Годами Келвин Ло рассказывает Forbes, что он сверхуспешный финансист, миллиардер и филантроп, у которого есть уникальная коллекция шампанского, дома на трех континентах, автопарк суперкаров и инвестиции в пятизвездочный отель и «Формулу-1». Прекрасная история, вот только не слишком правдивая.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Более двух лет Келвин Ло пытается пробиться в список самых богатых людей по версии Forbes. С 2020-го по меньшей мере семь человек более 20 раз обращались к 11 разным репортерам Forbes, чтобы рассказать о его так называемых достижениях.
Как только они не называли Ло: «самый неприметный миллиардер-филантроп», «самый таинственный и неуловимый миллиардер-инвестор в мире». Они прислали более десятка документов, некоторые с грифом «конфиденциально», которые якобы доказывали репутацию и состояние Ло.
- Категория
- Мир
- Дата
Редакция Forbes не слишком серьезно восприняла еще одного желающего с помощью лжи попасть в список миллиардеров, ведь таких ежегодно на удивление много.
Но этот питчинг в пользу Ло не прекращался. BBC, CNBC, Daily Express, Daily Mirror, Financial Times, Independent, Nikkei Asia, Reuters и South China Morning Post писали истории, в которых называли Ло миллиардером и освещали его мнение обо всем: от шампанского до крипт.
Forbes Middle East также выпустил историю, где назвал его миллиардером, но позже выяснилось, что это была оплаченная рекламная статья по заказу и ее уже убрали с сайта. А публицист Ло даже рассылал электронные письма, в которых утверждал, что тот входил в список миллиардеров по версии Forbes.
Мы четко и ясно заявляем, что Келвин Ло никогда не был в нашем списке самых богатых людей мира. Дальше вы узнаете почему.
Красивая сказка
Forbes побеседовал с по меньшей мере 40 людьми в шести странах и перерыл сотни страниц документов, чтобы отделить факты от сказки.
Нам предоставили такой послужной список Ло:
- гендиректор и владелец RE Lee International, «крупнейшего в мире брокера по страхованию жизни», на полисах заработавшего около $1 млрд;
- основатель RE Lee Capital, компании, управляющей активами на сумму от $8 млрд до $10 млрд – в зависимости от того, какой прессрелиз почитать;
- выпускник Гарварда, который в 2018-м заплатил $1,2 млрд через собственную инвестиционную компанию RE Lee Octagon за пятизвездочный отель Mandarin Oriental в Тайпее, Тайвань;
- основатель благотворительного фонда на $250 млн;
- крупнейший инвестор в шампанское и коллекционер этого напитка в Азии;
- один из первых в Азии владельцев частного самолета Gulfstream G650;
- инвестор в легендарную команду «Уильямс», участвующую в «Формуле-1».
Большинство этих заявлений нельзя подтвердить. Другие – откровенная ложь.
Мамочкин мазунчик
Эта гонконгская эпопея началась в Сиэтле, США. Там американский бизнесмен Роберт Эрл Ли основал компанию, которая позже станет RE Lee International. Ли начал работать в страховой индустрии в 1954-м, открывал и покупал страховые агентства на Западе США и Азии.
На одном из этапов Ли нанял некоторую Реджину Ли (не родственники), маму Ло, ставшую первой торговой представительницей компании в регионе. Именно Реджина играет ключевую роль в расширении фирмы, которая одной из первых в Азии начала продавать полисы страхования жизни супербогачам.
Ло, единственный ребенок Реджины и Фрэнсиса Ло, родился в Ванкувере, Канада. Первые девять лет жизни он провел в Гонконге, а затем вернулся в Канаду, где позже поступил в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио. В 1999-м он снова едет в Гонконг, чтобы работать с мамой в RE Lee International, в 2003-м получает повышение до руководящего менеджера, а наконец становится гендиректором.
В какой-то момент Реджина начала спонсировать роскошный образ жизни сына. Судья, занимавшийся разводом Ло с его женой Эмили в 2014-м, заметил, что до сих пор пара жила не в соответствии со своими заработками, а Ло ссужал у матери деньги.
Согласно судебным документам, Реджина дала сыну $308 000, которые он потратил на Lamborghini в 2004-м, и около $1,2 млн, которые пошли на ремонт и обустройство его квартиры в Сингапуре в 2005-м. Мама даже платила за его дорогой гардероб. По заключению судьи, к тому времени собственный капитал Ло составил примерно $3,6 млн.
Во время судебного процесса жена, ныне покойная (умерла от рака в 2020-м), обвинила Ло в том, что тот лгал об образовании, опыте работы и даже возрасте. В паспорте, который Ло показал судье, указано, что он родился в 1977-м, то есть ему 45. В одном из недавних заявлений пиарщиков Ло написано, что ему 46, а в отчете 2013 Jane Goodall Institute, в совет которой Ло определенное время входил, его год рождения уже 1971-й, то есть тогда ему 52.
Forbes нашел и другие несоответствия в биографии Ло. Нам удалось подтвердить его выпуск из Королевского колледжа в 1999-м, как он и говорил, но не его окончание Гарвардской школы бизнеса. В Гарварде сообщили, что у них нет данных о дипломе ГШБ на имя Келвина Ло. Его покойная жена (в суде) и бывший сотрудник утверждали, что он его подделал.
Во время встречи с Forbes в феврале Ло сказал, что работал на Sun Life Financial в Бостоне и JPMorgan в Нью-Йорке. JPMorgan подтвердила, что он недолго работал в их отделе инвестиционного банкинга в 2001–2002 годах. А вот у Sun Life, продающей полисы страхования жизни через фирму Ло, нет данных о его работе в них.
Неподтвержденные активы
В 2015 году Роберт Ли умер, и Реджина выкупила у его наследников ту часть страхового бизнеса, которая еще ей не принадлежала. Она перенесла штаб-квартиру RE Lee International из Сиэтла в Гонконг и, возможно, наконец передала все дело Ло.
Если говорить о доходах, которые Ло приписывает этой компании, ее бывший сотрудник высокого ранга рассказал, что в прошлом году она не могла заработать более $800 млн на продаже полисов. Forbes оценивает RE Lee International примерно в $60 млн.
В RE Lee Capital менеджеры активов подтвердили, что под их управлением даже нет активов на $8–10 млрд, как утверждают представители Ло.
Владение пятизвездочной гостиницей на Тайване не подтвердилось. Представитель компании Kai Tai Fung International, которой принадлежит Mandarin Oriental, рассказал Forbes, что у них был разговор о продаже с Ло в 2019-м, но сделку так и не закрыли.
На той же встрече с нами в феврале Ло сказал, что частично является владельцем команды «Уильмс», выступающей в «Формуле-1». Он якобы вложил $100 млн в Dorilton Capital, которой принадлежит команда. Ло «признался», что не может много говорить об этом из-за соглашения о неразглашении. А вот источник в команде Вильямс говорит, что никто не знает Ло, а человек близкий к Dorilton рассказал, что Ло никогда не был инвестором фирмы или команды.
Сначала Ло сообщил Forbes, что у него дома в шести городах – Гонконге, Сингапуре, Токио, Лондоне, Ванкувере и Лос-Анджелесе. Когда на него немного «нажали», уменьшил количество до пяти. Он предоставил адреса четырех объектов недвижимости в Гонконге и одного в Сингапуре. Но реестры недвижимости показали, что два из них принадлежат родителям Ло, а другие – посторонним.
Семью Ло можно назвать состоятельной: на его мать и отца зарегистрированы две квартиры в престижном районе Гонконга, офис в центре города и кондо в Ванкувере. Forbes оценивает состояние Ло и его родителей в менее $200 млн вместе взятыми.
Кому нужны крупные юридические фирмы
Странно то, что проживающий в Гонконге гражданин Канады нанял четыре тайские юридические фирмы для подтверждения своего состояния. (На вопрос об этом Ло сказал, что эти юристы уже имели доступ к его финансам из-за неразглашенного соглашения, которое он заключил в Таиланде.)
Две из этих фирм в марте 2020-го и 2021-го прислали письма Forbes, подтверждающие то, что у Ло есть миллиард долларов. Другие две этой весной заявили о его еще большем состоянии.
Мы отправили в эти фирмы двух репортеров, увидевших странную картину: их офисы никак не производят впечатление того, что у них среди клиентов миллиардеры. Одна контора работает в многоквартирном доме на несколько этажей в жилом квартале, вдали от бизнес-центра Бангкока. Вывеска фирмы обещает помощь с визами, разрешениями на работу и нотариальным заверением документов. Юрист, подписывавший письмо к Forbes, не мог упомянуть детали о финансовых документах Ло.
Все четыре фирмы признали, что они полагались исключительно на финансовые документы, предоставленные самим Ло. Ни одна не обращалась к аудиторам и не пыталась самостоятельно проверить данные, предоставляемые клиентом.
Две из этих контор, Pisut & Partners и Chun & Chun Law, позволили Forbes взглянуть на финансовые документы, в которых подробно расписывались состояние Ло и данные о благотворительном фонде CFL Initiative, Global. Никто из них не разрешил сделать копии.
Forbes пытался подтвердить данные через аудиторов, но не получилось. Директор британской Longmeade Consult, якобы проверившей финансовую документацию благотворительного фонда Ло, сказал, что не имел дел с Ло и никогда не слышал о фонде CFL Initiative, Global. Еще интереснее, когда мы связались с человеком, который указан как генеральный менеджер фонда, он сообщил, что тоже ничего не знает об этом фонде.
