Заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма об обвинениях в коррупции, встречах с бизнесом в ОП, конфискации энергетических активов в Украине и подготовке к зиме. Интервью
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В кабинет Ростислава Шурмы на втором этаже Офиса президента ведут многие журналистские «дороги». Часто когда мы собираем статьи об энергетике, давлении на бизнес, экономической политике правительства, назначениях в госкомпании и банки, то слышим от собеседников фамилию Шурма. Формально он замглавы ОП Андрея Ермака – ответственный за экономический блок вопросов. Сам Шурма называет своими направлениями энергетику, финансы, в том числе налоги, бизнес, инвестиции, индустрии, экологию и т.д.
Главный его актив – доступ к Владимиру Зеленскому. Во время войны вертикаль украинской власти стала как никогда президентоориентированной – важные решения принимает или хотя бы согласовывает Зеленский.
У Шурмы есть несколько «личных» проектов, о которых любят писать СМИ и в реалистичности которых сомневается экспертная среда: он идеолог радикальной налоговой реформы «10-10-10», под его кураторством готовили очень амбициозный план развития украинской энергетики на $400 млрд, который презентовали на конференции по восстановлению. Из последних громких проектов, который возглавил Шурма – разобраться с необоснованным давлением силовиков на бизнес.
Параллельно фамилия Шурмы появляется в журналистских расследованиях: издание Bihus.Info намекает на его причастность к выплатам владельцам солнечных электростанций на оккупированных территориях, потому что среди компаний есть несколько, принадлежащих его брату Олегу.
Мы поговорили с Шурмой об анонсированной президентом дальнейшей национализации энергоактивов; готовности украинской энергетики к зиме; 35 млрд грн долгов «Энергоатома» и 35-процентных откатах, якобы имеющихся в этой компании; когда ожидать последующего повышения тарифов; какой орган будет проверять бизнес и почему он считает, что за обвинениями в коррупции стоит Игорь Коломойский.
Содержание
- Риски национализации
- Расследование в отношении брата
- Подготовка к зиме
- Диалог с бизнесом в ОП
- Вал долгов на энергорынке
Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
Давайте сначала попытаемся понять – какова ваша роль в сегодняшней системе власти. Вы занимаетесь вопросами энергетики, готовите налоговую реформу, рассказываете о возможности отказа от наличных денег, строите какую-то новую систему обработки жалоб бизнеса и т.д. Какие пределы ваших полномочий и интересов?
У меня нет интересов, есть полномочия, определенные регламентирующими документами Офиса президента. Направления моей ответственности: вопросы экономики, финансов, в том числе налогов, бизнеса, инвестиций, индустрии, экологии, сельского хозяйства, энергетики и т.д.
Если говорить о углубленности, она определяется проблематикой в том или ином сегменте. В какое-то время тот или иной вопрос становится более актуальным и проблемным. Соответственно, в него я больше углубляюсь.
Но углубляюсь в пределах своих полномочий. Безусловно, мы общаемся и с министрами, и с руководителями госпредприятий. Даю ли я им какие-нибудь указания? Нет, потому что у меня нет полномочий.
Риски национализации
Президент в интервью Наталье Мосийчук 27 августа сказал: «Там, где возможно, Украина будет возвращать то, что олигархи незаконно забрали во время перераспределения капитала» и уточнил, что речь идет о некоторых стратегических энергетических объектах. О ком он говорил?
Мне некорректно комментировать слова президента.
Сейчас идут судебные процессы по конфискации некоторых энергетических активов, где есть российские бенефициары.
Вы имеете в виду VS Energy?
В частности, VS Energy.
Угрожает ли что-нибудь облэнерго братьев Суркисов, Григоришина?
По состоянию на сегодняшний день мне не известно ни о каких юридических и процессуальных действиях.
Я точно не знаю, какая структура собственности облэнерго, о которых вы говорите. Уверен, что правоохранительные органы постоянно мониторят структуру собственности всех стратегических энергетических объектов. Если они найдут основания, соответствующие нормам санкционного законодательства и предусматривающие применение специальных видов санкций с последующей конфискацией, наверное, они будут применены.
По состоянию на сегодняшний день мне неизвестно о таких фактах. Ведется ли такой анализ? Уверен, что ведется. Закончен ли он? Не знаю. Не вмешиваюсь и не имею ни права, ни возможности вмешиваться в работу правоохранительных органов.
А что касается ДТЭК?
Тоже не известно ни о каких аналогичных действиях по состоянию на сегодняшний день.
Какие основания должны быть, чтобы власти задумались над тем, чтобы забрать эти активы?
Все должно происходить исключительно в соответствии с законодательством Украины.
В санкционном процессе достаточно серьезная дискреция. У нас есть СНБО, который заседает в закрытом режиме и принимает решение либо о санкциях, либо о конфискации. Это не слишком прозрачный процесс. Все-таки, на чем должно основываться такое решение?
Любая власть имеет больший или меньший уровень дискреции, на то она и власть. Мне кажется, это должно быть абсолютно законно, и если такие решения будут приниматься, они должны быть четко аргументированы обществу и бизнесу как с правовой точки зрения, так и с позиции национальной безопасности.
Мы являемся правовым государством с незыблемым правом частной собственности. Из этого нужно исходить. Право собственности – это не об общественном запросе.
Многие дебаты проходили в отношении принудительно отчужденных активов в режиме военного имущества в конце прошлого года. Это была абсолютно четкая и правовая позиция, и эти объекты были критичны для обороны государства.
Еще один способ законной конфискации предусмотрен санкционным законодательством по активам, где установлено наличие российских бенефициаров и есть соответствие набору критериев. В частности, сейчас в этом направлении идет большая работа. И Украина – точно номер один в мире в процессе конфискации российских активов.
А также есть ряд других оснований, предусмотренных законодательством.
Что касается «Укрнафты». Учитывая механизм, посредством которого государство получило контроль над долей Игоря Коломойского в «Укрнафте», нужно будет вернуть ее после завершения войны?
Государство будет действовать исключительно в рамках законодательства.
Есть разные варианты дальнейших действий: один из них – компенсация с учетом оценки компании…
Будут ли оценивать по результатам работы нынешнего руководителя «Укрнафты» Сергея Корецкого?
Насколько я знаю, оценка была произведена на момент изъятия. По результатам работы в предыдущие годы. Потому что при Корецком прибыль «Укрнафты» за полгода 2023-го – 13 млрд грн.
У нас есть понимание, как действовать в соответствии с законодательством, чтобы не было потерь для государства.
Расследование в отношении брата
Две недели назад ваша фамилия появилась в контексте расследования издания Bihus.Info: солнечные электростанции, которые продолжают работать на временно оккупированных территориях, якобы получают выплаты по зеленому тарифу. Расследователи утверждают, что часть этих станций принадлежит вашему брату Олегу. Это так?
Есть ли солнечные и другие электростанции на оккупированных территориях? Да – более 72 объектов зеленой энергетики на оккупированных частях Херсонской и Запорожской областей, среди них есть три объекта, в которых есть доля у моего брата.
Нарушали ли что-то эти 72 объекта? Пусть оценку дают правоохранительные органы.
Но мой анализ ситуации показывает: только у «Укрэнерго» есть полномочия и технические возможности оперативно устанавливать, работали ли электростанции на объединенную энергосистему Украины. «Укрэнерго» своими действиями ежемесячно включительно до июня 2023 года подтверждало, что эти станции работают в объединенной энергосистеме Украины, предоставляя услуги диспетчеризации, регулярно предоставляя команды на погрузку и разгрузку в зависимости от баланса в энергосистеме Украины, подписывая ежемесячно акты, подтверждающие объемы генерации… Энергетика – это не коворкинг, где каждый делает то, что хочет. Это система, работающая по четко установленным регламентам.
Объекты на оккупированных территориях работали по правилам, которые устанавливал оператор и регулятор.
Ситуация действительно была недорегулирована: до 3 июля система работала, как в мирное время, и только тогда регулятор принял решение «не платить».
Расследователи Bihus.Info сочли, что компания «КД Энерджи 2», где половина принадлежит вашему брату, получила 80 млн грн за прошедшие 12 месяцев. Уточняли ли вы у брата эти данные, это правда?
Я не уточнял эти данные.
Знаю только, что все электростанции на оккупированных территориях получали средства за проданную электроэнергию в объединенную энергосистему Украины, что ежемесячно подтверждало «Укрэнерго». Причем получали только около 40% стоимости этой электроэнергии по зеленому тарифу. Потому что «Гарантированный покупатель» продавал электричество на рынке и передавал компаниям деньги из суммы, которую смог выручить.
Ни одной копейки государственных средств не было никому перечислено.
Все 72 объекта имели одинаковые условия оплаты. Ни одна компания не получала больше или меньше. Это алгоритм расчетов на энергорынке: одинаковый процент оплаты для всех.
Член энергокомитета, народный депутат Андрей Жупанин зарегистрировал законопроект, в котором говорит, что нужно прекратить выплаты, если нет подтверждения, что компания работает в энергосети Украины. Как вы видите разрешение этой ситуации?
Я считаю, что это компетенция регулятора, у него достаточно полномочий, нужно только собраться, проанализировать ситуацию и принять решение.
Владельцы станций на оккупированных территориях, с которыми мы общались, уверены, что они действовали в соответствии с законодательством, и решение об остановке платежей от 3 июля было незаконным. Вы не ожидаете судебных исков инвесторов в зеленую энергетику?
Вы правы, жду. Я не знаю, будет ли среди них мой брат.
Ко мне обращались участники рынка, у них есть претензии: почему обычный бизнес-вопрос, который нужно было урегулировать на уровне регулятора и оператора, столь политизировали.
Поэтому я говорю о заказе расследований вокруг этой темы.
Кто заказал расследование?
Я не говорил об этом раньше открыто, но сейчас вам скажу прямо – это Коломойский.
Олигарх, грабивший страну на протяжении многих лет на сотни миллиардов гривен. Наша команда это остановила, вернула государству активы на десятки миллиардов ежегодно, а теперь я плачу личную цену за поступки в пользу государства.
Вы говорите, что Коломойский или его люди пришли к журналистам Bihus.Info и заказали расследование?
Системная кампания против меня началась еще зимой. Впоследствии к ней подключили и отдельных журналистов Bihus.Info. И не только с этим сюжетом. Были и другие ранее. Еще более бессмысленные и манипулятивные.
Есть ли у вас подтверждения этому? На чем вы основываетесь?
У нас есть достаточные подтверждения этому. Из публично доступной информации могу привести результаты медиамониторинга. Компания «Центр контент-анализа» проанализировала 5000 статей и по тезисам и характеру публикаций заключила, что они имели заказной характер. Самый заметный массив критики посвящен незаконности отчуждения «Укрнафты», поэтому очевидно, что, по крайней мере один из заказчиков – бывший владелец доли акций этого предприятия.
Подготовка к зиме
Как идет подготовка к отопительному сезону? Здесь главные игроки: ДТЭК Рината Ахметова, государственные «Энергоатом», «Центрэнерго», «Укрэнерго». Насколько эти структуры готовы к зиме, которая, очевидно, будет сложной?
Из соображений национальной безопасности я не могу говорить об этом вопросе. Могу сказать, что уровень готовности разный, в зависимости от структуры. Есть высокий и хороший уровень готовности, есть плохой, а есть компании, где на сегодняшний день не лучшая ситуация, но начались активные работы, и есть 90-процентная уверенность, что к началу отопительного сезона будет достаточно высокая готовность.
В тех структурах, где ситуация плохая, принимаются кадровые решения?
У меня нет полномочий принимать кадровые решения.
Но вы можете знать о таких решениях.
Я не знаю, чтобы принимались такие решения. Пожалуй, ответственным лицам придется принимать такие решения.
А что касается ДТЭК, вы также понимаете ситуацию? Потому что это частная компания.
У нас есть чувство, что они неплохо готовы. Но я очень осторожно отношусь к таким заявлениям. Оценить реальную готовность можно только после глубокой инструментальной диагностики. Я думаю, что институционально сейчас ни государство, ни профильные институции, такие как «Госэнергонадзор», не способны это сделать.
Они могут сделать очень поверхностную диагностику. И эта диагностика свидетельствует, что готовность неплохая.
Выходит, что государство играет в лотерею, надеясь, что ДТЭК и другие частные игроки действительно готовы к зиме?
Государство играет в такую лотерею с частными энергокомпаниями уже 20 лет. Вопрос состоит в том, что мы должны изменить в системе управления, чтобы риски для государства уменьшились.
Но сейчас риски только выше.
Я сделал вывод: должна быть система контроля с нормальной системой диагностики.
И кто должен ее создать?
Есть соответствующий институт – «Госэнергонадзор». Его нужно просто развивать.
В прошлом году после массированных обстрелов энергосистемы 10 октября был запрещен экспорт электроэнергии. Ожидается ли подобное решение в этом году?
Я надеюсь, что регулятор будет достаточно активно действовать в зависимости от баланса в энергосистеме.
В ДТЭК оценили последствия разрушений в 8,5 млрд грн и рассчитывали привлечь большую часть средств, необходимых на восстановление, как кредиты по госпрограмме «5-7-9». Но МВФ не слишком поддерживает идею такого кредитования крупных компаний. Есть ли у Офиса президента позиция, нужно ли давать льготные кредиты энергетическим компаниям? И в частности ДТЭК, которая является крупнейшим игроком рынка?
Моя личная позиция. Программа «5-7-9» выполняет две задачи: стратегическуе – стимулирование развития малого и среднего бизнеса, и тактическуе – является гибким инструментом правительства в условиях войны для разрешения тех или иных ситуаций.
В первые месяцы войны создали особые условия для аграриев, когда под большим риском была посевная кампания – были увеличены лимиты и кредиты выдавались под 0%. Аналогичная ситуация была с продовольственными сетями. Мы предоставили дополнительную ликвидность и смогли решить системную проблему для государства с наличием продовольствия в первые месяцы войны.
Сегодня один из наиболее критичных сегментов – энергетика. Я считаю, что государство должно воспользоваться всеми имеющимися инструментами, в том числе такими, как «5-7-9», для поддержки этого сектора.
А дальше уже есть вопросы морали для каждого игрока рынка: или ты небольшая биокотельня и хочешь взять кредит, чтобы поставлять тепло на свой населенный пункт, или ты большая компания с доходами в миллиарды гривен. С реальными прибылями, потому что с отчетностью и бухгалтерией всегда можно манипулировать. И ты будешь просить у государства помощь еще на какие-нибудь десятки миллионов.
Диалог с бизнесом в ОП
Два месяца назад президент встретился с бизнесом, результатом чего стало создание Координационной платформы с вашим участием. Бизнес приходил около десятка раз к вам, есть ли результаты этого и в чем они состоят?
Результаты есть. Мы провели около 10 предметных встреч с представителями более 30 разных бизнесов. Теперь глубже понимаем природу разных проблем в зависимости от сектора экономики.
Есть несколько важных выводов. Первый: 80% бизнеса отказываются идти и предметно общаться по поводу своих проблем.
В Координационную платформу в Офис президента?
Да. Общаться в любом формате, называть конкретные фамилии, конкретные факты, конкретные правонарушения со стороны правоохранителей. Почему это происходит?
Есть два варианта, почему так происходит: либо бизнес запугали, либо им есть, что скрывать. О каком именно вы говорите?
Я вижу, что многим, к сожалению, есть, что скрывать. У меня есть пять кейсов, где люди отказались от общения, и по каждому из них я знаю, почему они отказались. Это не значит, что это все 100% таковы.
Поэтому я допускаю, что в большинстве случаев имело место какое-то первичное правонарушение. Была попытка как-то это тихонько уладить, по каким-то причинам это не удалось, и после этого была общая кампания «на нас давят». Не сработало. И когда нужно предметно называть фамилии, кто взятку требовал, кто безосновательно возбудил уголовное дело, какое давление было, говорить не готовы.
Так что вывод Координационной платформы при ОП, что давления на бизнес нет?
Нет. Неправда. Есть несколько выводов, это первый, но это не означает, что он главный.
Второй вывод: среди 30 случаев, которые мы разобрали, наверное, у половины были первичные нарушения законодательства со стороны бизнеса – в сфере уклонения от уплаты налогов, в сфере недропользования или другие. В части случаев была неадекватность действий правоохранителей – несоответствие масштаба их действий по отношению к первоначальному правонарушению.
Третье: в отдельных случаях действительно есть произвол правоохранителей. Есть надуманное – это больше не юридический термин, а оценочный – надуманное открытие уголовных производств. Понятно, зачем.
Каков ваш общий вывод?
Есть проблема со стороны бизнеса, привыкшего работать на грани нашего правового поля и потом тихо решать вопросы; с другой стороны, действительно есть проблема злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Совершенно двусторонняя ситуация.
В ближайшее время мы проведем еще одну широкую платформу с десятками участников бизнеса, где мы все это резюмируем и обсудим.
Президент будет участвовать в этом обсуждении?
Я не имею права давать ответ вместо президента. Но я точно могу сказать, что у президента есть большое желание фундаментально изменить ситуацию в этой части. Президент постоянно меня спрашивает об этом процессе, он держит руку на пульсе. Поэтому я думаю, что ему тоже будет интересна такая встреча.
Кроме встречи, наработан ряд изменений в законодательство, которые не разрешат все проблемы, но по крайней мере какие-то ключевые вещи изменят. В частности, уменьшат количество контактов, консолидируют подследственность всех экономических преступлений в одном месте – в Бюро экономической безопасности.
Такая идея уже была, ее нужно довести до конца. Требуются изменения в законодательстве и усиление институциональной способности БЭБ. Это прозрачность формирования руководства БЭБ и доверие бизнеса к нему.
Будет новый конкурс на руководителя бюро?
Это качество формирования команды и количество команды. Потому что БЭБ укомплектовано на 20%, а профинансировано, пожалуй, на 15%.
Также есть множество инспекционных проверяющих органов в других зонах, их десятки. Вокруг БЭБ сделать это невозможно, потому что вопросы недр, земли, леса, воды, промышленного загрязнения… невозможно передать БЭБ. Так что работаем над консолидацией этих инспекционных органов тоже в один.
То есть будет два органа проверки?
А сейчас их 80. Экономику мы точно сконцентрируем в одном месте, природоохранные вещи тоже и, возможно, будет еще какой-нибудь орган.
Пока эти учреждения незрелые, и у бизнеса нет доверия к судебной и правоохранительной системам, безусловно, мы будем стараться в каком-то точечном режиме помогать.
В ручном.
Пусть будет так. Мы люди, ориентированные на результат, основная цель – построить институции, которые сами будут все регулировать. Но у нас есть реальность сегодня.
Можете ли вы гарантировать, что когда все полномочия будут консолидированы в БЭБ, например, Служба безопасности не придет к кому-нибудь по статье о финансировании терроризма? Это же не отдадут БЭБ.
Всегда есть простор для толкования тех или иных статей, но учитывая ситуацию в Украине, высок риск, что те или иные субъекты бизнеса будут финансировать агрессора. И СБУ должна осуществлять этот контроль, никто лишать этого не будет. Будет ли СБУ этим злоупотреблять? Если да, это станет очевидно сразу.
Вопрос о правоохранителях и больше к вашему коллеге Татарову, который также участвует в этой Координационной платформе. Почему он публично вообще никак не комментирует это?
Олег Татаров очень активно включился в работу этой платформы, но фидбек, я думаю, нужно брать у бизнеса.
Я лично несу ответственность за работу этой платформы, к ней привлечены многие люди, в том числе правоохранители. А Олег Татаров принимает участие по возможности, насколько ему разрешает график. Я чувствую большую поддержку, помощь и искреннее желание что-то изменить в системе с его стороны.
Он участвовал в подготовке законопроекта?
Да, мы совместно над ним работаем.
Вы говорите о точечных нарушениях со стороны правоохранителей. Например, есть кейс компании Risoil, в которой рассказали, что после начала работы платформы закрыли большинство уголовных дел по их проекту. Если эти дела в результате закрыли, напрашивается вывод, что правоохранители возбудили их несправедливо. Поддерживаете ли вы идею, что и правоохранителей тоже нужно привлекать к ответственности за попытки «обилетить» бизнес?
Такое понимание есть.
Вал долгов на энергорынке
Энергетический рынок Украины несбалансирован. Вы на уровне Офиса президента были активно вовлечены в решение о повышении тарифов и расширении предельных цен на электричество для бизнеса. Но это не изменило тенденции наращивания долгов в системе, в частности, в «Энергоатоме». Как так получилось, что сейчас «Энергоатом» просит предусмотреть в госбюджете почти 35 млрд грн (на погашение долгов)?
Не могу отвечать за «Энергоатом», это вопрос к их менеджменту.
Но некоторые причины могу назвать.
«Энергоатом» из-за летней ремонтной кампании работает чуть ли не в половину установленной мощности на подконтрольной территории. Поэтому нет эффекта от решения о повышении цен.
Этот эффект будет после того, как «Энергоатом» выйдет хотя бы на 80–90% от проектной мощности, примерно через месяц после начала отопительного сезона. Так, с ноября–декабря «Энергоатом» будет получать деньги, которые будут покрывать текущие расходы и частично – долги за предыдущие периоды.
Почему «Энергоатом» попросил госбюджет о помощи? Поскольку Запорожская АЭС перестала производить электроэнергию, «Энергоатом» потерял более 40% производства и выручки, а затраты остались. А это влияет на финрезультат и долги.
Почему так? Компания почти все произведенное электричество продает населению по схеме финансового ПСО, тариф был 1,2–1,4 грн за кВт⋅ч без НДС. Из них около 40 коп. забирает «Укрэнерго» за передачу, в среднем 1,1 грн – облэнерго за дистрибуцию. То есть «Энергоатом» не просто отдает электричество дешево, а еще и доплачивает 10–20 коп. А есть еще расходы на зарплаты, топливо, ремонты.
Ситуация накалилась с началом летней ремонтной кампании, когда практически все объемы производства передаются с доплатой. Это если упрощенно объяснить суть, не вдаваясь в детали функционирования финансового ПСО.
В конце мая и июня, когда принимались решения о повышении тарифов и расширении предельных цен на электричество для бизнеса, было неизвестно, что «Энергоатом» войдет в летнюю ремонтную кампанию?
Было известно, конечно.
Это не учли?
Конечно, учитывали. Какие были варианты? Не принимать это решение? Еще больше затягивать этот узел?
Рыночная цена электроэнергии – 5,5 грн за кВт⋅ч, по оценке Нацрегулятора в мае 2023 года. Но решение приняли не такое. То есть когда принимали это решение, не ожидали, что рынок сбалансируется?
Вы меня почему-то не понимаете.
Во-первых, решение принимал Кабинет министров. При его подготовке были консультации с регулятором, министерством, государственными компаниями, со мной.
Во-вторых, никто не ожидал, что данное решение станет панацеей, что на следующий день рынок энергетики сбалансируется. Все понимали, что будет отложенный эффект от этого решения.
Почему отложенный эффект? Потому что решение начинает действовать со следующего месяца. Плюс платежка приходит спустя еще месяц. Потому что «Энергоатом» в ремонтной кампании сможет получить эффект от более высоких цен, когда выйдет из ремонтной кампании.
Сейчас никто не говорит о коллапсе, что что-то пошло не так. Все идет по плану.
В «Энергоатоме» также понимали, что решение о повышении цен будет иметь отложенный эффект. Потому что у компании есть накопленные убытки за год-полтора, пока это решение не принималось.
В этих условиях менеджмент «Энергоатома» обращается к государству: «Вы же держали субсидированную цену на электроэнергию? Держали. Компенсируйте нам, пожалуйста, хотя бы часть».
То есть речь идет о бюрократической переписке, а не о том, что что-то пошло не так, что-то было принято неправильно.
Итак, вы ожидаете, что с середины ноября ситуация начнет улучшаться. А когда рынок сбалансируется, когда исчезнет этот вал долгов почти в 35 млрд грн?
Чтобы окончательно «вылечить» ситуацию на энергорынке, нужно привести тарифы в соответствие с рыночными ценами.
Во время войны мы не можем это сделать с социальной точки зрения. Власть не может переложить на людей такую ответственность и такое бремя. Надо будет делать это постепенно.
Благодаря принятым решениям мы, по крайней мере, приостановили увеличение проблемы: долги не будут расти. При возвращении под контроль ЗАЭС в течение года-полтора будет возможность даже погасить все эти долги.
Во время своей пресс-конференции в конце июня вы сказали, что для зеленой энергетики по долгам должно быть цивилизованное решение. Владельцы зеленого поколения интересуются, что это за решение?
Принят закон, устанавливающий рыночные правила работы новых объектов зеленой энергетики без субсидий государства.
Что делать с долгами?
У меня нет сегодня решения.
Я понимаю, что всех беспокоят долги. Такие же долги есть и перед компанией моего брата. Я в эту ситуацию не буду вмешиваться, поскольку могу быть обвинен в заангажированности.
Требуется системное решение.
Системное решение может предусматривать только определенный источник средств для погашения этих задолженностей.
Нужно ли их погасить? 100% нужно.
Является ли это в условиях войны приоритетом №1? Нет, не является. Потому что в условиях войны приоритет №1 – это финансирование обороны нашего государства.
Ожидать ли кадровых решений в энергетике: министр, глава регулятора, «Энергоатома»?
По состоянию на сегодняшний день я не слышал, чтобы такие вопросы обсуждались.
Вы говорите, что нужно приводить тарифы в соответствие с рыночными. Рассматриваете ли вы на ближайшее время или во время военного положения вообще еще какой-то этап повышения тарифов?
Такой вопрос не стоит в повестке дня.
Проблема «Энергоатома» не только в ремонтах и ПСО. Народный депутат Ярослав Железняк опубликовал цикл постов о закупках «Энергоатома» для оккупированной Запорожской АЭС. По его данным, откаты составляют до 35%. Действительно ли это так?
Мне, во-первых, неизвестно, кто такой Ярослав Железняк.
Народный депутат. Член финансового комитета.
Фамилию слышал. Компетентность его не понимаю. Я с ним ни разу не общался. Пусть он адресует эти вопросы «Энергоатому» или в правоохранительные органы, если есть основания. И пусть они разбираются.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.