Украинское общество часто согревают тезисами о том, что у России вот-вот закончатся ракеты, танки или солдаты. На самом деле РФ все еще имеет колоссальные военные резервы, которых хватит на годы ведения войны. Враг ограничен только в возможности быстро и качественно их мобилизовать, поэтому Украине следует готовиться к многолетней войне с Россией. Forbes проанализировал, сколько сил осталось в армии РФ
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Солдаты
К началу вторжения армия РФ была достаточно компактной и насчитывала в общей сложности 900 000 военных. Что не так много. Например, армия США состоит из 1,4 млн военных, Китая – более 2 млн человек.
Но большинство из этих 900 000 – это поддержка, управление, авиационные и морские силы, не участвующие в боевых действиях.
До начала полномасштабного вторжения в Украину активный ресурс РФ составлял около 400 000 солдат: сухопутные войска, десантные подразделения и формирования морской пехоты.
За 2022 год, по данным Генштаба ВСУ, Россия потеряла убитыми 106 720 солдат. Потери ранеными обычно оцениваются как треть. То есть общие потери врага могут составлять около 400 000. Это говорит о том, что армия вторжения была потеряна врагом еще в первый год большой войны.
Однако Россия в 2022 году мобилизовала более 500 000 россиян, около 60 000 жителей оккупированной территории ОРДЛО и около 50 000 заключенных. Фактически численность российской армии после осенней «частичной мобилизации» только увеличилась.
Согласно данным лондонского Международного института стратегических исследований, мобилизационный ресурс РФ оценивается в 1,5–2 млн человек. Это те, у кого есть опыт службы за последние пять лет (оперативный резерв).
При условии, что потери врага будут на текущем уровне – около 30 000 убитыми в месяц, в 2025 году РФ исчерпает свой оперативный резерв. Общего мобилизационного резерва россиянам хватит по крайней мере до 2032 года.
При условии, что уровень потерь врага будет уменьшаться, Россия может не исчерпать свой мобилизационный резерв даже за десятилетие.
Также Россия расширяет границы призывного возраста, чтобы увеличить количество призывников, которые по окончании срочной службы станут пополнением оперативного резерва. В общей сложности призыв в РФ может увеличиться до 400 000 человек в год. При таких условиях мобилизационный резерв солдат в РФ практически безграничен.
Так что единственным реальным ограничением численности армии РФ являются нагрузка на бюджет, российскую экономику и готовность россиян идти на войну.
По расчетам Forbes, новая мобилизация 500 000 военных обойдется российскому бюджету в $7,5 млрд и дополнительные $3 млрд ежемесячно на их содержание. Что может оказаться значительным обременением для российского бюджета. Вероятно, именно это пока останавливало Кремль от новой массовой мобилизации.
Танки
Уровень потерь российских танков в 2022 году был самым поразительным. За первый год полномасштабной войны Россия потеряла почти все свои танковые армии и статус крупнейшего танкового войска.
В 2023 году темпы потерь российских танков снизились почти вдвое. Это связано с изменением тактики врага и сокращением их присутствия на поле боя.
За прошлый год из 3330 танков, находившихся на вооружении России на 24 февраля 2022 года, потерян 3031 танк, по данным Генштаба ВСУ.
Но на складах длительного хранения в России оставалось 15 500 танков. Это преимущественно старые советские Т-72, Т-62 и Т-55/54. Большинство из них нельзя восстановить.
«Милитарный», исследуя спутниковые снимки центральных баз хранения РФ, пришел к выводу, что только 2075 танков из 5678 имеющихся на складах были боеспособными. Следовательно, Россия, скорее всего, может мобилизовать лишь около трети общего количества своих запасов.
Также мобилизационные ресурсы ограничены производственными мощностями. По данным The Economist, в 2022 году Россия восстанавливала из своих резервов примерно 45 танков в месяц. А в 2023 году планировала увеличить это количество до 110 танков в месяц.
По данным Bild, РФ также производит около 50 новых танков ежемесячно (в основном Т-90 и Т-80).
При условии, что такие тенденции сохранятся и уровень потерь российских танков будет на уровне 2023 года, российская армия будет обеспечена танками по крайней мере до конца 2026 года.
В случае, если потери танков будут менее 150 в месяц, они закончатся у врага только в 2028 году.
Поэтому вопрос, когда Россия исчерпает свой танковый ресурс, прежде всего зависит от темпов потерь. Если брать за основу уровень текущих потерь, то российских танков хватит еще на три года большой войны.
Артиллерия
Артиллерийские системы для россиян являются важнейшим средством ведения боя. Российская военная доктрина опирается именно на огневую мощность артиллерии как основного средства подготовки наступления или сдерживания противника в обороне.
В начале вторжения Россия имела на вооружении 3080 артиллерийских систем и 1100 реактивных систем залпового огня. Но с поставкой высокоточных систем для ВСУ российская артиллерия стала основной мишенью для HIMARS, Excalibur и других дальнобойных средств.
ВСУ уничтожили более 5100 артиллерийских систем и 480 РСЗО врага. Поэтому Россия должна мобилизовать из резервов не менее 250 артиллерийских систем в месяц, чтобы компенсировать свои потери.
На складах хранения РФ в начале вторжения находилось 13 985 артиллерийских систем и 2700 РСЗО. Не все из них пригодны для восстановления.
Последние месяцы охота ВСУ на артсистемы РФ активизировалась. В настоящее время украинская артиллерия уничтожает более 400 систем врага в месяц. При таких темпах Россия может упустить возможность поддерживать количество артиллерии на фронте уже в сентябре 2024 года.
Если темпы потерь снизятся, например, из-за уменьшения поставок ВСУ боеприпасов Западом, российская артиллерия сможет сохранить свой ресурс до 2026–2028 годов.
Поскольку Россия не производит серийно новые артиллерийские системы, это звено выглядит самым уязвимым в долгосрочной перспективе.
К тому же артиллерия нуждается в большом количестве боеприпасов. До вторжения Россия производила всего около 1,5 млн артиллерийских снарядов в год. Чего хватит РФ всего на один-два месяца активных боев. По данным российского издания «Новая Газета», на складах у врага было около 15 млн снарядов.
Темпы российского использования боеприпасов оцениваются от 15 000 до 30 000 снарядов в день. При таких темпах и при условии, что РФ не смогла существенно увеличить объем производства боеприпасов, настоящий «снарядный голод» у россиян может начаться уже в октябре-ноябре этого года.
О том, что запасы снарядов заканчиваются, указывает и то, что Минобороны РФ вынуждено просить об их поставках у Северной Кореи. Первые подобные боеприпасы уже замечены в боевых действиях в Украине.
Бронетехника
Несмотря на безумные потери БМП и БТРов, российская армия все еще достаточно механизирована и очевидно способна достаточно долго снабжать свои войска бронированной техникой.
В начале вторжения у России было на вооружении 16 650 единиц различной бронетехники. И сейчас она потеряла только половину этого количества. При этом в запасах РФ есть еще 15 500 единиц. Преимущественно старых МТ-ЛБ, БМП-1, БТР-70 и т.д.
В целом российская армия будет снабжена бронетехникой по крайней мере до 2028 года. И это звено выглядит самым сильным.
Большие потери в войне заставляют Россию извлекать из складов хранения более старую и менее современную технику. Производственные способности российского ОПК также ограничены. Но при этом Россия способна поддерживать свою агрессию годами, а не месяцами, поэтому на окончание войны в 2024 бесполезно надеяться. К тому же, у РФ все еще есть много резервов, которых не хватает Украине.
Не стоит ждать, что Россия в краткосрочной перспективе потеряет свои ресурсы. Война на истощение может продолжаться долго. И, несмотря на проблемы российской экономики, вряд ли нехватка ресурсов станет главной причиной военного поражения РФ.
Единственная реальная угроза для российского командования сейчас – потеря преимущества в артиллерии. И здесь РФ действительно будет сложно без поддержки Северной Кореи, Ирана или Китая. Но говорить о том, что Россия останется без боеприпасов или артиллерийских систем в обозримой перспективе – слишком большой оптимизм.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.