Глобализируйся или умирай, но глобализируйся правильно. Партнер консалтинговой компании OLIVER WYMAN Адриан Сливоцкий дает практический гид, что действительно стоит внимания бизнесмена в мире, где почти все шатко и неуверенно
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Глобализация – самый мощный катализатор метаморфозы украинского бизнеса от крошечного стартапа до великана. Почему?
Глобализация – это экзамен. Каждый из нас, включая меня, верит, что его бизнес – супер.
Международная экспансия позволяет проверить этот тезис. Глобализация – это учитель, источник роста, это постоянный толчок искать творческие решения, это лучший конкурент и дисциплина. Это мощное магнетическое поле, меняющее и трансформирующее нас.
Глобализация позволяет создать массивную международную сеть, которая каждый месяц становится крепче. Чем больше сеть, тем больше высококачественных рабочих мест в Украине.
Глобализация – повод развить наши дипломатические умения и построить небывалый уникальный бренд.
Вызов глобализацией дает украинскому бизнесу возможность такой резкой трансформации, которую пережили ВСУ с 2014-го по 2022 год. Но за небольшим исключением: бизнес должен двигаться гораздо быстрее. Дедлайн устанавливаем не мы, а новая действительность, в которой мы живем. И вам придется пройти этот процесс в мире, перенасыщенном неуверенностью.
Эпоха неуверенности началась в 2022 году. Ни у кого из нас не было COVID-19 в наших прогнозах и бизнес-планах. Но пандемия – это лишь предупредительный выстрел эпохи неуверенности. Эта эпоха раздражительна, очень интересная, полна неожиданностей.
Начнем с Китая. Китай – это «хрупкий великан». Он хочет помочь России завоевать Украину (без негативных последствий), потому что Китай хочет завоевать Тайвань (без негативных последствий). Но он также хочет продавать свой товар в Америке и Европе.
Китай сидит в ловушке противоречивых, взаимно враждебных желаний. Испытывает крайне болезненную «дилемму мощных»: «Я мощный, но не могу сделать то, чего страстно хочу».
Эта колючая дилемма – удел всех сегодняшних «мощных». Америка, Индия, Европа, Россия. Никто не может осуществить свои намерения. Получается крайне запутанная картина.
Эта геополитическая неясность порождает целый ряд неуверенностей для компаний, действующих или тех, которые будут действовать, глобально.
Но под поверхностью этих процессов и застоев есть структурные изменения. Именно эти изменения решающие, потому что указывают, где возникают новые возможности для бизнеса.
1. Производство. Производители постепенно покидают Китай. Переносятся во Вьетнам, Индию, Бангладеш, Малайзию. Пока это поток. Но стоит следить внимательно, потому что поток может превратиться в наводнение. Профиль наших лучших шансов меняется.
2. Пирамида. Мир мечтает, что скоро станет зеленым. Действительность иная. В области спроса на энергию есть пирамида. База – демографический рост. Средняя прослойка – урбанизация. Жителям городов необходимо в разы больше энергии. Вершина пирамиды – безумный рост среднего класса. «Хочу устройства, хочу мяса, хочу машину, хочу путешествовать, хочу, хочу…» Счетчик потребления уже трещит.
Умножить эти переменные – и становится ясно. Спрос будет не стабилен, а резко динамичен. Этот постоянное давление будет действовать не менее 20 лет. Воздействие на геополитику и бизнес неотвратимо. Наиболее энергосберегательные победят.
3. Поворот к домашним рынкам. COVID-19 всех научил учитывать риски длинных цепей поставок. Знаем, что эти цепи можно сокращать. Новые технологии, радикальная автоматизация, трехмерная печать и многие другие факторы позволяют основное перемещение производительных сил. Тот, кто будет следить за ними орлиным глазом, найдет много новых возможностей по продаже и поставке услуг.
Это лишь три примера изменений в эпоху неуверенности. Они порождают одновременно и риск, и новые шансы. Новые шансы для тех, кто выработал для себя новую гибкую систему, как узнавать эти изменения и использовать их быстрее других.
Что нужно, чтобы победить в эпоху неуверенности
- Глубже понять и постоянно следить за геополитикой. Она даст больше изменений в следующие 10 лет, чем дала за последние 50 лет.
- Развитие сети разведчиков-скаутов, чтобы иметь прямой доступ к знаниям и чувствовать изменения на выбранных рынках.
- Развивать как можно скорее наши бизнес-сети для поиска новых сообщников и союзников. Представьте, как выглядели бы ВСУ без сообщников. Для украинского бизнеса обстоятельства такие же.
- Трансформировать каждый из бизнесов, чтобы добиться максимальной скорости и гибкости. В новом хозяйстве неуверенности без этого успех невозможен.
Пожалуй, самый важный момент – четко оформить и выразить личное стратегическое намерение своего бизнеса. Вот пример, который переслала мне генеральный директор среднего украинского бизнеса:
«За три года мы хотим, чтобы 70% выручки были международными. 70%. Мы хотим быть наиболее уважаемой компанией в нашей отрасли благодаря нашему качеству, технологиям, услугам и доверию (да, этика имеет значение).
Мы хотим, чтобы наши клиенты и покупатели были нашими лучшими союзниками по развитию нашего бизнеса. Мы хотим, чтобы наша сеть, украинская и неукраинская, была невероятно широкая и глубокая.
Если мы это сможем в обстоятельствах резких изменений и неуверенностей, будем повторно побеждать. И в то же время наше сообщество и наша страна станут намного сильнее, более жизнестойкими и творческими».
Умножить подобное руководство на тысячи украинских бизнесов – и можно уже увидеть, что произойдет. Метаморфоза компании, метаморфоза бизнеса и метаморфоза сообщества.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.