Как Украине обеспечить полное финансирование необходимых расходов в 2024 году, анализировали руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий и партнер исследовательской компании Saturday Team Алексей Сивирин.
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
За два года войны Украина сделала почти невозможное – вышла на довоенный экономический потенциал с поправкой на потери территории, рабочей силі и производственных мощностей. Но в основном своем таким «экономическим чудом» мы обязаны внешней финансовой поддержке, которая, к сожалению, остается малопрогнозируемой.
В 2024 году нам все больше придется рассчитывать на собственные силы и искать ресурсы не только для частичной компенсации уменьшения международной помощи, но и для финансирования реальных потребностей обороны. Они же явно будут больше тех, что заложены в госбюджет.
Ежегодные выплаты госбюджета – от $110 млрд
Расходы государственного бюджета Украины на внутренние нужды и выплату внешнего долга в 2023 году составили $111 млрд, большинство из которых – это расходы на оборону и безопасность, около $73 млрд. Вряд ли расходы на оборону и безопасность могут быть сокращены в последующие годы.
В 2024–2025 годах стоит ожидать подобный объем бюджетных расходов – не менее $110 млрд в год. При этом, как в 2023 году, так и по плану госбюджета на 2024 год, в результате внутренних ресурсов государство сможет получить только эквивалент в $45 млрд.
Все остальное, или более $66 млрд, – это международная помощь в виде финансовых ресурсов, гуманитарной и части военной поддержки. В частности, в 2023 году Украина получила $42,5 млрд финансовой поддержки. На 2024 год потребность в такой поддержке оценивается правительством в $35–37 млрд.
Реальный дефицит с учетом всех военных нужд – около $50 млрд
Принятый Верховной Радой государственный бюджет на 2024 год предусматривает существенное снижение текущих расходов на оборону по сравнению с фактическими расходами осени 2023 года, что делает его нереалистичным. Среднемесячные расходы по бюджетной программе Минобороны «2101020» в 2024 году заложены на уровне 74 млрд грн против фактических расходов в сентябре – ноябре 2023-го на уровне 114 млрд грн.
Из-за особенностей бюджетного планирования расходы на оборону в этом году по факту будут значительно превышать план (как и в 2023 году – около $27 млрд в первой версии бюджета, и около $73 млрд по факту), по мере поступления внешней военной помощи (например, техники), которую правительство частично указывает в статье «Другие источники».
Но внешнее финансирование вряд ли будет покрывать текущие расходы государства на оборону и безопасность, которые, по нашим подсчетам, на сегодняшний день составляют $60 млрд в год. Такие расходы, по «договоренности с нашими партнерами», Украина должна покрывать за счет собственных ресурсов, запланированных бюджетом на $45 млрд.
Дополнительно к ожидаемой «финансовой дыре» в $35–37 млрд Украине нужно будет еще найти около $15 млрд на собственное финансирование обороны. Таким образом, общая нехватка внутренних ресурсов на 2024 год достигает примерно $50 млрд, и на 2025 год будет не меньше.
Внешнее финансирование не покроет все потребности даже при наилучшем сценарии
Очевидно, что $50 млрд нам никто из западных партнеров не обещает. Поскольку гарантированно мы можем получить лишь вдвое более скромную сумму в этом году:
- примерно $6 млрд от Японии, Канады и Британии, если оправдаются их обещания поддерживать Украину на уровне предыдущих лет;
- до $5,4 млрд от МВФ и до €12–15 млрд от ЕС при условии, что мы будем придерживаться согласованного графика реформ. И заметно меньше в 2025 году (к примеру, от МВФ – всего $1,8 млрд);
- до $8 млрд или до $11 млрд от США при условии, что Штаты преодолеют внутренние политические разногласия. И на 2025 год пока какую-либо поддержку от США никто не гарантирует.
При 100-процентном выполнении взаимных обязательств Украина может рассчитывать на финансирование в размере $32–39 млрд в 2024 году. Таким образом, в 2023–2024 годах украинскому бюджету может не хватить $11–20 млрд в год даже при условии получения полного международного финансирования согласно предварительным договоренностям. А при более реалистичных предположениях, что международная финансовая помощь будет поступать менее регулярно и не в полном объеме, можно говорить о потенциальной «дыре» в госбюджете в размере около $20 млрд в текущем году и до $30 млрд в следующем.
Как обеспечить полное финансирование необходимых расходов
Секвестр бюджета не выглядит реалистичным вариантом, поскольку после полномасштабного вторжения РФ Украина и так сократила до минимума все возможные расходы. Более того, экономия на образовании, культуре или здравоохранении не даст значительного результата, потому что общие расходы на эти сферы в госбюджете 2024 года не превышают $10 млрд.
Мы можем искать решение проблем финансирования нашей обороны лишь в увеличении поступлений в государственный бюджет. Из возможных есть пять опций.
Посредством замороженных активов России.
Однако, как и в случае международной финансовой поддержки Украины, судьба этого варианта финансирования зависит в основном не от украинского правительства.
За счет прямых займов от Нацбанка.
Такой вариант возможен, но и Нацбанк, и наши международные партнеры хотели бы его избежать. Они опасаются, что это приведет к неконтролируемому росту цен и девальвации гривни – тому, с чем Нацбанк весьма эффективно боролся последние два года.
Ценой увеличения внутренних займов.
Банковская система имеет сегодня свободных средств на сумму, превышающую $25 млрд, так что могла бы активнее финансировать государственный бюджет. Однако принуждение банков направить всю свою ликвидность на обеспечение потребностей государства не является реалистичным или адекватным шагом, особенно после того, как государство уже «залезло в карманы» банков с особым налогом на прибыль.
Поэтому вряд ли правительство может рассчитывать на существенное увеличение финансирования дефицита на средства банков по сравнению с предыдущим годом (объем выпущенных ОВГЗ вырос на эквивалент $5,3 млрд).
Путем увеличения налоговой перегрузки на экономику и эффективности сбора налогов.
Это основа недавно обнародованной правительством Национальной стратегии доходов. Однако основные меры по улучшению налоговых и таможенных пошлин, предусмотренные стратегией, планируется вводить лишь после реформирования налоговых и таможенных органов и восстановления доверия к ним. А это можно сделать в течение одного года только на бумаге.
Посредством увеличения налоговой базы.
Увеличение налоговой базы вследствие создания новых предприятий и секторов экономики, а также путем налогообложения секторов, которые ранее государство обходило своим вниманием (как это было с игорным бизнесом), выглядит наиболее желательным с точки зрения долгосрочной стойкости. При правильном подходе такие меры могут дать быстрый и ощутимый результат. И хоть такие возможности для страны, ведущей интенсивную войну с сумасшедшим соседом, не выглядят очевидными, все же надеемся, что их можно изыскать.
Поиск надежных и стабильных источников дополнительного наполнения государственного бюджета на $11–20 млрд в 2024 году и около $30 млрд в последующие годы должен стать приоритетной задачей не только правительства, но и всех, кто не задействован в непосредственной защите Украины. И начинать этот поиск нужно уже сегодня.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.