Геополитические изменения и развитие технологий вынуждают мировую торговлю трансформироваться. Bloomberg исследовал ситуацию в разных уголках мира и определил новые тренды. Forbes кратко пересказывает материал
Напряжение в отношениях между США и Китаем заставляет компании перестраивать цепи поставок. Переход от ископаемого топлива повышает спрос на материалы, необходимые для электрификации. Искусственный интеллект подталкивает людей овладевать новыми навыками, чтобы компьютеры не оставили их без работы.
Эти тренды уже влияют на мировую коммерцию, которую Всемирная торговая организация оценивает в $32 трлн в год.
Перегруженные местные транспортные каналы
Для демонстрации этого тренда Bloomberg выбрал мост Мировой торговли, соединяющий американский штат Техас с Мексикой. Он является частью так называемого порта Ларедо, пограничного инфраструктурного комплекса в одноименном городе, в который входит аэропорт, железнодорожный путь и четыре автомобильных моста. Через него авокадо, мебель и автомобили из Мексики попадают на север, а на юг из США – автозапчасти, кукуруза и бензин.
Сейчас проезд по мосту Мировой торговли в хороший день занимает 10 минут, хотя раз в неделю здесь можно застрять на три-четыре часа. По прогнозам техасского транспортного департамента, к 2050 году для пересечения этого моста в среднем понадобится почти девять часов.
Трафик становится все более оживленным в этом месте, потому что США пытаются все больше закупать товаров в Мексике в свете торговой войны с Китаем. По подсчетам экономистки Bloomberg, импорт США облагаемых пошлиной товаров из Китая упал на около $150 млрд. Мексика перекрывает этот пробел.
В техасском городе Ларедо с населением 250 000 застройщики возводят помещения на миллионы квадратных метров под склады и производственное пространство для обслуживания международной торговли, объемы которой здесь постоянно растут. Местные власти уже планируют расширить мост Мировой торговли до 10 полос и еще добавить путь на восемь полос рядом – на эти проекты уйдет минимум $40 млн.
В поисках операторов роботов
Трехлетняя компания Automotive Cells Co., или ACC, играет ключевую роль в попытке Европы сразиться с Китаем за рынок батарей для электромобилей. Ее поддерживают Mercedes-Benz Group AG и Stellantis NV.
На пилотном заводе в Нерсаке во Франции компания готовит надзирателей за работами, которые собирают батареи в изолированных помещениях.
ACC ежедневно нанимает двух-трех человек для работы на новом заводе, штат которого уже насчитывает 2000 сотрудников. После подготовки в Нерсаке новые работники поедут работать на нововозведенный так называемый гигазавод во французском Дуврене.
Американский протекционизм
В канадской провинции Онтарио с нетерпением ждали запуска нового завода по производству батарей в электромобили, который построили в рамках кампании по снижению зависимости от Китая. NextStar Energy, являющаяся общим детищем компаний Stellantis, которой принадлежат бренды Chrysler, Dodge и Jeep, и южнокорейской LG Energy Solution, пообещала создать 2500 рабочих мест.
И вот NextStar в мае приостановила возведение завода, заявив, что сможет получить лучшие льготы, если построит его в США.
Канадское правительство и власти провинции первоначально предлагали компании 1 млрд канадских долларов ($755 млн). Но под страхом потери такого выгодного проекта премьер Канады Джастин Трюдо предложил увеличение льготы до 15 млрд канадских долларов, на что NextStar великодушно согласилась.
По словам президента Ассоциации производителей автозапчастей Канады Флавио Вольпе, компании раньше устраивали и менее щедрые сделки, пока США не начали предлагать заоблачные льготы.
Дешево и не в Китае
До недавнего времени 3D-печать использовалась преимущественно для изготовления прототипов, а не массового производства. Соучредители компании Wazp Шейн Гассетт и Мариана Кобаль доказывают, что такие принтеры можно использовать для большого производства на заказ.
Wazp уже выполняет большие заказы для шведского ритейлера IKEA, которому ирландская компания изготавливает манекены голов и рук. Обычно компания выбирает заказы в дешевом Китае, но 3D-печать имеет свои преимущества, удешевляющие производство в Европе.
3D-печать не требует привлечения большого количества рабочей силы, отходов получается гораздо меньше, а производитель может быть ближе к клиентам. Это дает возможность уменьшить углеродные выбросы благодаря более короткому пути доставки. Это выгодный вариант для тех, кто ищет замену Китаю, считает Гассетт, который также добавляет, что 3D-печать на подъеме в США и Европе.
Гассет сообщил, что его компания вскоре достигнет доходности, чему способствует соглашение с производителем обуви Vivobarefoot.
Брекзит навредил не всем
После Брекзита британские университеты готовились к тому, что у них упадет количество иностранных студентов, потому что для европейцев возникнет больше препятствий для въезда во Великобританию. Поэтому правительство ослабило требования к предоставлению виз для студентов из остального мира. Так увеличился поток студентов из Африки, Азии и Среднего Востока.
По словам преподавателя экономики в Королевском колледже Лондона Джонатана Портса, эти новые студенты спасли британские вузы, дав экономике королевства 41,9 млрд фунтов стерлингов ($51,9 млрд) в 2021–2022 учебном году. Это на 34% больше, чем три года до этого.
Новые пути поставки газа
До полномасштабного вторжения России в Украину в средиземноморский порт Бриндиси заходили преимущественно круизные лайнеры и грузовые суда. Но теперь, когда ЕС решил максимально отказаться от российского газа, в этот итальянский порт заходит все больше танкеров со сжиженным газом.
ЕС помогает расширить Бриндиси, чтобы он мог принимать больше контейнеров со сжиженным газом. А новый газопровод под названием EastMed-Poseidon будет выходить из Израиля и идти к югу Европы. Итальянская газотранспортная компания Snam SpA планирует инвестировать €2,4 млрд ($2,7 млрд) в сеть газопроводов вдоль восточного побережья Италии.
Защитники природы и исторического наследия Италии озабочены тем, как новая газовая и портовая инфраструктура повлияют на морскую экосистему и красоту древнего римского поселения. А другие в восторге от увеличения важности города для международной торговли и рабочих мест в относительно бедной части страны.
Где геополитика не мешает бизнесу?
Марокканский порт Танжер – самый загруженный контейнерный порт Африки, ведь через него удобно отправлять африканские или китайские грузы в Европу. Даже попытки США и Европы снизить свое производство в Китае, а значит и транспортировку оттуда, не имели негативных последствий для страны. Просто теперь она выигрывает от увеличения спроса на китайские электромобили.
Европейские и американские компании также застроили сельскую северную часть Марокко промышленными объектами именно из-за удобного географического положения страны. Тысячи марокканцев уже работают на заводах Boeing, Renault и других автопроизводителей. А порт у древнего города Танжера расширяют, чтобы справиться с бумом электромобилей.
Китайское и марокканское правительства планируют превратить пастбища возле Танжера в дом для сотен китайских компаний, который будет называться Tanger Tech City.
Высокотехнологичные заводы – помеха спокойствию
Чтобы вернуть лидерство в полупроводниковой индустрии, Япония предлагает $14 млрд льгот для новых заводов и производственных линий микрочипов. Японское правительство заплатит половину стоимости нового завода TSMC в фермерском городке Кикуйо, а также ведет переговоры о помощи в финансировании еще одного завода неподалеку.
США этот тренд устраивает, ведь производство таких важных чипов в Японии более надежно и безопасно, чем на Тайване, который Китай считает своей территорией.
Жители городка Кикуйо отнюдь не в восторге от увеличения пробок из-за вновь прибывших для работы на заводе. TSMC сказала, что работает с местными властями для расширения дорог, а также поощряет своих сотрудников пользоваться общественным транспортом.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.