Война и снижение доходов заставляют богатейших украинцев прощаться с дорогими игрушками. Но сделать это не так просто. Какими яхтами владеют топ-богачи и каковы их планы.
16 июня в марине средиземноморского острова Ибица была замечена 65-метровая яхта с надписью «Z» на борту. Она принадлежит Константину Жеваго, 48, мажоритарному владельцу горнодобывающей группы Ferrexpo, который в последние годы живет в Лондоне. В 2019-м Генпрокуратура объявила его в международный розыск по делу о растрате и легализации 2,5 млрд грн через его банк «Финансы и Кредит». С этого времени бизнесмен управляет железорудной империей дистанционно.
Владелец 65-метровой яхты и третий номер списка самых богатых Forbes на борту не замечен. Жеваго говорит, что маркировка его яхты буквой, являющейся неофициальным символом российского вторжения в Украину, не имеет никакого отношения к войне. «Название соответствует первой букве английской транслитерации фамилии семьи Жеваго (Zhevago)», – написал бизнесмен по запросу Forbes. Он не собирается менять название.
Компания Amels построила яхту «Z» по заказу Жеваго в 2014 году. Согласно информации на профильных сайтах, ее актуальная стоимость – около $70 млн. В 7 люкс-каютах может разместиться до 14 гостей. Интерьер оформлен британским дизайнерским домом Winch Design. Внешний дизайн роскошного судна – работа Tim Heywood Design. Среди удобств две вип-каюты, лифт, сауна, спа-салон, тренажерный зал. Максимальная скорость – 17 узлов.
По оценке Forbes, на 23 июня капитализация Ferrexpo составила $1,03 млрд, а доля Жеваго (50,3%) – $518 млн. До полномасштабной войны все его активы Forbes оценивал в $2,1 млрд, на конец июня – $1,1 млрд.
У Ferrexpo, оперирующей в Украине Полтавским ГОКом, проблемы с вывозом железорудных окатышей из-за блокировки Россией украинских портов. «Это означает для Ferrexpo потерю выручки, потенциальный ущерб и разрушение привычной модели ведения бизнеса», – говорит директор аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин.
Жеваго пока не собирается продавать яхту. «Решения о приобретении или отчуждении любых активов, в том числе яхты и других объектов недвижимости, принимаются в соответствии с условиями рыночной конъюнктуры», – написала пресс-служба предпринимателя. В настоящее время судно находится около французского Сан-Тропе.
Как правило, бизнесмены продают свои яхты по двум причинам, говорит Алекс Рудый, начальник отдела продаж испанской компании Sailme Charter, специализирующейся на аренде и продаже яхт. Первая – владелец не может обеспечить содержание, вторая – ищет что-то новое.
Содержать яхту, такую как «Z», стоит $7–8 млн в год. «Стандартно – 10–12% от стоимости в зависимости от базирования», – говорит Рудый. Но в результате санкций многие россияне вывели свои яхты в Азию, что снизило стоимость эксплуатации в Европе.
Выставить на продажу 85-метровую АСЕ («Туз») и 67-метровую Garcon («Мальчик») владельца агрохолдинга МХП Юрия Косюка, 54, вынудил долг в $80 млн перед собственной компанией.
До пандемии яхты Косюка были одними из самых частых посетителей Лазурного побережья, говорит Рудый. Косюк, по его словам, отличается от местных завсегдатаев умением создать роскошь вокруг себя. Наличие вспомогательной яхты к основному судну – редкость даже для самых богатых владельцев мегаяхт. За яхты Косюка хотели €119 млн и €24 млн соответственно. Garcon в январе 2021 года нашла нового владельца, имя которого не разглашается.
АСЕ – плавучая пятипалубная вилла с вертолетной площадкой, по состоянию на 24 июня отсутствует в продаже. Также не сообщалось о факте продажи яхты. В декабре 2021 года основатель МХП погасил долг перед компанией.
В МХП не комментируют дальнейшую судьбу АСЕ. «Мы уважаем личную жизнь Юрия Косюка и всех сотрудников МХП. Этот вопрос касается личных решений Юрия Косюка», – сказала спикер МХП Анастасия Зражевская. Судно находится во французской части Ривьеры.
В том же порту находится яхта Siren Виктора Пинчука, 61. Владелец EastOne претендует на звание самого скромного яхтсмена-миллиардера. Построенная в 2009 году компанией Palmer Johnson, 46-метровая яхта Пинчука сейчас продается за $13 млн. Это самая низкая стоимость среди известных яхт украинских предпринимателей. Его пресс-служба не комментирует информацию о яхте.
Уже после 24 февраля о своем желании продать яхты заявили Ринат Ахметов, 55, и владелец группы DCH Александр Ярославский, 62.
В компании SCM, управляющей бизнес-активами Ахметова, говорят, что он рассматривает возможность продать 145-метровую яхту еще до завершения строительства. Суперяхта проекта Luminance может войти в список десяти самых больших в мире. Строит ее с 2018-го известнейшая мировая верфь Lürssen. «Учитывая текущие обстоятельства, мы рассматриваем ее возможную продажу», – сказал NYT Джок Мендоза-Уилсон, директор по международным связям System Capital Management.
Для потенциальных покупателей это возможность не стоять в очереди, которая может растянуться на несколько лет, а для Ахметова – вернуть вложенные деньги. Собеседник NYT, работающий над проектом Luminance, рассказал, что лучшим для продажи яхты может быть время после окончания работ, поскольку потенциальный покупатель может получить новую яхту без лишних хлопот, связанных с заключением контрактов и ожиданием. Согласно оценке отраслевого издания Boat International, судно будет готово в следующем году.
Ярославский пообещал вырученные от продажи 60-метровой яхты Kaiser средства направить на программу восстановления разрушенного войной Харькова. Судно предлагают продать за €49,5 млн.
«Пообещать и продать – две большие разницы», – говорит Рудый. Процедура может длиться год и даже больше, поскольку соглашение требует кропотливой юридической проверки, чтобы исключить возможные риски, связанные с правом собственности. Особенно это актуально для предпринимателей с постсоветского пространства.
«Надо убедить покупателя, что яхта чистая и на нее не придет, например, через год арест от правительства Украины, за то, что она куплена за коррупционные деньги», – говорит Рудый.
Пока харьковский бизнесмен пребывает за границей, в Украине его ждет генпрокурор Ирина Венедиктова, которая хочет получить показания основателя финансово-промышленной группы DCH по делу смертельного ДТП с участием кортежа бизнесмена. По данным УП, ссылающейся на источники в правоохранительных органах, фамилия Ярославского фигурирует в досудебном расследовании полиции относительно возможного финансирования действий, направленных на смену границ территории или государственной границы, уклонение от уплаты налогов, а также махинаций с денежными средствами или имуществом.
Судно находится в Средиземном море недалеко от Монако.
Велики шансы потери своей мегаяхты – у экс-главы политсовета партии «ОПЗЖ» и кума Владимира Путина Виктора Медведчука. До войны Forbes оценивал состояние Медведчука в $620 млн, сейчас оно уменьшилось вдвое. 92-метровая яхта Royal Romance построена в 2015 году нидерландской компанией Feadship, тогда она стоила около $200 млн. Но после введенных против Медведчука и его окружения санкций в феврале 2021 года Forbes оценил ее вдвое дешевле. Медведчук владел яхтой через офшор на Маршалловых островах. «Это самая мажорная и современная яхта среди украинцев», – говорит Рудый.
Мегаяхта Медведчука под арестом в порту хорватского города Риека. Агентство по розыску и управлению активами (АРМА) ищет для нее покупателя.
По данным профильного издания Superyachtfan, одна из крупнейших яхт, доступных для бронирования в мировом чартерном флоте, принадлежит Игорю Коломойскому. 90-метровая суперяхта Lauren L построена в 2002 году на немецкой верфи Cassens-Werth как пассажирское судно на 100 гостей, которые могут разместиться в 42 каютах. Через два года круизный лайнер был перестроен на суперяхту для частного пользования.
В море она может вместить до 40 гостей в 20 каютах, а в доке принять на борт до 300 человек. Издание утверждает, что Коломойский ее купил в 2016 году за €65 млн, сейчас она ходит под флагом Каймановых островов как круизный лайнер. Lauren L сдается в чартер на сайте Yachtcharterfleet за €733 500 в неделю, с примечанием, что она недоступна для чартера резидентам США и в водах США. Последнее местонахождение – остров Palmarola недалеко от берегов Италии.
Также Коломойскому принадлежит яхта с патриотическим названием Trident («Тризуб»), свидетельствуют данные Superyachtfan. Построенная в 2009 году компанией Feadship, 65-метровая яхта стоит примерно $70 млн. Сдается в чартер от €500 000 в неделю.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.