Крістоффель Візе /Getty Images
Категория
Богатейшие
Дата

Драма на $5 млрд африканского магната Визе. Как вернуть статус миллиардера после скандала с мошенничеством

5 хв читання

«Люди говорят мне, что я же был главой компании, так как мог не знать? И как же я мог знать все, что пропустили все регуляторы и контрольные органы?». Фото Getty Images

Скандал с мошенничеством масштабов Enron в южноафриканской компании Steinhoff International съел состояние магната-ритейлера Кристо Визе. Но после четырех лет борьбы он вернул себе место среди самых богатых людей в Африке.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

В декабре 2017-го в то время 76-летний Кристоффель Визе узнал, что ритейлинговая группа Steinhoff International, в которой он был главой и главным акционером, обвиняется в серьезном мошенничестве с бухгалтерскими книгами.

Расследование PwC выявило, что в течение 2009-2017 годов компания совершила поддельных транзакций более чем на $7,4 млрд. Это африканский эквивалент скандала с Enron в 2001-м.

В 2015-м Steinhoff International купил принадлежащего Визе ритейлера дешевой одежды Pepkor за $5,7 млрд акциями и наличными. Визе стал главой Steinhoff в мае 2016-го, а уже в декабре 2017-го после обнародования расследования мошенничества в компании он ушел с должности.

И хотя впоследствии было доказано, что Визе не имел отношения к мошенничеству, 90-процентное падение акций компании привело к существенному снижению его собственного состояния, ведь эти акции были главным активом бизнесмена.

Из $5,6 млрд в марте 2017-го у Визе осталось $1,1 млрд в 2018-м, когда Forbes составлял список самых богатых людей Африки. А когда через несколько месяцев Forbes выпустил список миллиардеров мира, то Визе в нем уже не было.

Теперь же после нескольких лет судебной волокиты, закончившейся компенсацией Визе на $500 млн в виде наличных и акций, Визе снова можно увидеть в списке самых богатых людей Африки по версии Forbes: он оказался на 18-й строчке со своими $1,1 млрд.

«Меня очень шокировало то, что в основе бизнеса Steinhoff была мошенническая деятельность, – вспоминает Визе. – Но больше всего меня ошеломило то, как люди, задействованные в этих схемах, смогли обмануть головы всем регуляторам. Это и внутренние аудиторы, внешний аудитор Deloitte, Южноафриканский резервный банк, международные банки, занимавшие Steinhoff миллиарды рандов, Южноафриканская и Франкфуртская фондовые биржи (где котируют акции компании) и рейтинговые агентства».

На вопрос о том, что ему было известно, он настаивает на полном неведении. «Люди говорят мне, что я же был главой компании, так как мог не знать? Я объясняю, что за все время работы там я провел четыре заседания совета директоров, – рассказывает Визе. – И как же я мог знать все, что пропустили все регуляторы и контрольные органы?».

Смотрели, но не видели

Несмотря на его объяснение, Визе и сообщество инвесторов предупреждали еще за десять лет до скандала о беспокойстве относительно деятельности мебельного ритейлера. В 2007 году аналитик JP Morgan в регионе Шон Голмс опубликовал критический отчет, который ставил под сомнение заработки Steinhoff и указывал на нехватку финансовой открытости.

Об этом отчете написано в вышедшей в 2018-м книге о мошенничестве компании «Steinheist: Markus Jooste, Steinhoff & SAʼs Biggest Corporate Fraud». В ней же упоминается и о встрече Визе в 2009-м с аналитиком другой фирмы, показавшим презентацию на 40 слайдов о сомнениях в деятельности Steinhoff, таких как раздутые активы и «подозрительно малые уплаченные налоги». (Это было за много лет до того, как Визе продал свою компанию международной группе.)

А затем в 2015-м незадолго до перенесения большего количества акций Steinhoff на Франкфуртскую фондовую биржу у немецкой налоговой возникли вопросы к бухучету компании. Визе сказал, что аудитор, нанятый советом директоров вскоре после этого, не нашел никаких проблем.

В самом деле, Визе демонстрировал чрезвычайный уровень уверенности в бизнесе Steinhoff (или пошел на огромный риск). В сентябре 2016-го он ссудил у банков $1,8 млрд, чтобы купить еще акций Steinhoff и увеличить свою долю у компании с 20% до 25%. Кредиты ему дали под залог большей части его акций Steinhoff.

Кристоффель Визе /Getty Images

Кристо Визе: «Меня изрядно шокировало то, что в основе бизнеса Steinhoff была мошенническая деятельность». Фото Getty Images

Когда акции обрушились в конце 2017-го, банки взяли под контроль залоговые акции Визе. По условиям кредита, в случае дефолта банки могли рассчитывать исключительно на акции Steinhoff и ни на какие другие активы у Визе.

Маркус Йосте, южноафриканец и бывший гендиректор Steinhoff International времен процветания мошенничества, предстанет перед судом Германии в апреле. Весной 2021 года немецкие прокуроры выдвинули Йосте и трем его коллегам обвинения в махинациях с балансовыми книгами. Ранее Йосте отрицал обвинения.

Суд и другие активы

Визе утверждает, что его обманули на $5 млрд (59 млрд рандов), поэтому он подал в суд на Steinhoff в 2018 году, чтобы ему эту сумму компенсировали. В январе 2022 года в южноафриканском и голландском (штаб-квартира Steinhoff находится в Амстердаме) судах Steinhoff подписал мировое соглашение с акционерами (Визе и тысячи других) и кредиторами.

Компенсация Визе в размере $500 млн была в форме наличных денег и 5% публичной компании Pepkor Holdings (51% компании принадлежит Steinhoff International). По словам Визе, он согласился на меньшую компенсацию, чем требовал сначала, частично из-за очень затянутых переговоров. Steinhoff финансировал компенсации истцам акциями Pepkor и наличными по распродаже активов.

Визе никогда не угрожала потеря всех его состояний. Кроме доли в Steinhoff, ему принадлежат более 10% публичной сети супермаркетов Shoprite Holdings, крупнейшего африканского ритейлера.

Компания показала $10,7 млрд доходов за последний фискальный год, в ней работает 145 000 сотрудников, а на юге Африки открыто около 3000 магазинов. После ужаса со Steinhoff Визе распродал сотни миллионов акций сети, уменьшив свою 18-процентную долю в Shoprite в 2017-м.

Другие активы Визе включают фирму индустриальных инвестиций Invicta Holdings, акции которой торгуются на Йоханнесбургской фондовой бирже и которая инвестирует в Китай, Сингапур, Великобританию и малый бизнес в США.

Через Tradehold Ltd. он владеет промышленными компаниями в Южной Африке и коммерческой недвижимостью в Великобритании.

А с помощью люксембургской фирмы Brait PLC Визе держит доли в клубах здоровья Virgin Active и двух южноафриканских фирмах – модный лейбл и бизнес потребительских товаров.

«Кристо всю жизнь рискует, – рассказал аналитик недвижимости в Йоханнесбурге. – Африка – не место для слабонервных». Визе, называющий себя неисправимым оптимистом, соглашается: «Я в бизнесе 55 лет. Я просто смирился с тем фактом, что на свете всегда все непросто».

Не для наемного труда

Он начинал с работы на дискаунтере PEP, который принадлежал мужу его двоюродной сестры в 1970-м, но за четыре года осознал, что работать на кого-то – это не для него. Дальше была покупка, управление, а впоследствии и продажа бриллиантовой шахты.

После этого Визе вернулся к супруге двоюродной сестры и предложил выкупить его долю у PEP, который уже разросся и добавил сеть магазинов Shoprite. Тот согласился.

Визе сосредоточился на низких ценах и обслуживании покупателей всех рас – и это во времена апартеида. В 1986-м Визе разделил Shoprite и PEP (теперь Pepkor) на две публичные компании, сохранив контроль над обеими. По его словам, в 2014-м он руководил двумя крупнейшими компаниями в ЮАР, поэтому внутри страны ему дальше некуда было расти из-за антимонопольного контроля.

В это время он обратился к компании Steinhoff, которая вела дела в Европе и Южной Африке. «Я пришел к выводу, что у этой компании хорошие балансовые книги, крепкий поток наличных денег, опытное руководство и международные операции», – вспоминает он. Но что-то пошло не так.

Сейчас ему 81, и он не планирует уходить на пенсию. «Я чуть не умер от ковида в 2021 году, поэтому я понял, что не буду жить вечно. Но проблема в том, что я не играю в гольф или что-то в этом роде. Для меня бизнес – это удовольствие».

Но он точно не хочет, чтобы Steinhoff была последней главой в его книге жизни.

«Я не собирался дать этой потрясающей катастрофе испортить мне жизнь, – рассказывает Визе. – Мне есть за что быть благодарным. Я люблю свою страну, у меня отличная семья, прекрасные друзья. Я просто решил идти дальше».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд