Категория
Деньги
Дата

«Любая цифра ВВП со знаком плюс – хорошая новость». Большое интервью главы НБУ Андрея Пышного. О состоянии экономики на четвертом году войны, новой программе МВФ и налоге для банков

18 хв читання

Голова НБУ Пишний про курс, ВВП, вплив обстрілів та кредитування /пресс-служба НБУ

Глава Нацбанка Андрей Пышный Фото пресс-служба НБУ

Как изменились экономика и банковский сектор за время полномасштабной войны? Чего ждать от новой программы с Международным валютным фондом? Как повышение налога для банков повлияет на предстоящую приватизацию Sense Bank и Укргазбанка и сектор в целом? И когда в Украине легализуют криптовалюты и появится новая разменная монета «шаг»? Об этом – в интервью главы Национального банка Андрея Пышного

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.

Андрей Пышный, 50, возглавляет Национальный банк чуть более трех лет. Очевидно, это самый сложный период в истории банковского сектора и страны в целом: полномасштабная война, блэкауты из-за обстрелов энергетической инфраструктуры Россией и высокая инфляция. «Часто думаю, что наши условия – это своеобразный идеальный полигон для тестирования монетарных, экономических и поведенческих моделей», – говорит Пышный, добавляя, что украинский опыт может составить готовый учебник для антикризисного реагирования.

Еще один уже привычный для военного времени вызов – поиск средств для покрытия дефицита бюджета, который в следующем году может составить более $18 млрд. Сейчас Пышный вместе с другими украинскими чиновниками находится в Вашингтоне на ежегодном собрании МВФ, одного из ключевых доноров Украины.

Новая программа финансирования – одна из ключевых тем переговоров, но основные дискуссии состоятся в начале ноября, уточняет Пышный. То есть, вероятно, уже после того, как Верховная Рада проработает проект госбюджета на 2026 год, а НБУ обновит макроэкономические прогнозы. Не исключено, что в отрицательную сторону, беря во внимание возобновление российских обстрелов энергетики.

Есть ли у украинской экономики ресурс на еще один год войны? Какой должна быть роль банков в ее поддержке? Почему Пышный решил переформатировать команду своих заместителей?

Интервью отредактировано и сокращено для понятности.

О состоянии экономики, инфляции и росте ВВП

Вы возглавили Нацбанк в октябре 2022 года. Сейчас, как и тогда, идет большая война, происходят масштабные обстрелы энергетики, все еще существует неопределенность с программой МВФ. Что изменилось?

Краткий ответ – уникальный и бесценный опыт. Мой первый рабочий день, 10 октября, начинался в бомбоубежище. Эти дни дали толчок к переосмыслению: мы начали задавать правильные вопросы. Как будем работать без электропитания или связи? Что будет, если спрос на наличные деньги или банковские услуги резко возрастет? Так родилась идея проекта Power Banking.

Мы неоднократно обосновывали способность контролировать инфляцию. В 2022-м она достигла почти 27%. Уже в следующем году мы вернулись к стойкому дезинфляционному тренду – около 5% в 2023 году. Затем последовал проинфляционный всплеск и разворот политики, но сегодня, как мы и прогнозировали, снова видим стабильное снижение инфляции уже четвертый месяц подряд.

Три года назад рынок внутренних облигаций фактически лежал в руинах, а отношения между Минфином и НБУ были напряженными. Уровень роловера составил 69%. Теперь у нас есть полноценный функционирующий рынок: в 2023-м уровень роловера вырос до 150%, в 2024-м – до 155%.

В 2022 году у нас не было полноценной программы с МВФ. Сегодня у нас есть восемь успешных пересмотров действующей программы. Можем с ровной спиной говорить с Фондом о новом сотрудничестве.

Так что разница между тогда и сейчас – это не только цифры, но и качество институциональной устойчивости и взаимодействия с партнерами, понимание механизмов и способность быстро реагировать.

Видите ли вы риск в том, что из-за обстрелов и истощения ресурсов украинская экономика может перейти к стагнации?

Не вижу оснований говорить о стагнации. Экономика постепенно восстанавливается: рост фиксируем на уровне 0,8% за первое полугодие, ожидаем 2% за год согласно июльскому прогнозу.

