Владимир Зеленский на четвертом Diia Summit /Офис Президента Украины
Категория
Картина дня
Дата

В «Дію» добавили опросы. Социологи говорят, что они не принесут пользы. Что не так с «цифровым народовластием»

Владимир Зеленский на четвертом Diia Summit Фото Офис Президента Украины

Президент Владимир Зеленский объявил о запуске опросов в приложении «Дія». Так он хочет «узнать мнение людей по любому вопросу в режиме реального времени». Правительство называет опросник началом «цифрового народовластия», а социологи – анкетой для фидбека с неудачно заданными первыми вопросами. Каковы преимущества и недостатки инициативы

Forbes запустил YouTube-проект «Країна героїв». Смотрите новый эпизод о том, как Киевстар и Vodafone пострадали от войны

Не соцопрос, а обратная связь

Социологические исследования в Украине проводят организации «Рейтинг», Центр Разумкова, Киевский международный институт социологии, Институт социологии НАН. Эти исследования показывают отношение украинцев к разным ситуациям и проблемам – угрозе войны, состоянию экономики, их политические предпочтения.

Опросы в приложении «Дія» не социологические, поэтому не могут показать мнение населения, рассказали пять социологов, которых опросил Forbes.

Опросник от государства больше напоминает анкету для обратной связи, говорит Тимофей Брик, руководитель центра социологических исследований Киевской школы экономики: «Так же вы оставляете комментарий о таксисте в Uber или пишете жалобу на товар на Rozetka».

Полученные данные государство может использовать только для оценки сервиса «Дія» или его элементов», говорит Андрей Быченко, директор социологической службы Центра Разумкова.

Проблемы «электронной демократии» в «Дії»

Зеленский назвал опросы в «Дії» началом «цифрового народовластия» и возможностью «влиять на решения». Социологи не согласны.

«Для принятия каких-то государственных решений, которые влияют на все население, а не только на пользователей «Дії», опросы не будут иметь смысла», – говорит Быченко. На это существует несколько причин:

Выборка. Приложением «Дія» пользуются около 14 млн украинцев – примерно треть всего взрослого населения Украины, – что не отражает полную структуру общества, говорит Быченко.

Среди пользователей «Дії», по словам Романа Кириченко, аспиранта факультета социологии в КНУ, преобладают молодые люди, жители городов и, скорее всего, мужчины, «ведь женщин в Украине больше преимущественно за счет пенсионерок в селах».

Пользователи «Дії» – социально активные, коммуникабельные люди, «скорее всего, уже заранее лояльные власти», говорит Брик.

К тому же не все люди в Украине имеют смартфоны или пользуются приложением «Дія», говорит Даниил Судин, кандидат социологических наук и доцент кафедры социологии УКУ: они боятся «слива» своих данных или имеют низкий уровень цифровой грамотности. Поэтому опросы не учитывают мнение людей, не входящих в эти категории.

Добровольность. Опросы «Дії» могут добровольно проходить пользователи старше 14 лет. Это, по словам Судина, тоже проблема, поскольку по собственной инициативе «к опросу чаще всего приобщаются те, кто имеет четкую позицию, которую хочет презентовать и защищать».

В настоящих социологических исследованиях социологи учитывают мнение людей, отказавшихся отвечать, говорит Судин.

Постановка вопросов. Сейчас в «Дії» доступны два вопроса: «Какая из новых услуг в «Дії» самая полезная?» и «Как назвать услугу по предоставлению смартфонов для украинцев от 60 лет?». За один день на каждый из них ответили около 50 000 человек.

С социологической точки зрения в первом вопросе есть ошибки, говорит Судин. Он не указывает, для кого услуга должна быть самой полезной, дает неполный перечень новых услуг и не содержит ответа «ни одна из услуг». То есть формулировка вопроса предвзята – он отсекает негативные ответы, говорит Судин.

В чем преимущество опросов и почему они не приведут к электронным выборам

Опросы в «Дії» могут стать инструментом, который поможет властям принимать лучшие решения, говорит Кириченко. К тому же они дешевле, чем, например, электронная перепись населения, на которую Украина в 2023 году планирует потратить $270 млн.

Обычно общенациональные социологические исследования дорогостоящие – могут обойтись и в $30 000, по словам Брика. К примеру, социологическое исследование о поддержке украинцами НАТО обошлось Государственному комитету телевидения и радиовещания в 400 000 грн ($14 000) в 2019 году.

Однако чтобы оценить, сколько сэкономило правительство, нужно знать, сколько оно потратило на организацию онлайн-опросов в приложении «Дія», а этой информации нет.

Электронные опросы в «Дії» – не референдум или выборы. Для этого у них отсутствуют два главных элемента – прозрачность и контролируемость, говорит Быченко. В случае «Дії» непонятно, как будет происходить проверка качества ответов и каковы протоколы безопасности, говорит Брик.

Социологи опасаются, что правительство может использовать опросы в своих интересах – для рекламы своих достижений или навязывания мнения, однако считают, что до электронных выборов в Украине еще далеко.

Для этого, по словам Кириченко, нужно делать изменения в Конституции, в частности отметить, что голосование в Украине не анонимное – «поскольку только так есть какие-то шансы контролировать честность». Кроме анонимности избирателей у электронного голосования есть и другие вызовы: защита баз данных, идентификация избирателей, тайна голосований.

Обновление: Заместитель директора Института социологии НАН Украины Сергей Дембицкий попросил забрать из текста его комментарий, поскольку Forbes не опубликовал его в полном виде.

Материалы по теме
Новый выпуск Forbes Ukraine

Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине