«Киевстар» потратил десятки миллионов гривен, чтобы создать из внутренних ІТ-подразделений новую компанию – Kyivstar.Tech. Это уже третий отдельный бизнес на его счету. Как самый большой в Украине телеком-игрок планирует зарабатывать «сотни миллионов» на IT-разработке
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
В декабре 2022-го «Киевстар», крупнейший из украинской «большой тройки» мобильных операторов, объявил о выходе на IT-рынок. Компания Kyivstar.Tech уже зарегистрирована в «Дія.City», однако полноценно запустится ближе к марту. К этому времени на новое юрлицо должны перевести айтишников из двух внутренних IT-отделов.
Самый большой и пока единственный клиент – сам «Киевстар», говорит CEO Kyivstar.Tech Андрей Жуковский. План-минимум – выйти на выручку в несколько сотен миллионов гривен по итогам 2023-го. Как компания планирует его реализовать?
Как появился Kyivstar.Tech
«Это построение бизнеса с нуля», – говорит о новом проекте Жуковский, бывший директор по информационным технологиям «Киевстара». Оcнова Kyivstar.Tech – внутренний IT-департамент Жуковского и трехлетнее «продуктовое» R&D-подразделение, которым руководил Михаил Нестор. В новом бизнесе он также будет занимать должность директора по продукту.
Реорганизация продлится до февраля–марта 2023, но де-юре, компания уже создана и получила статус резидента «Дія.City». Мотивация – в сниженных налоговых ставках и гиг-контрактах, аналогах ФЛП. Сам «Киевстар» может нанимать айтишников только в штат, платя стандартные 41,5% с каждой зарплаты. Разница – 6 243 грн налогов в «Дія.City» против обычных 30 500 грн за одного специалиста, зарабатывающего $2000 в месяц. Это позволит конкурировать за таланты с аутсорсерами, говорит Жуковский, а сэкономленные деньги реинвестировать в развитие бизнеса.
В команде Kyivstar.Tech 400 человек – средний размер по меркам украинского IT. Масштабного расширения пока не предполагается. План на 2023-й – нанять 60–80 человек, преимущественно недешевых специалистов миддл и синьор уровня. Есть ли смысл соперничать с многотысячными топовыми аутсорс-игроками вроде оцененного в $1,4 млрд SoftServe?
Самые успешные операторы в мире получают 15–20% дохода от несвязанных с телекомом сервисов, говорил Forbes Нестор в декабре 2021-го. В масштабах «Киевстар» звучит амбициозно. За девять месяцев 2022-го, несмотря на войну и потерю абонентов, выручка крупнейшего в стране мобильного оператора выросла на 8% – до 22,9 млрд грн. Kyivstar.Tech в настоящее время может обеспечить максимум на 1–2% этого пирога. Гипотетически – ни портфолио клиентов, ни списка услуг пока нет.
Инвестиции в новую IT-компанию – около 20 млн грн на отладку работы, R&D-систему, HR-модуль и т.д. Откатывать процессы будут в течение 2023-го, так что грандиозных финансовых планов у новоназначенных топ-менеджеров нет. «Конкретный бизнес-план на новые доходы – на стадии обработки, есть определенные ожидания», – не вдаваясь в детали, очерчивает Жуковский. «Ожидание» он оценивает в несколько миллионов гривен, но не детализирует, на чем будет зарабатывать компания. Зачем «Киевстару» эта игра в долгую?
Как повлияла война на бизнес «Киевстар»
Абонентская база: 24,4 млн на конец сентября 2022-го. С начала года оператор потерял 1,8 млн абонентов.
Выручка: 22,9 млрд грн за три квартала 2022-го, это на 8% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. EBITDA – 13,8 млрд грн, рост на 3,8%.
Потери от войны: компания не раскрывает сумму финансового ущерба, но речь идет о миллиардах, говорил в июньском интервью Forbes президент «Киевстар» Александр Комаров. Расходы на развитие и восстановление сети за девять месяцев 2022-го – 3,5 млрд грн. Львиная доля – тратится на восстановление связи на освобожденных территориях. По состоянию на январь 2023 года самая плохая ситуация зафиксирована в Херсоне – там российские оккупанты по предварительным оценкам уничтожили или серьезно повредили около 80% базовых станций.
IT-тренд в традиционных крупных компаниях
Зарабатывать не только на «трубе» – классических телеком-услугах – давняя идея президента «Киевстар» Александра Комарова. Отчасти ради нее в 2019-м оператор открыл R&D-отдел, создававший новые продукты типа сервиса таргетированных SMS-рассылок ADWISOR.
В 2022 году стратегия была несколько откорректирована – организовать бизнес так, чтобы он работал в условиях значительной неопределенности. «Для этого мы создаем группу компаний, каждая из которых должна быть самостоятельным и самодостаточным бизнесом», – говорит Комаров. Kyivstar.Tech – уже третий в группе.
Первый – Ukrainian Tower Company – появился летом 2021-го. Компания управляет так называемой пассивной телеком-инфраструктурой – башнями, башнями и т.д. Прошлогодняя выручка – 85,7 млн грн, свидетельствуют данные YouControl. Второй – медицинский стартап Helsi с запутанной историей и более 23 млн пользователей – «Киевстар» приобрел в августе 2022-го. Forbes оценил это соглашение в $10 млн.
Однако Комаров – не первый из топов крупных традиционных украинских компаний, кто пытается поиграть на поле IT. Ближайший конкурент Vodafone запустил дочернюю IT-компанию IT SmartFlex почти четыре года назад. Две сотни специалистов разрабатывают ПО и сервисы для материнского азербайджанского NEQSOL. Приносит ли это прибыль, в Vodafone не разглашают. «Компания работает на самоокупаемости», – говорит директор IT SmartFlex Николай Тракнов.
Впритык до начала большой войны аналогичный путь избрал крупнейший логистический оператор Украины «Новая Почта». «Это почти IT-компания, ведь она полностью автоматизирована», – говорит Андрей Чепига, директор «НП Диджитал». Она также обеспечивает внутреннюю цифровизацию бизнеса Вячеслава Климова и Владимира Поперешнюка.
Пока «Киевстар» – тоже крупнейший клиент Kyivstar.Tech. Она и дальше будет поддерживать IT-системы оператора, но уже как подрядчик. Однако амбиции Жуковского и Нестора идут дальше работы с материнской компанией и другими телеком-бизнесами ее владельца Veon.
Выбирать между сервисной и продуктовой моделью Kyivstar.Tech не будет. «Безусловно, наша цель – развиваться в сторону продукта», – говорит Жуковский. Но разработка на аутсорсе – быстрое и понятное решение. Так что проще соединить.
Список потенциальных заказчиков еще не определен. От МСБ до крупных компаний, от ритейлеров до технокомпаний, которым требуется автоматизация, указывает Жуковский. Однако поиск новых источников доходов – уже задел на 2024 год и далее.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.