Категория
Жизнь
Дата

Кинохиты года. Маркетинг-директор ICTV Полина Толмачева посмотрела большинство фильмов, номинированных на «Оскар-2024». Вот ее гид по знаковым лентам премии

5 хв читання

«Оппенгеймер», «Бідолашні створіння», «Барбі», «Вбивці квіткової повні», «Анатомія падіння» /коллаж Анастасия Левицкая

В числе знаковых картин премии – «Оппенгеймер», «Бедные создания», «Барби», «Убийцы цветочной луны» и «Анатомия падения». Фото коллаж Анастасия Левицкая

В ночь на 11 марта состоится 96-я церемония вручения кинопремии «Оскар». Лидером по количеству номинаций стал байопик «Оппенгеймер», представленный в 13 категориях. На втором месте – «Бедные создания» с 11 номинациями. В числе других номинантов – «Барби», «Убийцы цветочной луны» и «20 дней в Мариуполе». «Столько хороших фильмов давно не появлялось на экранах одновременно», – говорит маркетинг-директор ICTV Полина Толмачева. Самые яркие участники оскаровской гонки – в ее колонке для Forbes.

В этом году оскаровский список – оправдание существования кинематографа и признак новой эпохи развития «Фабрики грез, эмоций и смыслов». Столько хороших фильмов – талантливых, глубоких, ярких, успешных – давно не появлялось на экранах одновременно. Мне удалось посмотреть большинство.

Звезды начинают, рассказывают о знакомом и выигрывают

«Барби» и «Оппенгеймер» – невероятная история об успехе. Оба в шорт-листе на «Лучший фильм года», имеют 8 и 13 номинаций соответственно.

Ленты Греты Гервиг и Кристофера Нолана вышли в один уик-энд, поделили аудиторию на умных и красивых, уложили на лопатки Тома Круза и его очередную «Миссию», собрали полные залы и выстроили живые очереди за билетами. А еще – напомнили, что людей можно заманить в кинотеатры актерами-суперзвездами, знакомыми терминами или брендами (атомная бомба и Барби) и актуальными темами (феминизм и война). Когда же собираются все составляющие, а управляют процессом талантливые режиссеры, то выходит джек-пот – или «Барбигеймер».

Американские академики оценили таланты Кристофера Нолана и Килиана Мерфи («Оппенгеймер»), номинировав их на звания лучшего режиссера и актера. А вот таланты режиссера «Барби» Греты Гервиг и исполнительницы главной роли в ленте Марго Робби остались вне номинации. Райан Гослинг (номинант за роль Кена) возмущен. А мы – нет, потому что фильм получил восемь номинаций, все молодцы. Для коммерчески успешного проекта, вытащившего в кинотеатры миллионы людей по всему миру, этого предостаточно.

В эту категорию я добавила бы еще «Бедные создания» Йоргоса Лантимоса. Коммерчески фильм не дотягивает до «Барбигеймера», но имеет заметный успех. 11 номинаций дают высокие шансы на «урожай». Здесь работает та же формула. Звезда Эмма Стоун, ее искусная игра, знакомая всем история Франкенштейна и актуальная тема эмансипации, умноженные на талант режиссера и яркое воплощение сексуальных фантазий.

«Оппенгеймер» и «Барби» /Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в сооавторстве с Александрой Карасевой

Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в соавторстве с Александрой Карасевой. Фото Изображение сгенерировано ИИ Midjourney в сооавторстве с Александрой Карасевой

Легендарные режиссеры с борозды не свернут

Классики и легенды этого года представлены на «Оскаре» невероятной командой из Мартина Скорсезе, Хаяо Миядзаки, Вима Вендерса и Ридли Скотта. Скорсезе побеждает: в его «Убийцах цветочной луны» 11 номинаций. Это глубокое, эпическое, многослойное полотно заслуживает каждого «Оскара», а Леонардо Ди Каприо, которого даже не номинировали, – нашей пожизненной любви.

Ридли Скотту достались скромные технические номинации за лучшие костюмы и лучшую работу художников-постановщиков в фильме «Наполеон». И это справедливо, хотя Хоакина Феникса мы все равно любим.

Миядзаки в очередной раз представил публике свою последнюю картину – «Мальчик и цапля», номинированный как лучший полнометражный анимационный фильм. Этот шедевр рассказывает, что мир сложен и в нем много реальностей, сходящихся в одной точке – Человеке. После просмотра возникает вопрос: как человечество пережило ХХ век и есть ли у нас шанс пережить XXI?

Ответ дает фильм Вима Вендерса «Идеальные дни», номинированный на лучший международный фильм. Герой звезды японского кино Кодзи Якусьо убирает туалеты в Токио, слушает старый добрый рок 70–80-х годов, фотографирует деревья и руководствуется принципом «сейчас – это сейчас, потом – это потом», и у каждого своя реальность. Возможно, это эскапизм, иногда необходимый всем в этом безумном мире. А может быть – просто мудрость.