Банковская система ликвидна, прибыльна, капитализирована, кредитование бизнеса растет на 30% в год. Инвестиции в гривневые облигации и активное возобновление инвестиционного кредитования свидетельствуют о доверии экономике. Население проинвестировало почти 60 млрд грн в гривневые облигации – это в 4,6 раза больше, чем было до полномасштабной войны.

Но это не безграничный ресурс. Поэтому одна из стратегических задач НБУ – создать развитие рынков капитала, чтобы в страну «вошли» инвестиции, прежде всего частные, которые позволят перейти от выживания к устойчивому росту. Для этого нужны предпосылки – макрофинансовая стабильность, устойчивая банковская система, прогнозируемость политики Нацбанка, доверие к институтам и страхование военных рисков.

Посмотрите результаты. Реформирование, несмотря на полномасштабную войну, продолжается. Инфляция и ситуация на валютном рынке – контролируемы. Доверие к гривне сохраняется. Мы даже начали новый вид валютной либерализации – стимулирующую. НБУ является активным участником евроинтеграции и планирует до конца 2027-го имплементировать большинство актов права ЕС в финансовой сфере. Все это тоже ресурс для сохранения устойчивости.

Глава НБУ Пышный о курсе, ВВП, влиянии обстрелов и кредитования

Глава Нацбанка Андрей Пышный

Последний прогноз НБУ – 2% роста ВВП за год. В октябре ожидаем пересмотра прогноза. Есть ли основания ожидать пессимистическую оценку?

Пока война продолжается, риски потери людей, территорий и производственных мощностей остаются высокими. Усиление обстрелов энергосистемы россиянами – один из реализовавшихся рисков. Мы учтем это при пересмотре прогноза. В то же время в фокусе будут и другие факторы. В частности, несколько лучше урожаи, чем предполагалось в июле. Так что пока анонсировать конкретные параметры рано.

Означает ли текущая ситуация, что 2% роста в этом году будет положительной новостью для Украины?

Любая цифра со знаком плюс – это хорошая новость. Также надеюсь на положительную перспективу с инфляцией. Видим, что она будет оставаться близкой к нашему прогнозу. Данные за июль–сентябрь говорят, что в целом наши предположения о факторах снижения инфляции сбываются. Значительное влияние на результаты будет иметь урожай зерновых и масличных культур, а также ситуация в энергетике.

Допускает ли НБУ повышение учетной ставки. Это нежелательный сценарий сейчас?

Этот сценарий остается на столе. Мы продолжаем следить за развитием событий и реагировать на возможные риски, если они реализуются.

Приведение инфляции к цели 5% на горизонте политики – приоритет. Но мы учитываем необходимость сохранения баланса между понижением инфляции и поддержкой восстановления экономики. До сих пор нам удается удерживать этот баланс.

В одном из последних релизов НБУ говорилось об улучшении ситуации с дисбалансами на рынке труда. О чем идет речь, если дефицит рабочей силы считается одной из главных проблем бизнеса?

Количество новых резюме росло быстрее, чем количество вакансий. Это несколько подтормаживает темпы роста зарплат. Но я бы не говорил об ощутимом улучшении. Фактор войны остается определяющим. Россияне выпускают рекордное количество беспилотников по Украине. Поразившая меня цифра в одном из материалов в иностранной прессе: в июне–июле погибло 518 гражданских, наибольшее количество за три года войны. Это тот контекст, в котором сейчас существует Украина.

Вы часто используете метафору «турникет для остановки кровотечения», когда говорите об антикризисных мерах 2022-го, таких как фиксированный курс. Потому что и турникет и фиксированный курс важно не держать слишком долго. Прошло два года с тех пор, как НБУ ввел режим управляемой гибкости курса, тоже разновидность антикризисной меры. Не задержался ли он слишком долго?

Снять этот турникет было одной из моих задач в должности – и мы это сделали, перейдя к управляемой гибкости курса. Мы готовились к переходу и делали это с позиции силы. Сейчас нет такого понятия, как множественность курсов. Доля сделок на рынке без участия НБУ достигает 60% – рост за два года вдвое. На рынок вернулась сезонность, и что важно – ощущение валютного риска, являющегося одним из столпов адаптивности.

Часто слышу, что делая интервенции, НБУ не учитывает нынешнюю специфику Украины – большие объемы внешней помощи. Но интервенции и являются ее следствием. Если бы Министерство финансов сиюминутно выходило с продажей этой валюты на рынок, а затем эти объемы на определенный период исчезали, мы бы увидели огромный шок. Поэтому правительство продает валюту НБУ вне рынка, а наши интервенции выполняют посредническую функцию, позволяя равномерно распределить этот массив валюты.

Но фундаментально курс в Украине определяется именно изменением соотношения между спросом и предложением валюты на рынке. Это становится все более сильным фактором ценообразования. Благодаря управляемой гибкости курс становится поглотителем шоков и, что главное, не превратился в их генератор. Так что режим работает и точно себя не исчерпал.

Глава НБУ Пышный о курсе, ВВП, влиянии обстрелов, Revolut и кредитовании

Глава Нацбанка Андрей Пышный

Является ли угрозой для этого хроническая проблема дефицита текущего счета платежного баланса, который в ближайшие годы будет превышать $30 млрд?

НБУ признает эти риски для экономики. Однако нужно посмотреть «под капот» этого дефицита. Он сформирован за счет роста неэластичного импорта, т.е. неуязвимого к курсовым колебаниям. Речь идет об импорте вооружения, энергетических товарах. Импорт, связанный с машиностроением и энергетикой, вырос на треть только в 2025 году. В этом случае курсовая корректировка будет иметь ограниченный эффект.

Рассматривать вопросы внешних дисбалансов необходимо комплексно, ввиду фактора внешней финансовой поддержки как фундаментального для платежного баланса. Если воспринимать эти средства, учитывая их сущность как инвестиции в общую европейскую безопасность, то платежный баланс Украины будет даже профицитным. Я понимаю, что это неортодоксальная трактовка. Но это также часть нашего опыта и подробного анализа экстраординарных условий, в которых мы функционируем.

Часто думаю, что наши условия – своеобразный идеальный полигон для тестирования монетарных, экономических и поведенческих моделей, политики, решений. Готовый учебник. Эта специфика уникальна и заслуживает того, чтобы быть учтенной.

Что будет, если дефицит платежного баланса сохранится, а объемы пособий существенно снизятся?

Во-первых, загляните все-таки «под капот» дефицита. Он напрямую связан с беспрецедентным дефицитом государственного бюджета и войной.

Во-вторых, на 2026 год мы исходим из показателей проекта госбюджета – это $45,5 млрд внешней помощи. Это хорошая цифра. $18 млрд из них пока не идентифицированы по источникам, но мы видим активное обсуждение на уровне партнеров репарационного займа. Дискуссия структурирована, обладает достаточной политической энергией, которая формирует волю и очень осознана. Я верю в успех.

В-третьих, я вижу, как заряжена украинская команда – все понимают важность задачи и работают над ней. НБУ к этой работе тоже приобщается.

И последнее, иметь план Б и быть готовым его применить – это опыт, которому научила меня и мою команда война.

О дефиците бюджета, новой программе МВФ и репарационном кредите от ЕС

В этом году правительство уже во второй раз увеличивает бюджет для дополнительного финансирования армии. Вероятно, похожая ситуация будет и в следующем году. Уже сейчас оценка Министерством финансов дефицита бюджета в 2026 году – $18,1 млрд. Каковы источники покрытия?

Тот факт, что война может сгенерировать непредсказуемые объемы расходов, я понял еще в октябре 2022 года. Тогда в момент, когда мы сели за стол переговоров с МВФ, пришла новость о том, что в парламент внесен законопроект об увеличении расходов на оборону более чем на 350 млрд грн. Такие законопроекты были и в 2023-2024 годах. А в этом году даже дважды. Это обстоятельства войны – экзогенные факторы.

Что касается потребностей на следующий год, то у внутреннего долгового рынка будет определенный потенциал для наращивания заимствований. Экономика также работает – предпосылки создаются. Фискальная консолидация – это тоже не миф, это должно стать стратегией или, как минимум, моделью поведения.

Мы отказались от эмиссионного финансирования с начала 2023 года и придерживаемся этой стратегии. Здесь хочу поблагодарить коллег из Минфина за общее понимание. Присоединяемся к работе по увеличению международной поддержки и поступлениям в государственный бюджет. Банковская система генерирует сейчас треть всех уплаченных налогов в бюджет. В первом полугодии банки уплатили 96 млрд грн налога на прибыль, а государственные банки – еще и 36 млрд грн дивидендов.

Весомый вклад внес и НБУ – за три года полномасштабной войны в бюджет перечислена часть прибыли за 2022-2024 годы на сумму почти 195 млрд грн. В то же время мы постоянно подчеркиваем, что получение прибыли не является целью нашей деятельности.

Глава финансового комитета Даниил Гетманцев предложил снова удвоить налогообложение для банков. Какова позиция НБУ?

Поддержали внедрение экстраналога на прибыль банков в 2023 году как разовый исключительный шаг. Тогда это была сознательная позиция НБУ и банковского сообщества.

В прошлом году НБУ выступил против повышенного налогообложения банков, учитывая возврат банковского бизнеса к нормальности. Сейчас мы вообще считаем эту инициативу небезопасной. Она подрывает доверие к налоговой системе и будет иметь серьезные негативные последствия не только для банков.

Банковский сектор сегодня единственный ограничен в возможности распределять прибыль. Он использует ее для поддержки капитала. Банкам важно и выполнить новые требования в рамках интеграции с ЕС, и быть готовыми к новым вызовам и масштабным проектам восстановления. Для этого требуются значительные запасы капитала. Отбирая у банков прибыль, рискуем не только сорвать успешную приватизацию госбанков и столкнуться с необходимостью докапитализации отдельных госучреждений на средства налогоплательщиков, но и ограничиваем конкурентоспособность наших банков и их дальнейший вклад в восстановление.

Непропорциональная налоговая нагрузка – это путь в налоговый арбитраж и тенизацию одного из самых прозрачных секторов, уровень доверия к которому один из самых высоких в стране. Для банков в отличие от других секторов действует постоянная повышенная ставка налога на прибыль на уровне 25% вместо 18%. На практике они вообще уже дважды уплатили повышенный налог по ставке 50%, поэтому фактически обеспечивают треть уплаченных в бюджет налогов, или в 15 раз больше своей доли в ВВП. Это неприятный урок на будущее, что за прозрачность с тебя взимут более высокие налоги.

На этом фоне выглядит неоправданным ожидаемый фискальный эффект на уровне 30 млрд грн, что, кстати, по нашим расчетам завышено, учитывая, что 65% прибыли банковской системы приходится на государственные банки. Банки могут обеспечить в разы большие объемы финансирования бюджета на внутреннем долговом рынке без негативных последствий для экономики как от очередного введения повышенного налога. Важно, чтобы дискуссия о налогообложении банков проходила на экспертном, а не политическом уровне.

Глава НБУ Пышный о курсе, ВВП, влиянии обстрелов, Revolut и кредитовании

Глава НБУ Андрей Пышный, премьер-министр Юлия Свириденко, министр финансов Сергей Марченко на встрече с представителями МВФ

Нацбанк, правительство и МВФ обсуждают новую программу. Каковы ее параметры?

Сейчас продолжаются технические консультации. Основные дискуссии будут проходить в начале ноября. Одной из магистральных тем предстоящей программы будет детенизация. Это структурные реформы – налоговая и таможня. Думаю, будет дискуссия относительно налоговой системы.

Одно из направлений обсуждения – легализация виртуальных активов, которая должна внести вклад в государственный бюджет. Вероятно, нас ждет разговор о переосмыслении налоговой амнистии.

Новая программа также должна быть максимально адаптирована к евроинтеграционным потребностям. Это стратегический приоритет.

Вопросы платежного баланса и более широкий контекст – конкурентоспособность и внешняя устойчивость – также на столе. А правильнее сказать – в самом центре стола. Как и макрофинансовая стабильность, являющаяся для нас не только базовой задачей, но и фундаментальным условием устойчивости в войне и экономического восстановления.

Да, нам удалось обеспечить стабильность в партнерстве с МВФ, что является безусловной ценностью, но не является данностью. Ведь война продолжает генерировать новейшие вызовы и трансформировать имеющиеся. Это приводит к постоянному поиску оптимального баланса политик между всеми элементами этой головоломки, требует гибкости и глубокого понимания специфики – это и есть наша задача со звездочкой.

