – 25%. «Большие сети импортируют дизель по 44 грн за литр, а продают по 55 грн», – говорит он.
При этом рынок существенно сократился. На некоторых АЗС продажи упали вдвое, считает он. Потребление бензина в Киеве снизилось на 15–20% от довоенного, говорит Куюн.
Если «Нафтогаз» выйдет на рынок с ценой на 4–5 грн меньше, то может побороться за свою долю, говорит Сиренко. «Так они изрядно взбудоражят рынок», – добавляет он.
Цены в первой АЗС «Нафтогаза» в Киеве на 8 сентября: А-95 – 47,99 грн за литр, дизтопливо – 52,99 грн за литр. ОККО и WOG, например, предлагают бензин А-95 по 51 грн за литр, дизель – по 55 грн за литр, по данным Консалтинговой группы А-95.
Средняя стоимость в стране: А-95 – 49,78 грн/литр, дизтопливо – 53,36 грн/литр.
Впрочем, Куюн и Сиренко соглашаются, что низких цен будет мало. «Нужны мощный маркетинг, узнаваемость и доверие к бренду, вкусный кофе и хот-доги», – говорит Куюн. «У АЗС «Нафтогаза» ничего из этого нет», – добавляет он.
Трейдинговый бизнес нуждается в скорости принятия решений, добавляет Куюн. Государственные компании медленные, они должны проводить тендеры, ждать месяцами согласований правления и наблюдательного совета, говорит он. Так этот бизнес не работает, уверен Куюн.
У «Нефтегаза» есть опыт и компетенции управления розничным топливным бизнесом, чтобы эффективно конкурировать за потребителя, не соглашается с экспертами Рябчин из госкомпании.
Он напоминает, что группа владеет «Укравтогазом», который продает автогаз и имеет 90 станций. Группа также владеет 50%+1 акцией «Укрнафты», которая имеет около 540 станций, а с 2017 года «Нафтогаз» развивает сеть U.GO.
Амбиции «Нафтогаза»
Задача сети «Нафтогаза», по словам Рябчина, – преодоление дефицита топлива и создание дополнительной конкуренции на рынке.
«Нафтогаз», по его словам, должен стать сервисно-ориентированной компанией. «Будем предоставлять весь спектр услуг современных АЗС», – говорит он. Также в планах компании развивать электрозаправки, которых у группы пока только 10, а в перспективе – водородные заправки для грузового транспорта, добавляет Рябчин.
В конце мая глава НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко заявил, что компания намерена стать оператором национальной сети с долей на рынке нефтепродуктов до 30%.
За счет чего компания будет увеличивать свой вес? Следующая сеть, которую может получить «Нафтогаз», – это «Татнафта», говорит Сиренко. Активы компании были арестованы в мае и переданы АРМА. «Это более 70 заправок», – говорит он. Еще один претендент – сеть AMIC Energy, активы которой были арестованы в августе. Этой сети принадлежит около 200 АЗС и четыре нефтебазы. Впрочем, как отмечает Сиренко, сеть продолжает работать под старым брендом, и пока ее активы не были переданы АРМА. На украинском рынке более 5000 заправок, поэтому «Нафтогазу» еще далеко до того, чтобы стать заметным игроком, говорит Куюн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.