«Наполеон»

Фото из фильма «Наполеон».

Боль и триумф правды

Но мы не можем позволить себе роскошь эскапизма. Конечно, каждый украинец мечтает о том, чтобы «Оскар» достался авторам документального фильма «20 дней в Мариуполе». Это выдающаяся работа Мстислава Чернова и Евгения Малолетки, пример невероятно важного документального кино, а еще – преданности правде, профессионализму и таланту.

Россияне могут сколько угодно строить в разрушенном городе «потемкинские деревни», снимать драмы и даже комедии о войне, рассказывать о прекрасной русской душе. Но благодаря этому фильму мир навсегда запомнит правду. И не только потому, что Чернов и Малолетка оказались «в нужное время в нужном месте», что противоречиво, поскольку тогда в этом месте ни один человек не хотел быть. А потому, что в фильме талантливо последовательно и страшно правдиво рассказана история разрушения жизни. И эта история, к сожалению, продолжается.

«20 дней в Мариуполе»

Кадр из фильма «20 дней в Мариуполе».

Еще один очень важный фильм, поднимающий вопрос правды, – «Зона интереса» Джонатана Глейзера, получивший пять номинаций. Главный герой работает комендантом лагеря «Аушвиц». Его идеальный дом, который он так старательно строит и украшает, все время страдает из-за лагеря, расположенного прямо за забором.

Хотя я преувеличиваю. Этот идеальный, буржуазный, цивилизованный мир не страдает, а питается страданием, болью и пеплом из крематория. В кино проблема столкновения двух миров блестяще решена с помощью звука: то, что зритель слышит, часто не соответствует тому, что он видит. Искусная полифония точно заслуживает «Оскара» за звук.

Роль жены коменданта Гесса играет немецкая актриса Сандра Гюллер. Она номинирована за главную женскую роль в другом фильме – «Анатомии падения» француженки Жюстин Трие, тоже посвященному проблеме правды. У картины пять номинаций; Трие – единственная женщина среди режиссеров-претендентов на «Оскар».

С точки зрения формы это жанровое кино, детектив, процессуальная драма. Но, простите за спойлер, имени убийцы мы так и не узнаем. Фильм демонстрирует лучшие достижения кинематографа: блестящую актерскую игру, красоту сеттинга, игру с жанром и неопределенность финала. Это не отпускающий фильм впечатывается в память и заставляет думать.

«Зона интереса»

Кадр из фильма «Зона интереса».

Женщина – не украшение

Актрисы, претендующие в этом году на «Оскар» за главную женскую роль, демонстрируют рост женских нарратива и персонажей. Кроме Эммы Стоун и Сандры Гюллер, в списке – 65-летняя Аннетт Бенинг, номинированная пятый раз в жизни. На этот раз – за роль в фильме «Найэд». Героиня Аннет делает невозможное, тем более для женщины в возрасте за 60: переплывает расстояние от Кубы до Флориды. В этом же фильме сыграла Джоди Фостер, номинированная за роль второго плана.

Третий раз в жизни номинирована британка Кэри Маллиган за роль в байопике Брэдли Купера «Маэстро». Ее мастерство – главное, что есть в этом фильме. Героиня Маллиган Фелисия, жена Леонарда Бернстайна, напоминает: жизнь настолько коротка, что может поместиться в 2,5 часа фильма.

Впервые в истории на «Оскар» номинирована представительница коренного населения Америки Лили Гладстон, исполнительница роли Молли Буркхард в фильме Скорсезе «Убийцы цветочной луны». Ее героиня – пример того, что даже в безнадежных ситуациях нельзя останавливать борьбу. За эту роль Гладстон уже получила «Золотой глобус».

«Убийцы цветочной луны»

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны».

Людям нужны сказки

В жизни существуют не только испытания и борьба, но и чудеса, любовь и Рождество. Мой фаворит – фильм Александра Пэйна «Оставленные», попавший в пять номинаций. Желаю Полу Джамати получить «Оскар» за воплощение образа старого, забавного, неприятного, никому не нужного учителя никому не нужной древней истории. Его персонаж находит в себе силы сделать сложный и прекрасный выбор между имитацией жизни и ее подлинным проживанием.

Надеюсь, «Оставленные» станут рождественской классикой. Я планирую пересматривать его каждое Рождество. Плакать, смеяться и вспоминать, что пока мы живы – ничего не поздно, а счастье может выглядеть очень странно.

«Оскар» в этом году настолько яркий, что можно взять список номинантов, посмотреть внимательно каждое кино и признать: несмотря на пройденные в прошлом году испытания, в 2023-м было что-то хорошее и светлое.

И будет еще!

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд