Основатель Dragon Capital Томаш Фиала победил в номинации «Безупречная репутация» в рамках премии Forbes «Предприниматель года», которая состоялсь 10 февраля. Награду вручал CЕО Райффайзен Банка Александр Писарук. Во время церемонии Фиала рассказал, как создавал репутацию и что мешает вести бизнес в Украине
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Томаш Фиала, 47, приехал в Украину в 1996-м, пообещав своему боссу из чешской Wood&Co за год заработать миллион долларов. Заработал в 20 раз больше. В 2000-м основал свою компанию. Спустя два десятка лет Dragon Capital – одна из крупнейших инвесткомпаний Украины с багажом сделок на $5 млрд и фондами под управлением на $700 млн. Большая часть фондов – $500 млн – вложены в украинские объекты недвижимости. В 2021-м список активов пополнили логистический комплекс «Амтел», ставший крупнейшим в портфеле, производитель минеральной воды «Трускавецька», авторитетное интернет-СМИ «Українська правда», финансовый маркетплейс Treeum и небольшой Юнекс Банк.
«Мы знакомы с момента моего переезда в Киев в 2017 году, – говорит Иван Свитек, СЕО и владелец 25% в Юнекс Банке. Он называет Томаша идеальным партнером, которому Свитек, как миноритарный акционер, может доверять. «Если мы договорились завести деньги в капитал банка второго числа, они пришли второго числа, – говорит Свитек. – Томаш умеет держать слово».
Томаш – универсал, восхищается его коллега и друг, управляющий директор Dragon Capital Брайан Бест. Глубоко сосредоточенный на всем, что делает, – будь то бизнес, просмотр хоккейного турнира с друзьями или забег Ironman. Всегда хочет быть лучшим и обладает феноменальной памятью, с легкостью называя детали сделок пяти-семилетней давности.
Обязательный атрибут Фиалы в отпуске, рассказывает Бест, – рюкзак с газетами Financial Times. Они помогают видеть тренды и настроения западных инвесторов. У Фиалы нюх на хорошие сделки, считает Бест. И репутация – это главное, что он построил в Украине за 20 лет. Если раньше поиск партнеров превращался в длительные переговоры с масштабными презентациями, говорит Бест, теперь требуется процентов двадцать прежних усилий.
Александр Писарук: Открывая конверт, я знал, что увижу твое имя, потому что знаю тебя много лет.
Томаш Фиала: Репутацию нужно долго зарабатывать, но можно очень быстро потерять. Бизнес в любом случае надо вести по совести. Это касается и отношений с клиентами, сотрудниками. Со всеми, с кем пересекаешься. Важно построить долгосрочный бизнес, а не краткосрочный заработок на одной идее.
Этика украинского бизнеса улучшилась?
Думаю, да. Украина – специфическая страна. Здесь очень слабое верховенство права. Тяжело добиться справедливости в судах или правоохранительных органах. Поэтому бизнес полагается на честное слово партнера. Предприниматели уже научились выбирать партнеров с хорошей репутацией. Бизнесмены, работающие по этим правилам, смогли вырасти. Кто работал по правилам 90-х, за последние 20 лет, я думаю, проиграли.
Ты никогда не скрываешь свою позицию, в отличие от большинства бизнесменов. Какое из твоих принципиальных решений было для тебя самым дорогим?
Наверное, инвестиции в медиа. Может, надо было инвестировать в Forbes. Хотя, возможно, и здесь есть свои сложности: кто-то обижается на место в рейтингах. Медиа, в которые я инвестировал, критикуют политиков. Но, как мне кажется, они сбалансированы. Одинаково критикуют и тех, и других. Судя по реакции, которую я слышу. Опосредованно, в основном. Никто напрямую не звонит, не жалуется.
В последнее время появились яркие расследования нашего молодого журналиста. И я слышал, что меня часто вспоминают в некоторых кабинетах. Дают задание проверить наш бизнес. Нас это мотивирует. Значит, мы все делаем правильно. В 2012–2013 годах, при Януковиче, нас тоже «люстрировали» по полной программе за некоторые высказывания. Но мы продолжаем инвестировать.
Бытует мнение, что с плохой репутацией легче жить, чем с хорошей.
Я с этим не согласен.
Что бы ты пожелал коллегам по бизнесу?
Бизнесу нужно помогать стране двигаться в правильном направлении – по пути роста капитализации. В Украине бизнес оценивается намного дешевле – мультипликаторы вдвое-втрое ниже, чем в странах по западную границу. Каждому надо найти свою нишу. В моем случае – это независимые медиа. Есть очень много таких ниш, где можно приложить усилия, чтобы поднять капитализацию страны. И заодно – своего бизнеса. Это лучшая инвестиция, которую любой из нас может сделать. 5–10% своих средств направлять на какие-то общие цели. Потому что так можно приумножить оставшиеся 90% в два-три раза.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.