Платформа Nazovni, созданная Министерством иностранных дел Украины для помощи экспортерам, получила первую заявку в декабре 2021 года. После полномасштабного вторжения проект получил новый толчок – украинский бизнес стал менее мобильным и ищет новые рынки сбыта. Как платформа помогает бизнесу с экспансией
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Военные действия и уменьшение покупательной способности затронули практически все бизнесы в стране. У меня есть ответ, а скорее предложение: выходить на экспорт», – с таким призывом к украинским предпринимателям в начале июля обратился министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, выступая на конференции Forbes «Строим вместе».
МИД еще в декабре прошлого года запустил платформу Nazovni для поддержки действующих экспортеров и помощи компаниям, планирующим выходить на внешние рынки. Но ее реальная работа с активным включением посольств началась после полномасштабного вторжения.
За полгода в системе зарегистрировано более 170 компаний, а количество заявок превысило 900. Большинство из них – от малого и среднего бизнеса. Популярные страны – Польша, Германия, США, Великобритания и Франция. Топовые отрасли – продукты питания, сувениры, товары для дома, косметика, мебель.
Идею создать платформу подсказал бизнес, говорит глава офиса Nazovni Лора Полищук. Отправляя запросы о помощи, предприниматели столкнулись с человеческим фактором – в одних посольствах им помогали, в других – нет. И модерация запросов в форме произвольных писем в МИД и 131 дипломатического учреждения в более чем 80 странах мира отнимала слишком много времени и сил, добавляет представитель департамента обеспечения работы руководства МИД Рамиз Рамазанов.
Если в феврале и марте на платформу поступало по два–три десятка обращений, то в апреле их количество превысило сотню, а в отдельные дни сейчас поступает по полсотни заявок, говорит представитель директората экономической дипломатии Александра Янушевская. Как устроена платформа Nazovni («Назовни»)?
Окно возможностей
Платформа решает разные задачи – от точечных проблем до выхода на новые рынки «с нуля». К примеру, компания-производитель украинских сувениров UA Maze благодаря Nazovni сейчас ведет переговоры с двумя странами, одна из которых – Япония, рассказывает Полищук. Компания «Биллиотон» меняет рынок из-за проблем с логистикой и вместо Катара будет поставлять отруби в европейские страны.
Предприниматель Алексей Карасев, занимающийся внедрением технологии украинских ученых по поиску полезных ископаемых без бурения, благодаря Nazovni ведет переговоры с двумя ведущими компаниями в сфере поиска полезных ископаемых и даже правительством одного из государств.
Ключевые требования к заявке в системе просты – наличие англоязычной презентации, сертификатов и других разрешительных документов, перечисляет Янушевская. Операторы проверяют информацию о компании, предоставленные контакты и связи с государством-агрессором, добавляет она. Если риски не выявлены, в тот же день заявка принимается и передается на обработку в посольство.
Дипломатам стало проще, ведь они получают заявки от проверенных компаний с презентационными материалами и разрешительными документами, говорит Янушевская. И министр лично занимается эффективностью коммуникаций – еженедельно проводит совещания с послами, изучает статистику и отзывы экспортеров, добавляет Рамазанов.
Общий срок с момента регистрации до получения ответа – 30 дней. Это могут быть прямые контакты заинтересованных партнеров или предложение принять участие в выставке, которые организует наше посольство за рубежом. К примеру, мини-выставки в ритейловых магазинах в европейских странах.
В регистрации может быть отказано. Чаще всего – из-за отсутствия презентации или недействительных контактов или ссылок на веб-ресурсы, объясняет Янушевская. Дипломаты контактируют с каждым экспортером, и, если он не выходит на связь, заявка также отклоняется. Но таких случаев всего полсотни.
С началом полномасштабной войны стало больше компаний, вообще не имеющих опыта экспорта или лишь небольшой опыт, говорит Полищук. И платформа выполняет обучающую функцию. «Заполняя заявку, предприниматели начинают понимать процесс, – объясняет она. – Есть кейс, когда заявка с момента создания к отправке готовилась 115 дней. Предприниматель взял паузу и подготовился».
Иногда менеджеры Nazovni подключаются, чтобы подтолкнуть предпринимателей. Например, когда итальянская компания искала производителя паллет в Украине, в системе было две недоработанные заявки. Менеджеры связались с этими компаниями, чтобы сообщить о возможности сделки.
Движение навстречу
Есть встречное направление – в посольства поступило более 50 заявок от европейских компаний, которые хотят покупать украинские товары, говорит Рамазанов. Это заявки на украинское масло, муку, зерно. Nazovni стыкует потенциальных покупателей с украинскими экспортерами. Появляются и новые рынки – подобные запросы были из Чили, Австралии, Новой Зеландии и Фиджи. Из-за проблем с логистикой соглашения не состоялись, но после войны украинцы могут освоить и эти новые рынки, предполагает Рамазанов.
Для выхода на внешние рынки нужно иметь бюджет, предупреждает Рамазанов, ведь валютная выручка поступит в лучшем случае через несколько месяцев. К тому же придется за свой счет покрывать расходы на упаковку, доставку, таможенное оформление и получение сертификатов. И о сертификатах в избранной стране лучше узнать заранее, добавляет он. Если даже не выбрали страну – можно подать в Nazovni заявку на поиск рынков, и специалисты помогут определиться.
Порог входа зависит от продукции. Первый контракт, как правило, небольшой, пробный. Например, у Nazovni был контракт до войны на поставку ягод, который стоил $50 000, приводит пример Рамазанов.
Nazovni дает первый толчок, чтобы начать работать, говорит Ксения Полтавец, директор компании «Нуаре». Ее заявка – одна из первых на платформе. Посольства в странах, куда компания хочет экспортировать продукцию, проводят предварительный анализ рынка и делятся информацией, рассказывает она. Например, это данные о крупных компаниях, которым может быть интересна украинская продукция. Контакты от Nazovni – это проверенные прямые телефонные номера и адреса электронной почты, добавляет предпринимательница. Сейчас благодаря Nazovni она ведет переговоры о поставках кофе с одним из самых крупных ритейлеров в Швейцарии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.