В документе, который юристы показали Forbes, указан регистрационный номер благотворительной организации и компании. Под указанным номером благотворительной организации зарегистрирована религиозная организация, не связанная с Ло. А номер компании недействителен. PwC Hong Kong, якобы составившая независимый аудиторский отчет об общих финансах Ло, заявила, что Ло не является ее клиентом.
Переходим к RE Lee Octagon, частной инвестиционной фирме Ло, через которую он владеет дорогими активами.
Не удалось даже подтвердить существование этой компании. Она не зарегистрирована ни на Британских Виргинских островах, ни на Каймановых островах, ни в Гонконге или Сингапуре. Все, что мы нашли, это сайт компании на одну страницу с электронным адресом. Еще в июле он работал, но сейчас уже нет.
Развлечения «миллиардера»
По словам одного из представителей Ло, у «миллиардера» есть коллекция шампанского стоимостью около $250 млн, что показалось крайне сомнительным.
«Все, что более $100 млн, вряд ли возможно. Я считаю такое маловероятным, – говорит Тим Триптри, международный директор по вину и алкоголю лондонского аукционного дома Christie's. Он добавил, что за 18 лет работы в Christie's ему не попадалась коллекция вина, которая стоила бы столько.
Ло также похвастался, что ему принадлежит Pagani Huayra BC и другие редкие суперкары. Мы нашли фото, на котором он находится рядом с Pagani Huayra BC. Его якобы снял неизвестный прохожий и отправил в гонконгский журнал Ming Pao Weekly.
Но мы нашли точно такое же фото, но без Ло. Его сделал Робин Адам для аукциона Sotheby's в 2017 году. Фотограф сказал Forbes, что фото «очевидно» подделали и использовали без разрешения. (Тогда авто купили анонимно за $2,4 млн.)
После того, как мы написали Ло и сообщили, что он не попадает в наш список миллиардеров 2023 года, а также попросили разъяснить ситуацию с фото, в апреле получили ответ советника Ло. Тот написал, что он «очень озабочен тем, что Forbes пренебрегает финансовыми достижениями мистера Ло», а наши вопросы о «фото авто мистера Ло не несут в себе никакой цели, кроме как удовлетворить собственный интерес».
В этом же письме он заявил, что наши «поверхностные вопросы бросают сомнение на подлинность [нашего] рейтинга и журнала». Этот советник даже пригрозил поговорить с «главой Integrated Whale, фондом, которому принадлежит Forbes», за ужином, который должен пройти в том месяце. Никакого ужина в апреле не было, но через несколько месяцев он все же говорил с Integrated Whale.
Уже через три недели после того письма к нам обратилась публицистка Ло и предложила нам интервью с бизнесменом о его амбициях относительно «Формулы-1». Еще через неделю от нее поступило предложение поговорить о «расширении его страхового бизнеса в Европе».
Но когда мы поделились результатами нашего расследования с Ло, он сказал, что участие в рейтинге его больше не интересует. «Мистер Ло не желает быть включен в рейтинг Forbes, – написал пиарщик Ло. – Более того, он ясно заявляет, что не хочет, чтобы Forbes о нем вообще писал».
Но мы, наконец, рассказали его историю, хоть и не ту, которую он хотел показать миру.
Желающие рейтингов
Ло не первый, кто обманывает Forbes в вопросе размера своего состояния. Выдающимися финансовыми сказочниками являются Дональд Трамп, бывший министр торговли США Уилбур Росс и звезда реалити-шоу и косметическая предпринимательница Кайли Дженнер.
Другие же из кожи тянутся, чтобы произвести хорошее впечатление. Десять лет назад принц Саудовской Аравии Аль-Валид ибн Талал прислал в редакцию Forbes кейс весом пять килограммов, в котором были поддельные журналы с ним на обложке, например Vanity Fair и два Time 100. Был даже номер Forbes, на обложке которого он был в образе а-ля Стив Джобс под заголовком «Самый сообразительный в мире бизнесмен». Все журналы были фальшивками.
Даже среди этих выдумщиков Ло отличается смелостью своих заявлений и тем, насколько далеко он готов зайти. Он не только нанимает пиар-фирмы и ряд юристов, чтобы поддерживать свою ложь, но и подделывает финансовые документы и фотографии. И хотя было достаточно людей, которые говорили нам, что имеют большее состояние, чем на самом деле, обычно им хватает здравого смысла не приписывать себе чужую собственность.
Немного понять причину такого хитросплетения выдумок можно понять, послушав самого Ло: «Если бы я искал того, кто предоставит мне [финансовые] услуги, я бы хотел, чтобы этот человек был успешен».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.