В этом поиске мы используем навигацию публичных стратегических политик, которые разработали совместно с МВФ, и всегда помним о ключевом мандате НБУ, которым является ценовая стабильность. И наверное, самое главное сообщение: принимая непростые решения, мы на фундаментальном уровне признаем ценность институциональной независимости и доверия к решениям Нацбанка.

Новый механизм финансирования, над которым работает ЕС – репарационный кредит. Reuters писало, что Украина может получить €130 млрд. Насколько это реальная перспектива?

То, что есть в печати, концептуально недалеко от реальных событий. Речь идет о применении финансового инжиниринга с использованием тела обездвиженных российских активов в качестве источников финансирования.

Это заем, который Украина получит через механизм использования иммобилизованных российских активов и возврат которого привязан к выплате Россией репарации. У нас уже работает несколько похожий в этом компоненте механизм – ERA Loans.

В настоящее время продолжаются политические консультации и технические обсуждения условий и механизма реализации этой инициативы.

Глава НБУ Пышный о курсе, ВВП, влиянии обстрелов, Revolut и кредитовании

Глава Нацбанка Андрей Пышный

О состоянии банковского сектора, приватизации Укргазбанка и Sense Bank и выходе иностранных банков из РФ

В каком состоянии сейчас банковский сектор? Испытывает ли он на себе всеобщее замедление экономики?

Рентабельность капитала банков по итогам прошлого года действительно несколько снизилась, но это нормально. Главное, что в условиях войны банковская система не только сохраняет устойчивость, но и увеличивает кредитную поддержку экономики. Кредитование растет более двух лет подряд темпами, как до полномасштабного вторжения, и становится ключевым фактором роста активов и поддержания доходности, в то время как вложения в депозитные сертификаты сокращаются.

Несмотря на существенные военные риски и очередные налоговые инициативы, аппетит банков к кредитованию сохраняется, и они постепенно возвращаются в довоенную структуру баланса. Предлагают приемлемые условия по кредитам, поэтому доля субсидированных ссуд в рамках государственных программ поддержки стремительно сокращается. Ожидаемый рост чистого гривневого кредитования в следующем году – на уровне текущих показателей, или более 30%.

По результатам оценки устойчивости этого года мы убедились, что банковский сектор достаточно устойчив и капитализирован. Напомним, что в этом году эта оценка впервые после начала полномасштабного вторжения осуществлялась по стандартной процедуре – с привлечением внешних аудиторов к оценке качества активов и применением неблагоприятного сценария для стресс-тестирования. В итоге только девять банков должны принять меры по усилению устойчивости к возможным кризисам, а их доля в активах сектора не превышает 18%.

Требования к банкам усиливаются, ведь идет пошаговая имплементация норм ЕС. Банки успешно перешли на новую структуру капитала и обеспечили выполнение нового требования по коэффициенту левериджа. Эквивалентность регулирования банковского сектора в Украине нормам ЕС по оценкам PWC находится на уровне 77%. Далее – получение от Европейской комиссии официального статуса эквивалентности. Но для выполнения всех требований банкам необходимо капитализировать свою прибыль, поэтому мы снова возвращаемся к важности прогнозируемого и справедливого налогообложения.

По результатам полугодия заметно возросли административные расходы по системе. Существует гипотеза, что таким образом банки в какой-то степени хеджируются от возможного повышения налога на прибыль. Исследовали ли вы эту тему?

Действительно, мы фиксируем рост издержек. С одной стороны, банки и далее несут значительное финансовое и операционное бремя войны. В этом году они подверглись значительным разрушениям от ракетных и дроновых атак. С другой стороны, оживляют активность и конкурируют, в частности, на рынке труда, а это влечет более высокие административные расходы.

Мы постоянно следим за ситуацией – это пока не критичные цифры.

Правительство начало процесс приватизации Sense Bank и Укргазбанка. Не потеряли ли эти банки время (особенно Sense), чтобы быть проданными на выгодных условиях?

Пока нет такого ощущения. У правительства есть хорошие шансы провести эффективную приватизацию и найти стратегического инвестора для этих банков. Даже в условиях войны они остаются операционно устойчивыми и далее генерируют прибыль, поэтому их продажи потенциально возможны даже до завершения военного положения. Однако для любого инвестора важна среда ведения бизнеса, в том числе предполагаемая налоговая среда.

