С 16 по 27 мая проходил Каннский кинофестиваль. В прошлом году Украина была широко представлена в Каннах, но в этом году в конкурсной программе не оказалось ни одного фильма. Почему и какие фестивальные новинки обязательны для просмотра, рассказывает маркетинг-директор Film.ua Group Полина Толмачева.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Каждый день я добираюсь до Каннского фестиваля на автобусе. Он следует из милой деревни с красивым названием. Там есть крепость, пляж, лавка с устрицами и много лягушек, которые ночью перепевают даже соловьев.
Все это так мило и круто, что не раздражают даже громкие безумные Канны, наполненные фриками и привидениями – звездами мирового кино. Их черно-белые фотографии развешаны на бордах, изгородях, отделяющих пожизненные ремонтные работы от гламура, парада и прочего безумия у Дворца Фестивалей. Когда все эти боги и богини заменили настоящего взрослого бога и вытащили Европу из депрессии после Второй мировой войны. Но сегодня их время прошло, и сил у них больше нет.
Я пересмотрела почти всю конкурсную программу, что было непросто. Взять билет на фильм – это сплошной квест. Надо ровно в семь зайти на сайт, подождать в очереди и молиться, чтобы успеть. В 7:01 билетов уже нет. Ни на один сеанс.
Но не стоит отчаиваться: обязательно найдется кто-то, кто либо перебрал на вечеринке, либо задержался на обеде, либо ушел на пляж. Если обновлять сайт каждые пять минут, то выхватишь сданный билет, сядешь в мягкое кресло и почувствуешь себя избранным, поскольку одним из первых в мире увидишь новое кино.
Очень важно: нужно выбирать место как можно ближе к выходу, потому что вероятность того, что захочется выйти с сеанса преждевременно, весьма велика. «Слабая, очень слабая программа в этом году», – звучало в начале любой встречи.
А у меня их много. Из-за графика я имею только два временных слота: с 8:00 до 11:00, а затем после 15:00. Но на вечерние сеансы, гламурные, куда на дорогих баварских авто привозят настоящих звезд, попасть простому смертному нельзя… А ночью надо спать.
Но каннская программа была и остается удовольствием для глаз и ушей. Технически, как аудиовизуальное ремесло, мировой кинематограф достиг невероятных высот. Операторское мастерство, работа со звуком, монтаж, игра актеров, умение совмещать обломки реальности в невероятный витраж в документальном кино, умение рассказывать истории и создавать миры в игровом кино – это высшая лига, играть в которой большая честь.
Эту лигу создали те же привидения, и мне показалось, что и призы в основном раздали они.
«Траектория падения» (Anatomie dʼune Chute)
Золотую пальмовую ветвь отдали француженке Жустин Трие и ее фильму «Траектория падения» (Anatomie dʼune chute). Это четвертая за всю историю фестиваля «женская» ветвь. Жанр – детективная история, исследующая упадок современной семьи, а также непростые отношения человека и реальности.
Опыт жизни в Украине полностью изменил мое видение фильмов – вопрос «Траектории падения» оказался неважным. Постоянный страх за своих, прощание навсегда, встречи вопреки всему перечеркнули вопросы распределения ролей в семье и токсичности отношений. Живы – и слава богу. Но кино красивое, держит в напряжении до конца и напоминает классические триллеры Хичкока.
«Страсть Додина Буффана» (La passion de Dodin Bouffant)
Приз за режиссуру получил фильм «Страсть Додина Буффана» (La passion de Dodin Bouffant) французского режиссера вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга. Гипнотически красивое кино, полное ароматов и магии высокой кухни. Большинство экранного времени занимают процессы приготовления пищи, на фоне которых разворачивается история любви и невозможности счастья.
В ролях замечательные французские актеры Бенуа Мажимель и Джульетт Бинош. После просмотра очень хочется поесть чего-нибудь вкусного в красивом городе, а потом заняться любовью. Мне кажется, этот фильм будет очень популярен. Этакий идеальный способ бегства в красивый призрачный мир.
Эта картина напомнила мне украинскую ленту «Преданная» режиссера Кристины Сиволап. А еще – «Борщ. Секретный ингредиент» с Евгением Клопотенко, который показывала мэрия Канн на фестивале. Жизнь через еду – мы в этом разбираемся не хуже французов.
«Зона интересов» (The Zone Of Interest)
Гран-при Каннского кинофестиваля получил британский режиссер Джонатан Глейзер за драму «Зона интересов» (The Zone Of Interest). Это свободная экранизация романа Мартина Эмиса, где речь идет о простых и радостных буднях семьи коменданта Аушвица Рудольфа Хесса, его жены Хедвиг и их детей. Идиллическая картина семейного счастья, рядом – лагерь, где замучено более миллиона человек.
Мы ни разу не видим лагерь в кадре, но все время слышим. Звук картины построен филигранно. Но впоследствии зритель перестает замечать эти звуки. Становится страшно от того, насколько мы умеем работать с реальностью, выбирать удобные ее фрагменты, чтобы оправдать свое благополучие здесь и сейчас. Правда, вопрос «и что?» остается в воздухе. Нам снова рассказали, что зло абсолютно, и фильм показался мне немножко спекуляцией. Но я могу ошибаться… А вот привидения – нет.
«Город Астероида» (Asteroid City)
Современное кино похоже на оперу XIX века. Мы идем на фильм, потому что знаем, что от него ждать. Если на афише Уэс Андерсон, нужно смотреть. Будет ярко, весело и увлекательно. Будет играть блестящий ансамбль актеров. Именно таким получился фильм «Город Астероида» (Asteroid City).
В главных ролях Тильда Свинтон, Эдриан Броуди, Том Генкс, Марго Робби, Скарлетт Йоханссон, Лиев Шрайбер и многие другие. Эта невероятная тусовка собирается где-то в пятидесятых среди американской пустыни, где их посещает пришелец. Там дети хоронят своих мертвецов, а взрослые решают загадки самоидентификации. В абсурдной, но очень целостной истории узнается недавнее карантинное прошлое.
«Зачинщица» (Firebrand)
Еще одна схожая черта с оперой: на актеров мы ходим, как когда-то на больших теноров. Вот фильм «Зачинщица» (Firebrand) – костюмная весьма традиционная драма бразильского режиссера Карима Айнуза в который раз рассказывает о Генрихе VIII и его последней жене. Она пыталась склонить тирана на сторону света, а затем задушила его подушкой. Алисия Викандер в роли Кэтрин Парр, Джуд Лоу в роли Генриха VIII сыграли абсолютно чисто и гениально. Ни одной фальшивой ноты. Браво.
«Опавшие листья» (Fallen Leaves)
И среди всех этих эстетских поисков, сверкающих актерских робот, спекуляциях на тему упадка семейных ценностей, холокоста и расстройств пищевого поведения есть настоящий шедевр.
«Опавшие листья» (Fallen Leaves) Аки Каурисмяки, уверена, войдет в историю. Это история любви финского классика, заставившего зал смеяться и плакать. Герой и героиня живут в персональном аду, работают на кошмарных работах, вокруг них мир еще более абсурден и страшен, чем в фильме Джармуша The Dead Donʼt Die, в который герои попадают на свидании.
Из развлечений у них – книги, караоке и алкоголь. По радио раздаются новости об Украине. «Проклятая война», – говорит героиня и выключает приемник. Здесь собраны все шаблоны и штампы романтических историй: случайная встреча, препятствия, собака, одиночество, бедность и даже роковое влечение. В этом фильме сконцентрировано столько любви к людям, таким действительно простым, несчастливым и слабым, что хочется, чтобы эта история никогда не заканчивалась.
«Подавленный всеми бессмысленными и преступными войнами, я написал историю о вещах, благодаря которым у человечества может быть будущее: о тоске по любви, надежде и уважении к другим», – говорит режиссер. Картина получила приз от жюри.
Мне удалось увидеть настоящий шедевр, который достучался до моей почти разрушенной нервной системы, не оставил вопроса «зачем все это?», оправдал искусство в целом и кинематограф в частности.
А значит, есть причины и далее бороться за свое кино, зрителей и возможность рассказывать свои истории. Да, они далеки от высоких образцов киноискусства. Но по темам и глубине весьма превосходят почти все показанное в Каннах этого года.
Думаю, отсутствие Украины на этом смотре мастерства и достижений кино, которым правят призраки старых звезд, не так уж драматично. Мы слишком молоды, наглы, больны, безумны для этого призрачного мира. Он не примет нас с его распределением на жанры, любованием природой, беспомощной фиксацией зла и плохо скрытой любовью к русским.
И не надо.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.