Когда Россия вторглась в Украину, западные компании пообещали быстро покинуть этот рынок. McDonald's закрыл свои заведения, нефтяной гигант BP решил избавиться от своих гигантских российских инвестиций, а французский автопроизводитель Renault продал заводы, пишет The New York Times. В то же время сотни других западных компаний до сих пор находятся в РФ.
Ключевые факты
- Данные, собранные Йельским университетом, показали, что из почти 1600 компаний в России до войны более четверти продолжали работать там на полную мощность, а некоторые лишь откладывали запланированные инвестиции. В опросе в два раза большего количества фирм, проведенном Киевской школой экономики, эта доля приблизилась к 50%.
- По данным другого исследования, только некоторые из компаний полностью разорвали связи с РФ, менее 9% из примерно 1400 компаний из Европы, США, Японии, Великобритании и Канады продали российское дочернее предприятие после войны.
- Некоторые компании, обвиняемые в том, что они помогают финансировать российскую агрессию, говорят, что остаются, поскольку «требуют клиенты». Среди них Auchan – одна из крупнейших сетей супермаркетов во Франции, сохранившая свои 230 магазинов в России и заявляющая, что намерена остаться, чтобы «удовлетворить основные потребности гражданского населения в продуктах питания».
- Другие компании свернули свои операции в России или их выход, о котором было объявлено прошлой весной, остановился. Фармацевтический гигант Pfizer перестал инвестировать в Россию, но продолжает продавать ограниченный ассортимент продукции, а прибыль направляется в гуманитарные группы в Украине.
- Carlsberg, третья по величине пивоваренная компания в мире, пытается найти покупателя для своих российских мощностей, который предложил бы условия обратного выкупа, позволяющие компании вернуться после окончания войны.
- Уточнено. В Carlsberg сообщили, что компания планирует продать свои российские подразделения к середине 2023 года.
- Для многих компаний выход из России оказался сложнее, чем ожидалось. Руководители западных корпораций часто говорят, что несут ответственность перед акционерами за то, чтобы найти покупателей, способных обеспечить определенную стоимость миллиардных активов, а не отдавать их Москве. Подобные опасения побудили табачного гиганта Philip Morris в прошлом месяце заявить, что он, возможно, никогда не продаст свой российский бизнес, несмотря на попытки сделать это.
- После западных санкций Россия изменила правила национализации. Иностранные компании могут продавать активы только с разрешения Минфина России, что может занять от шести до 12 месяцев. Heineken заявила, что подобные препятствия задержали ее усилия по продаже. Вскоре после объявления в марте прошлого года о прекращении продажи пива в России компания заявила, что «получила официальные предупреждения от российской прокуратуры» о том, что решение о прекращении или закрытии ее российской дочерней компании будет считаться умышленным банкротством – уголовным преступлением, которое может привести к национализации.
- Другие компании не хотят уступать долю рынка компаниям из Китая, Турции, Индии или Латинской Америки, правительства которых не являются частью режима санкций и присматриваются к собственности и пакетам акций, оставленных западными фирмами.
Контекст
Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) внесло французскую корпорацию Auchan в перечень международных спонсоров войны, говорится в сообщении агентства. Компания отказалась от бойкота РФ и не закрыла там свой бизнес.
Также НАПК внесло компанию Metro Cash & Carry в перечень международных спонсоров войны, говорится в релизе НАПК. Такое решение было принято из-за позиции руководства компании продолжать деятельность в России.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.