Нам нужно прекратить бежать в разные стороны одновременно и иметь обеспокоенный вид: если вопрос приватизации государственных банков приоритетен; если финансовый сектор должен наращивать, а не сокращать состоятельность; если привлечение частных инвестиций – это приоритет, то мы должны быть прогнозируемыми, прозрачными и последовательными в своих решениях. Понятными.

В прошлом году НБУ ввел новый критерий небезупречной деловой репутации для банков – работа материнской компании в РФ. Сейчас банки должны предоставить планы по выходу из российского рынка. Насколько Нацбанк удовлетворен их качеством?

У НБУ есть вопросы к динамике процессов выхода и планам некоторых банков. Но пока нет необходимости драматизировать ситуацию – происходит процесс сбора и уточнения данных. Там, где он, по нашему убеждению, не соответствует сути, мы обязательно отреагируем.

Сейчас 10 из 11 иностранных банков, присутствующих в Украине, уже подали в НБУ соответствующие ходатайства и дополнительные документы (планы сворачивания деятельности в РФ, информацию о действиях, совершенных в последние годы для уменьшения своего присутствия на рынке государства-агрессора). Эти документы находятся на рассмотрении в НБУ и являются предметом соответствующих коммуникаций.

В отношении одного из материнских банков, еще не подавшего ходатайства, инициировано проведение консультаций с НБУ с целью обсуждения подготовки документов. Ситуация контролируема.

Если владелец банка не будет соответствовать критерию безупречной деловой репутации, регулятор вправе применить соответствующие меры реагирования. Но это крайний шаг. Прежде всего, ожидаем, что материнские структуры продемонстрируют реальные намерения покинуть российский рынок. Соответствующие планы должны содержать реалистичные шаги по выходу или сворачиванию бизнеса на этом рынке в течение следующих нескольких лет. В течение нескольких месяцев НБУ планирует осуществить комплексную оценку поданных всеми международными финансовыми группами документов и принять взвешенное решение по каждому банку.

Британская финтех-компания Revolut в феврале объявила о выходе на украинский рынок. НБУ призвал компанию получить украинскую лицензию На какой стадии переговоры сейчас?

Между командами идет обмен данными и регуляторный диалог. У меня не было встреч с руководством Revolut и пока не планируется.

Крупнейший финтех мира выразил желание прийти в Украину и почти год не может найти общий язык с регулятором. Не считаете ли вы это ударом по инвестиционной привлекательности страны?

Наша официальная позиция остается неизменной: любая компания, которая намерена оказывать услуги резидентам Украины, должна пройти процедуру авторизации в соответствии с требованиями украинского законодательства. Инвестиционная привлекательность страны определяется, в частности, четкими правовыми нормами и регуляциями, которые должны уважать все участники рынка.

Отмечу, что Revolut абсолютно принимает позицию Национального банка по этому вопросу. Они признали: lesson learned. Есть общее понимание того, что, работая в рамках украинского правового поля, любой участник рынка должен пройти все необходимые лицензионные процедуры, получить лицензионные одобрения и соблюдать законодательство о защите прав потребителей и рекламе.

Revolut в Украине /предоставлено пресс-службой Revolut

Основатели Revolut Николай Сторонский и Влад Яценко. Фото предоставлено пресс-службой Revolut

Об эволюции дропов, законопроекте о шагах и легализации криптовалют

По данным издания «Экономическая правда»,дропы начали использовать счета ФЛП для обхода ограничений. Фиксирует ли НБУ такую ​​трансформацию и насколько это распространено?

Вопросы дропов необходимо решать комплексно. Надеюсь, что в ближайшие недели в Верховную Раду Украины поступит закон о реестре усиленного мониторинга дропов. Это станет еще одним фрагментом борьбы с этим явлением.

Действительно, фиксируем эволюцию этого явления: дропы используют ФЛП в своей деятельности. Нацбанк обратился в Министерство цифровой трансформации с предложениями в том числе и к внесению изменений в процесс закрытия ФЛП. Теперь это делается автоматически. Предлагаем, чтобы перед закрытием ФЛП была возможность проанализировать их деятельность. В частности, будет предусматриваться проведение проверки информации об обороте средств ФЛП и полноте уплаты налогов ФЛП в бюджет контролирующими органами и только после таких действий – регистрация прекращения предпринимательской деятельности физлица.

Дропы могут использоваться не только в финансовых махинациях, но и в торговле оружием, наркотрафике, террористической деятельности. А человек, продающий свою карточку или ФЛП, может быть признан соучастником. Важно это объяснять, потому что информационная кампания – часть борьбы с этим явлением.

Какова статистика по дропам, которые используют ФОПы?

Относительно дропов мы наблюдаем постоянную динамику за последние полгода, текущие показатели не выходят за пределы средних значений предыдущих периодов. Поэтому оснований говорить о тренде роста или существенной активизации нет. Впрочем, не видим и уменьшения объемов проблемы, количество карт дропов, оказываемых системой, остается на достаточно стабильном уровне.

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменении названия разменной монеты Украины с «копейки» на «шаг». Каковы ваши ожидания? И каков порядок действий далее?

Ожидаю, что депутаты поддерживают законопроект. Документ подписало все руководство парламента, в общей сложности присоединилось около 70 депутатов. Благодарен за это спикеру и каждому депутату, поддержавшему законопроект своей подписью.

Думаю, в парламенте будут продолжаться дискуссии: кто-то может иронизировать по этому вопросу, могут быть политические манипуляции. Мы к этому готовы. Но факт в том, что копейка остается мелкой монетой только в России, Беларуси и Украине. Никакая другая республика бывшего Советского Союза не оставляла в своем денежном обращении такого упоминания о российском следе.

Отказ от копейки не требует дополнительных затрат. И после принятия закона принудительного изъятия копеек не будет, шаги будут чеканиться в рамках стандартного планового выпуска для поддержания надлежащего денежного обращения. Ежегодно НБУ чеканит около 20 млн монет номиналом 50 копеек, поскольку на них существует определенный спрос со стороны торговой сети. Надеюсь, в следующем году или уже даже в этом, мы будем чеканить шаги.

Когда еще может быть «правильное время» для таких изменений? Сейчас – самый лучший момент.

Рада должна рассмотреть во втором чтении законопроект о виртуальных активах. Какая дискуссия происходит сейчас?

Мы предоставили свои поправки ко второму чтению. Есть ряд вещей, которые для нас принципиальны: без них законопроект будет нести реальную опасность.

Наша позиция – виртуальные активы не могут являться платежным средством. Никаких трансферов или платежей в виртуальных активах. Использование виртуальных активов в качестве депозитов или инструмента кредитования абсолютно неприемлемо.

Настаиваем на том, чтобы распределение регуляторных полномочий произошло на уровне закона, а не решения Кабмина.

Предложили оптимальное, по мнению Нацбанка, распределение полномочий между регуляторами. В частности, часть участников рынка виртуальных активов уже находится в сфере ответственности Национальной комиссии, в частности биржи.

Поддерживаем создание прозрачного, понятного и структурированного механизма авторизации и лицензирования деятельности по обмену виртуальных активов.

Считаем, что закон может заработать с 1 января 2027 года.

Недавно в Нацбанке произошли кадровые изменения: должность первого замглавы после Екатерины Рожковой занял Сергей Николайчук. Сейчас он отвечает за две вертикали – монетарную политику и финансовую устойчивость. Планирует ли он и далее совмещать эти направления и почему вы решили вывести его из «родной» монетарной вертикали?

Сочетание двух вертикалей на уровне первого заместителя – временное решение, пока продолжается поиск кандидата, отвечающего за направление монетарной стабильности. Процесс уже на финальном этапе.

У Сергея уже был опыт работы с блоком финансовой стабильности – в свое время он курировал работу соответствующего департамента, когда вернулся в НБУ на должность заместителя главы.

Будет отдельное обсуждение структуры блока международного сотрудничества. Ведь ранее это подразделение тоже подчинялось руководителю вертикали монетарной стабильности. Не исключаю, что здесь могут произойти перемены.

Сергей и его команда уже активно работают в этом направлении, в частности он представляет НБУ во время переговоров с европейскими партнерами.

Поиск нового кандидата в роли руководителя вертикали монетарной политики на финальной стадии.

Рассматривали ли вариант продления контракта с Екатериной Рожковой?

Нет, не рассматривал.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні