«Резерв+» не подтянет данные, подтверждающие право на отсрочку от службы более чем для миллиона украинских мужчин-льготников. Пока что им придется обновлять данные физически в ТЦК. Как один реестр Минсоцполитики мог бы сэкономить им две недели жизни? Рассказывает Роман Ланский, соучредитель GovTech-компании Strimco
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В мае Минобороны запустило приложение «Резерв+» для обновления данных военнообязанных. За 10 дней работы им воспользовались более миллиона человек в Украине. Его разработали в рекордные сроки – еще в феврале оно было готово только наполовину. В сфере GovTech такую скорость можно смело назвать космической, а недостатки инструмента в большинстве своем следует списывать на отечественную GovTech-инфраструктуру, а не на разработчиков.
В частности, «Резерв+» не подтянет данные, подтверждающие право на отсрочку от службы для более миллиона украинских мужчин. Большинство из них будут высвечиваться в статусе «пригодный и на учете». Потому что реестру «Оберіг» неоткуда забрать данные удостоверений льготников. Так что этим мужчинам все равно придется обновлять данные физически в ТЦК.
Более миллиона мужчин с правом на отсрочку
Люди с инвалидностью I, II, III групп не подлежат всеобщей мобилизации в соответствии с новым законом №3633-IX от 11 апреля 2024 года. То же касается многодетных отцов с тремя или более детьми. Лиц с инвалидностью в Украине около 3 млн, согласно последним оценкам Минсоцполитики. Мужчин призывного возраста из них – около миллиона, посчитали «Тексты». Но даже если и меньше, также получают отсрочку от службы примерно 120 000 многодетных отцов и столько же ухаживающих за ребенком или взрослым с инвалидностью.
Почему «Резерв+» не подтягивает информацию об отсрочке льготников от мобилизации
«Резерв+» получает данные из реестра «Оберіг», где находится информация о призывниках, военнообязанных и резервистах. Реестр уже взаимодействует с другими государственными базами данных, и туда подтягивается информация, например, из Минобразования и пограничной службы. Только вот информация о статусе человека с инвалидностью или многодетного отца находится в другой системе – Единой информационной системе социальной сферы (ЕИССС). Ею заведует Минсоцполитики.
ЕИССС сейчас в мире украинских государственных реестров существует несколько отдельно, взаимодействуя с частью, но не со всеми государственными информационными системами. Соответственно этим категориям льготников, имеющих отсрочку от службы, придется идти в ТЦК, чтобы лично обновить информацию и подтверждать свой статус бумажными справками.
На обработку миллиона обращений ТЦК потратят около года, оценивали в Минобороны. Но обновляют данные пока не только льготники, но и все военнообязанные, так что это затянется на годы.
Как работает информационная система о льготниках сейчас
ЕИССС – система, которая должна централизовать все процессы в социальной сфере. В ее составе – Единый социальный реестр (с информацией о более чем 6 млн граждан – получателях разных видов соцподдержки), Реестр предоставителей и получателей социальных услуг, еще несколько реестров, подсистем, автоматизирующих назначение и выплату наиболее распространенных видов соцпомощи.
Постепенно ЕИССС поглощает различные старые реестры и базы данных Минсоцполитики, такие как: Централизованный банк данных по проблемам инвалидности (ЦБИ), реестр многодетных. Однако это отдельные решения, и данные по одному человеку часто дублируются в нескольких системах.
Объяснить проблему проще на примере. Представим человека с инвалидностью. Когда он ее получает, данные вносятся в ЦБИ. Параллельно, если лицу выдали пенсию, он появляется в реестре ПФУ как пенсионер по инвалидности. Если этот человек также обращается за субсидией, то он появляется и в Едином социальном реестре. То есть есть три разных профиля одного и того же человека в трех разных системах.
Все эти реестры и подсистемы пытаются синхронизировать в ЕИССС. В идеале, их полное взаимодействие между собой (интероперабельность данных на языке IT) позволило бы Минсоцполитики иметь полную информацию о каждом получателе социальной помощи от государства Украина в любой момент времени.
Вторая проблема с ЕИССС состоит в том, что реестры в ее составе часто неполные и «грязные». Под грязными подразумеваются вторичные данные, первичный источник которых – бумажная справка, а затем информация вводилась из нее в систему вручную. Но госслужащие часто ошибаются, путают или вообще не вносят информацию в электронный реестр.
Также бывают обратные случаи: согласно данным реестра, человек получает льготы, но по факту уже год как скончался.
Для того чтобы оценить масштабы проблемы неполных данных отдельных реестров, можно сравнить следующие цифры. Людей с инвалидностью в Украине проживает 3 млн, отмечала министр социальной политики Оксана Жолнович. При этом, работая с ЕИССС, аналитики Strimco подсчитали, что в ней находятся данные около 2 млн человек с инвалидностью. А в старом ЦБИ – около 2,3 млн.
В октябре 2023 года по заказу Минсоцполитики и при поддержке доноров наша команда начала работу над концепцией «єСтатус», идея которого – навести порядок в этих данных и оцифровать 32 различных видов удостоверений/справок. Условно говоря, чтобы в приложении «Дія» отображалась одна информация, что у человека есть определенный социальный статус, а не несколько удостоверений, и чтобы в Минсоце не было десятка реестров, дублирующих информацию об одном человеке.
Кроме того, в процессе анализа мы выявили более 230 различных видов льгот, предоставляемых в Украине, и предложили, как более универсально классифицировать льготников, свести к одному образцу процесс получения льгот.
Теперь «єСтатус» – базовый шаг, который позволил бы сделать данные из разных подреестров и систем ЕИССС сочетаемыми и пригодными к взаимодействию с такими системами, как «Оберіг».
6 июня Минсоцполитики наконец-то приняло концепцию «єСтатуса». Дальше доноры должны завершить закупку услуг по разработке. Теперь ЕИССС может заработать уже через три–четыре месяца. Тогда система разгрузит ТЦК с километровыми очередями, потому что они в большинстве своем занимаются обновлением данных вместо реальной мобилизации.
Бегают данные, а не люди – как должна работать система
Теоретически до старта «єСтатуса» «Резерв+» может частично взять информацию о льготниках из реестра Пенсионного фонда. По крайней мере, ранее в Минобороны утверждали, что он в процессе подключения. Но и здесь есть проблема.
Этот реестр содержит информацию исключительно о тех людях с инвалидностью, которые получают пенсию. А это не все категории. Также, по всей видимости, в этот реестр не входят многодетные отцы и опекуны. Поэтому обновление ЕИССС все равно нужно.
Во-вторых, в долгосрочной перспективе речь идет не столько об обновлении данных военнообязанных, сколько об удобных социальных услугах для граждан. Проблема со льготами в Украине состоит в том, что человек должен сам найти информацию о том, какой статус может получить, затем поискать перечень льгот, а затем разобраться с тем, каков порядок их оформления. И дальше ходить по кабинетам, подавая справку на справку. Функциональная ЕИССС, которая взаимодействует с реестрами других ведомств, позволит свести всю эту процедуру к нескольким кликам в приложении «Дія».
А пока эта система не работает, около 6 млн украинцев, имеющих право на разные льготы, должны бегать по кабинетам и носить справки в стране, которая давно уже доказала, что умеет цифровизировать взаимодействие с государством. И декларировала это как один из приоритетов реформ.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.