Госкомпания «Нафтогаз Украины» планирует выкупить у частных добытчиков газ, экспорт которого во время войны запрещен. Цена вопроса – более $1 млрд. Почему бизнес считает, что это приведет к упадку отрасли?
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
«Это все равно, что вести переговоры с револьвером у виска», – говорит об инициативе «Нафтогаза» руководитель одной из добывающих компаний, который согласился общаться на условиях анонимности. «Без возможности экспорта мы не можем продавать по рыночным ценам», – добавляет он.
Правительство запретило экспорт газа с середины июня 2022-го. «ДТЭК Нафтогаз» Рината Ахметова, «Укрнефтебурение» Игоря Коломойского и партнеров, переданное в АРМА, бывшая Burisma Николая Злочевского, ныне группа Дилоретио, Smart Energy Вадима Новинского, корправа и активы которой были арестованы, «Захиднадрасервис» Зиновия Козицкого, Geo Alliance Виктора Пинчука да и все остальные частные газодобывающие компании оказались в тяжелом положении.
Из-за войны они потеряли примерно 40–50% своего традиционного рынка – промышленность. Многие заводы и частные компании остановились, были уничтожены или сократили потребление газа.
В таких условиях частные компании были вынуждены снижать добычу. В 2022 году добыча частных компаний упала на 16%, до 4,2 млрд кубометров, государственных – на 3%, до 14,3 млрд кубометров.
При этом в прошлом году каждый третий кубометр газа, добываемый частными компаниями, не был продан, говорит Артем Петренко, исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины.
Непроданный газ частники накапливали в хранилищах. В марте в подземке было около 10 млрд кубометров газа, из которых частным добытчикам принадлежит до 16%, по данным профильной ассоциации. Это около $550 млн по украинским ценам или $688 млн по европейским.
Больше всего газа в хранилищах принадлежит «ДТЭК Нафтогазу» – 0,9 млрд кубометров. Еще свыше 0,16 млрд кубометров газа принадлежит «Укрнефтебурению».
По окончании отопительного периода ожидалось, что правительство разрешит экспорт газа, говорит Степан Козицкий, генеральный директор группы компаний «Захиднадрасервис». «Между властями и бизнесом была неформальная договоренность, что мы продолжаем добывать, а правительство после зимы откроет экспорт», – говорит руководитель одной из добывающих компаний на условиях анонимности.
Запрет на экспорт газа сохранился, а «Нафтогаз» предложил альтернативу: выкуп газа текущей добычи у частников по внутренним ценам, которые на 20% ниже, чем в Европе. Газ на европейской бирже TTF стоит $444 за 1000 кубометров, на Украинской энергетической бирже – около $355. Если предположить, что до конца года частники добудут 3,15 млрд кубометров, по украинским ценам это обойдется в $1,12 млрд.
Почему сам «Нафтогаз» выкупает газ у частных добытчиков? Правительство обязало «Нафтогаз» обеспечивать достаточные запасы газа для прохождения отопительного периода. Собственной добычи госкомпании не хватает, чтобы удовлетворить потребности населения и теплокоммунэнерго. Поэтому госкомпания вынуждена импортировать газ или выкупать его у частных компаний. В прошлом году «Нафтогаз» должен был накопить к середине октября 15 млрд кубометров. Украина вошла в отопительный период с запасами более 14,2 млрд кубометров.
26 апреля «Нафтогаз» вышел на аукцион с желанием купить 6 млн кубометров у частных компаний на Украинской энергетической бирже по цене около 13 000 грн за кубометр. Удалось купить всего 1,6 млн кубометров.
Для добытого в прошлом году газа эта цена убыточна для бизнеса, пояснили в «Укрнефтебурении». Поскольку рента начисляется с привязкой к прошлогодним ценам на газ.
Бизнес не в восторге от решения «Нафтогаза». «Это неправильное решение, – говорит Козицкий. – Правительство могло бы разрешить экспортировать хотя бы 50%, а остальное закачивать в хранилища. Этого хватило бы на следующую зиму», – говорит Козицкий. Такой подход, по его словам, заставил бы частные компании инвестировать и наращивать добычу.
В нынешних условиях Козицкий ожидает падения добычи частных компаний из-за отсутствия инвестиций еще на 10% в этом году. Глава другой крупной добывающей компании ожидает падения на 15%. «Чтобы удерживать темпы добычи, нужно бурить, а без инвестиций этого не будет. Нас отбросит в 2012 год», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.