Категория
Война
Дата

Стратегия победы. Как Украине одолеть Россию? Колонка экс-министра обороны Андрея Загороднюка и экс-советника Госдепа США Эллиота Коэна для Foreign Affairs

8 хв читання

Війна в Україні

Война в Украине. Фото — 24 ОМБР им. Короля Даниила

Бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк и экс-советник Государственного департамента США Эллиот Коэн написали для Foreign Affairs статью – как Украине одолеть Россию и какую ответственность и значение в достижении этой цели имеет западная коалиция. Спойлер: Москва – не непобедимая, но нужная четкая стратегия, а не точечные кампании по помощи и поддержке. Forbes Ukraine публикует перевод статьи.

США очень вовремя оказали помощь Украине. В конце апреля, перед голосованием Палатой представителей, а затем Сенатом, разрушенная войной Украина исчерпывала свои последние запасы боеприпасов и нормировала использование артиллерийских снарядов. В результате украинские войска начали отчасти терять позиции на фронте.

Помощь в $60 млрд от США, которую уже по частям получает Украина, поможет изменить ситуацию, предоставляя Киеву возможность остановить наступление России. К тому же американская помощь – еще и мощный психологический стимул. Дает украинцам уверенность, что самый важный партнер Украины их не покинет.

Но сам пакет помощи не может ответить на главный вопрос, стоящий перед Украиной: как выиграть войну против РФ. Как и помощь Европы и других стран. Поскольку они нужны для того, чтобы удержать Киев на плаву, пока идет война.

Украине необходима не только западная помощь, но и теория победы. Обсуждение которой некоторые партнеры старательно избегают.

Украине нужна стратегия победы над Россией

Планы США никогда не предусматривали долгосрочную поддержку Украины. Они всегда сосредотачивались на краткосрочных маневрах (например, долгожданное контрнаступление ВСУ в 2023 году), а не на жизнеспособных долгосрочных стратегиях или целях, включая потенциальную победу над Россией.

До конца 2023 г. официальные лица США воздерживались даже от публичного использования термина «победа». Америка в целом избегала декларировать свою цель помощи Украине как поражение России. Единственное настоящее долгосрочное заявление Вашингтона – поддерживать Украину «сколько будет нужно» – само по себе бессмысленно.

Украина четко определила свои цели: освобождение всей территории в пределах ее международно признанных границ; возвращение военнопленных, депортированных граждан, похищенных Россией детей; правосудие через преследование военных преступников и компенсацию и обеспечение долгосрочных мер безопасности.

Но Киев и его партнеры еще не пришли к общему мнению, как этого можно достичь. Никто, кажется, не придумал стратегии, как Киеву победить.

Пора это изменить

Запад должен четко заявить, что его целью является решающая победа Украины и поражение России. Для этого он должен взять на себя обязательство оказывать Киеву прямую военную помощь и поддерживать развивающуюся оборонную промышленность страны.

Тем временем ВСУ должны работать над продвижением на фронте, пока не смогут вытеснить армию РФ со всей оккупированной территории, включая Крым.

По мере продвижения Украины к этой цели гражданам РФ станет ясно, что они будут продолжать терять не только позиции в Украине, но и огромные человеческие и экономические ресурсы. А также перспективы процветания и стабильности России. В тот момент режим президента РФ Владимира Путина может столкнуться со значительным давлением как изнутри, так и извне, чтобы прекратить войну на выгодных для Украины условиях.

Деоккупировать Крым и нанести серьезный ущерб экономике и обществу России будет сложно. Но это более реалистичная стратегия, чем предложенная альтернатива – урегулирование конфликта путём переговоров, пока Путин является президентом РФ.

Путин никогда не соглашался уважать украинский суверенитет – и никогда не согласится. Риторика России о войне в Украине стала более аннигиляционистской, заручившись поддержкой Русской православной церкви и предполагая, что конфликт является чем-то вроде священной войны с экзистенциальными последствиями.

Любые переговоры при действующих обстоятельствах в лучшем случае оставили бы Украину искалеченной, разделенной и под угрозой дальнейшего вторжения России. В худшем – это вообще уничтожило бы страну.

Устойчивого и долгосрочного мира нельзя достичь в результате переговоров с агрессором с геноцидными намерениями. Украина и Запад должны либо победить, либо столкнуться с разрушительными последствиями.

Пока США и ЕС размышляют над тем, помочь Киеву избежать этой ужасной судьбы, официальные лица Америки должны помнить: если Запад пошатнется, Россия расширит свои захватнические намерения. Высшее военное руководство и разведка европейских стран бьют тревогу по поводу такой перспективы. Россия уже угрожает другим своим соседям, включая страны НАТО. Она может сделать этот шаг, если подчинит себе Украину.

Победа России в войне с Украиной также подогрела бы территориальные амбиции Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, поскольку подчеркнула бы пределы обязательств Запада по защите суверенитета своих партнеров. Отрицательный эффект ощутит весь мир.

Стратегия победы – время наступило

Полномасштабная война длится два с половиной года, а у Украины и ее партнеров нет стратегии победы, это серьезная проблема. Лидеры в Киеве, Вашингтоне и Брюсселе принимают ключевые решения постепенно и в конечном счете непоследовательно. Украина может добиться локальных успехов, но не полного разгрома врага.

Со своей стороны, западные партнеры Киева склонны думать только о следующем транше поставок помощи. Без стратегической картины будет трудно поддерживать моральный дух и волю к борьбе в Украине и за ее пределами.

Очертить стратегию победы сегодня гораздо труднее, чем это было бы в 2022 году, когда Россия начала свое полномасштабное вторжение. С тех пор Россия милитаризировала свою экономику, готовилась к продолжительной войне, сумела мобилизовать людей и нарастила большие запасы военного оборудования. Но несмотря на такие успехи, российская доктрина сухопутной войны все еще несовершенна. Сосредоточена на использовании небольших групп пехоты при поддержке нескольких единиц бронетехники для наступления на разные точки на линии фронта, которая простирается более чем на 1600 км.

Благодаря такой тактике, Россия получила некие территориальные достижения, но ценой утраты большого количества войск и орудия. Потери России на фронте (тысяча или более человек в день) примерно соответствуют привлечению в армию новых военных, имеющих гораздо более низкую квалификацию, чем в 2022 году.

Несмотря на огромные инвестиции, возможности Москвы не безграничны. Например, ежемесячно Россия теряет столько транспортных средств, сколько может выработать, и сжигает запасы старой бронированной техники бешеными темпами. И, что немаловажно, Россия сталкивается как с нехваткой рабочей силы, так и с нехваткой ресурсов. Последнее – частично благодаря сочетанию западных санкций, мер экспортного контроля и кампании атак Украины против нефтеперерабатывающей инфраструктуры РФ, ограничивающей ее возможности перерабатывать и продавать нефть.

Москва – не непобедимая сила. Небольшие успехи России стали возможны только благодаря ее преимуществу в огневой мощи, что произошло лишь в результате срыва западной помощи. Если Украина сможет нарастить точные удары дальнобойной артиллерии, то сможет изменить арифметику войны против России и навязать Москве неприемлемые темпы истощения. Впоследствии Россия не сможет быстро восстанавливать живую силу и технику. Экономика страны просто не справится с этой войной в условиях постоянных потерь.

Если Украина будет иметь достаточно запасов, то сможет сдержать российскую артиллерию. Благодаря усилению противовоздушной обороны (включая привлечение истребителей F-16 с ракетами «воздух-воздух» большой дальности) Украина сможет противодействовать российским атакам на критическую инфраструктуру, а также сможет выбивать российские военные объекты, дислоцированные вблизи фронта.

Чтобы победить, нужно перестать бояться

Украина уже идет навстречу этому вызову. Киев наращивает военные кадровые резервы, снижая призывной возраст и упраздняя освобождение от военной службы.

Это болезненный шаг, но необходимый. Запад во главе со США продолжает обучать украинских военных и предоставляет консультации, особенно для командиров. Запад должен продолжать поставлять Украине помощь, в частности, увидев, как ее задержки могут дать России преимущество на фронте. Это важно для успеха Киева.

Но есть еще один мощный вклад, который может внести Запад: прямое сотрудничество с оборонной промышленностью Украины. Сектор быстро вырос за последние два года. Индустрия дронов, например, прошла путь от производства нескольких беспилотников в 2022 году до производства десятков тысяч сегодня.

Такие успехи Украины не случайны: страна была центром аэрокосмической промышленности во времена Советского Союза. Есть много квалифицированных инженеров и предпринимательский дух. Но Украина нуждается в западных технологиях, компонентах, производственном оборудовании, финансировании поставщиков и партнерстве, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.

Если Запад сможет предоставить эти ресурсы, то производственные мощности Украины стремительно вырастут. Это укрепит успех страны на поле боя. С помощью Запада, например, Киев смог бы на порядок увеличить производство беспилотников и быстрее выводить их на поле боя. Совместная промышленная стратегия Запада и Украины так же важна, как и военная.

Если Запад сможет помочь украинской оборонной промышленности нарастить мощности, это подкосит позиции России. Тактика армии РФ не справится с длительной и широкомасштабной кампанией с использованием беспилотников. А авиаудары Украины, которые демонтируют российскую материально-техническую базу, усиливают давление на российскую экономику и военную инфраструктуру и уничтожают (а не нейтрализуют) Черноморский флот РФ, что повлечет за собой потрясение внутри РФ и, вероятно, поставит под угрозу режим Путина.

Москва – не непобедима

В настоящее время окружение Путина верит, что РФ сможет выиграть войну в Украине. Лишь сломав эту веру через поражения России, Украина и Запад могут подтолкнуть РФ к выводу войск из Украины или окончательному свержению режима Путина. В таких условиях он, скорее всего, сделает ставку на самосохранение. Если же по каким-то причинам он этого не сделает, другие могут сделать этот выбор за него.

В любом случае, Украина должна продолжать возвращать захваченные РФ территории. Другая возможность сухопутного наступления, когда Киев достигнет преимущества в воздухе с помощью кампании беспилотников, могла бы изолировать и освободить Крым.

Некоторые западные аналитики, опасаясь ядерной эскалации, опасаются такой украинской победы. Путин подпитывал такие опасения за последние два года, намекая, что может применить ядерное оружие. Особенно когда Запад рассматривал возможность предоставления Украине танков, ракет и истребителей.

Но все оставалось на словах, даже когда Запад переходил каждую из этих красных линий. В то же время Украина, ожидая решений о помощи от США и ЕС, несла потери. Летом 2022 года, пока партнеры обсуждали варианты поддержки Украины, Киев утратил критические возможности извлечь выгоду из первых успешных контратак.

Реальность такова, что российская ядерная атака спровоцирует столь жесткий ответ Запада, особенно со стороны США, что Путин вряд ли рискнет. Учитывая, что друзья Путина в Пекине против подобных ударов.

Общий страх Запада перед нестабильностью имеет реальные основания: решающее поражение РФ может означать конец путинизма, оставляя Россию в состоянии политической неопределенности. Но спасти преступный режим от краха не является задачей Запада.

Сегодня Россия – государство, которое совершает массовые убийства, пытки и изнасилования; проводит диверсии на территории НАТО и кампании по дезинформации и политическому вмешательству. Она декларирует враждебность к Западу не потому, что Запад поддерживает Украину, а потому, что он просто существует. Другими словами, режим Путина давно вышел из сообщества цивилизованных стран.

Единственный шанс России вернуться к нормальной жизни – это поражение, которое сокрушит имперские амбиции Путина и позволит стране трезво пересмотреть свой путь и, наконец, вновь присоединиться к обществу цивилизованных наций. Это не означает, что стратегия Запада должна быть открыто направлена на смену путинского режима. Но это означает, что Украине и ее партнерам не следует бояться самоуничтожения Путина и его аппарата контроля.

В этой войне Запад преобладает в РФ ресурсно, финансово и технологически. Если все это в достаточных объемах направить в Украину, в том числе в ее оборонную промышленность, Киев может выиграть. России просто не хватает военной мощи, чтобы победить Украину, которую поддерживает Запад.

Единственная надежда РФ – манипулировать интересами Запада. Поэтому правительствам стран НАТО давно пора прекратить попадать в ловушку Путина. А для победы Запада нужно перестать бояться России. Только так можно достичь безопасности для себя и Украины, которая стольким пожертвовала, защищая свою и мировую свободу.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине