МИД еще в декабре прошлого года запустил платформу Nazovni для поддержки действующих экспортеров и помощи компаниям, планирующим выходить на внешние рынки. /Иллюстрация Александра Карасева
Категория
Компании
Дата

Вырваться Nazovni. Украинский бизнес нашел неожиданного партнера – МИД. Как министерство помогает экспортировать

4 хв читання

МИД еще в декабре прошлого года запустил платформу Nazovni для поддержки действующих экспортеров и помощи компаниям, планирующим выходить на внешние рынки. Фото Иллюстрация Александра Карасева

Платформа Nazovni, созданная Министерством иностранных дел Украины для помощи экспортерам, получила первую заявку в декабре 2021 года. После полномасштабного вторжения проект получил новый толчок – украинский бизнес стал менее мобильным и ищет новые рынки сбыта. Как платформа помогает бизнесу с экспансией

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

«Военные действия и уменьшение покупательной способности затронули практически все бизнесы в стране. У меня есть ответ, а скорее предложение: выходить на экспорт», – с таким призывом к украинским предпринимателям в начале июля обратился министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, выступая на конференции Forbes «Строим вместе».

МИД еще в декабре прошлого года запустил платформу Nazovni для поддержки действующих экспортеров и помощи компаниям, планирующим выходить на внешние рынки. Но ее реальная работа с активным включением посольств началась после полномасштабного вторжения.

За полгода в системе зарегистрировано более 170 компаний, а количество заявок превысило 900. Большинство из них – от малого и среднего бизнеса. Популярные страны – Польша, Германия, США, Великобритания и Франция. Топовые отрасли – продукты питания, сувениры, товары для дома, косметика, мебель.

Идею создать платформу подсказал бизнес, говорит глава офиса Nazovni Лора Полищук. Отправляя запросы о помощи, предприниматели столкнулись с человеческим фактором – в одних посольствах им помогали, в других – нет. И модерация запросов в форме произвольных писем в МИД и 131 дипломатического учреждения в более чем 80 странах мира отнимала слишком много времени и сил, добавляет представитель департамента обеспечения работы руководства МИД Рамиз Рамазанов.

Если в феврале и марте на платформу поступало по два–три десятка обращений, то в апреле их количество превысило сотню, а в отдельные дни сейчас поступает по полсотни заявок, говорит представитель директората экономической дипломатии Александра Янушевская. Как устроена платформа Nazovni («Назовни»)?

Окно возможностей

Платформа решает разные задачи – от точечных проблем до выхода на новые рынки «с нуля». К примеру, компания-производитель украинских сувениров UA Maze благодаря Nazovni сейчас ведет переговоры с двумя странами, одна из которых – Япония, рассказывает Полищук. Компания «Биллиотон» меняет рынок из-за проблем с логистикой и вместо Катара будет поставлять отруби в европейские страны.

Предприниматель Алексей Карасев, занимающийся внедрением технологии украинских ученых по поиску полезных ископаемых без бурения, благодаря Nazovni ведет переговоры с двумя ведущими компаниями в сфере поиска полезных ископаемых и даже правительством одного из государств.

Ключевые требования к заявке в системе просты – наличие англоязычной презентации, сертификатов и других разрешительных документов, перечисляет Янушевская. Операторы проверяют информацию о компании, предоставленные контакты и связи с государством-агрессором, добавляет она. Если риски не выявлены, в тот же день заявка принимается и передается на обработку в посольство.

Дипломатам стало проще, ведь они получают заявки от проверенных компаний с презентационными материалами и разрешительными документами, говорит Янушевская. И министр лично занимается эффективностью коммуникаций – еженедельно проводит совещания с послами, изучает статистику и отзывы экспортеров, добавляет Рамазанов.

Вырваться Nazovni. Украинский бизнес нашел неожиданного партнера – МИД. Как министерство помогает экспортировать /Фото 1

Платформа для украинского бизнеса Nazovni

Общий срок с момента регистрации до получения ответа – 30 дней. Это могут быть прямые контакты заинтересованных партнеров или предложение принять участие в выставке, которые организует наше посольство за рубежом. К примеру, мини-выставки в ритейловых магазинах в европейских странах.

В регистрации может быть отказано. Чаще всего – из-за отсутствия презентации или недействительных контактов или ссылок на веб-ресурсы, объясняет Янушевская. Дипломаты контактируют с каждым экспортером, и, если он не выходит на связь, заявка также отклоняется. Но таких случаев всего полсотни.

С началом полномасштабной войны стало больше компаний, вообще не имеющих опыта экспорта или лишь небольшой опыт, говорит Полищук. И платформа выполняет обучающую функцию. «Заполняя заявку, предприниматели начинают понимать процесс, – объясняет она. – Есть кейс, когда заявка с момента создания к отправке готовилась 115 дней. Предприниматель взял паузу и подготовился».

Иногда менеджеры Nazovni подключаются, чтобы подтолкнуть предпринимателей. Например, когда итальянская компания искала производителя паллет в Украине, в системе было две недоработанные заявки. Менеджеры связались с этими компаниями, чтобы сообщить о возможности сделки.

Движение навстречу

Есть встречное направление – в посольства поступило более 50 заявок от европейских компаний, которые хотят покупать украинские товары, говорит Рамазанов. Это заявки на украинское масло, муку, зерно. Nazovni стыкует потенциальных покупателей с украинскими экспортерами. Появляются и новые рынки – подобные запросы были из Чили, Австралии, Новой Зеландии и Фиджи. Из-за проблем с логистикой соглашения не состоялись, но после войны украинцы могут освоить и эти новые рынки, предполагает Рамазанов.

Для выхода на внешние рынки нужно иметь бюджет, предупреждает Рамазанов, ведь валютная выручка поступит в лучшем случае через несколько месяцев. К тому же придется за свой счет покрывать расходы на упаковку, доставку, таможенное оформление и получение сертификатов. И о сертификатах в избранной стране лучше узнать заранее, добавляет он. Если даже не выбрали страну – можно подать в Nazovni заявку на поиск рынков, и специалисты помогут определиться.

Порог входа зависит от продукции. Первый контракт, как правило, небольшой, пробный. Например, у Nazovni был контракт до войны на поставку ягод, который стоил $50 000, приводит пример Рамазанов.

Nazovni дает первый толчок, чтобы начать работать, говорит Ксения Полтавец, директор компании «Нуаре». Ее заявка – одна из первых на платформе. Посольства в странах, куда компания хочет экспортировать продукцию, проводят предварительный анализ рынка и делятся информацией, рассказывает она. Например, это данные о крупных компаниях, которым может быть интересна украинская продукция. Контакты от Nazovni – это проверенные прямые телефонные номера и адреса электронной почты, добавляет предпринимательница. Сейчас благодаря Nazovni она ведет переговоры о поставках кофе с одним из самых крупных ритейлеров в Швейцарии.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд