Голова НБУ Андрій Пишний /Елизавета Сергиенко/Пресс-центр НБУ
Категория
Деньги
Дата

Десант из «Ощада», кураторы от НБУ в банках и дружба с Минфином. Что Андрей Пышный изменил в Нацбанке за первые 3,5 месяца в должности

8 хв читання

Елизавета Сергиенко/Пресс-центр НБУ

7 октября 2022 года Верховная Рада назначила третьего главу Национального банка времен Зеленского – Андрея Пышного. Как изменился главный финансовый регулятор страны с тех пор

Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.

Глава НБУ Андрей Пышный начал свою каденцию 7 октября. В ближайший рабочий день Россия нанесла первые массированные ракетные обстрелы по энергетической инфраструктуре. Разрушение энергетики существенно усложнило задачу Пышного по поддержанию финстабильности в стране.

Это не единственный вызов, с которым столкнулся новый глава НБУ. Пышный стал третьим главой Нацбанка за 3,5 года президентства Зеленского. И к его независимости от Банковой были вопросы: Пышный работал вместе с руководителем Офиса президента Андреем Ермаком в предвыборном штабе экс-премьера Арсения Яценюка еще в 2010 году. Через шесть лет они вместе с Ермаком создали ОО «Відчуй», которая занимается помощью людям с нарушением слуха. Уже после начала вторжения банкир вошел в санкционную группу Ермака – Макфола.

Предшественник Пышного – Кирилл Шевченко – подал в отставку 4 октября при сложных обстоятельствах: официальной причиной стали проблемы со здоровьем. Неофициальной – существенные разногласия одновременно с Ермаком и руководителем Министерства финансов Сергеем Марченко. Уже 6 октября НАБУ и САП выдвинули Шевченко подозрение и через две недели объявили в международный розыск.

Поэтому перед новым главой встала задача обеспечить бесперебойную работу банковской системы, когда нет ни света, ни связи, наладить отношения с госструктурами и международными финансовыми организациями и не повредить при этом независимости НБУ.

Forbes пообщался с семью банкирами и работниками регулятора, чтобы разобраться, какую политику будет внедрять институт, от которого больше всего зависит финстабильность и в конечном итоге – благосостояние миллионов украинцев.

Кадровые изменения в НБУ

«Его первые шаги – это изменения и перестановки в служебной вертикали, – говорит один из менеджеров Нацбанка, общавшийся на условиях анонимности. – Это достаточно обычная практика для украинских топов – подчинить себе вертикаль знакомыми людьми, которым они доверяют».

Всего за последние 12 месяцев было уволено или сокращено 13 топ -менеджеров НБУ. При Пышном произошло восемь изменений, четыре из них – увольнение, еще четыре – перевод на другие должности в НБУ.

Собеседник из НБУ отмечает, что прошлый глава НБУ Кирилл Шевченко в начале своей каденции инициировал гораздо больше кадровых изменений, в частности, в Правлении НБУ. В то время как при Пышном правление остается практически в том же составе.

Исключение – назначение Дмитрия Олейника, пришедшего на вакантную должность шестого заместителя главы НБУ и занимающегося пруденциальным надзором. Он работал в Ощадбанке во времена Пышного на должности директора департамента по управлению рисками. Позже – в Министерстве финансов и экономическом блоке Офиса президента, откуда и перешел в НБУ.

«Мои первые контакты с господином Олейником создали у меня очень положительное впечатление относительно его профессионализма, у него репутация технократа, поэтому это назначение я точно не буду критиковать», – сказал в разговоре с Forbes председатель правления Райффайзен Банка Александр Писарук.

пресс-служба НБУ

Правление НБУ Фото пресс-служба НБУ

Другие ощадовцы, которые присоединились к Нацбанку после смены руководства – директор юридического департамента Александр Зима, директор департамента безопасности Александр Паламарчук и директор департамента коммуникаций Юлия Евтушенко. Еще два человека, которых Пышный знает по «Ощаду», работают в Совете НБУ: Анатолий Барсуков был его заместителем во время работы во главе госбанка, Елена Щербакова тогда же работала советницей службы председателя.

Пышный говорит, что приглашал людей в НБУ, независимо от их опыта в «Ощаде». «Все, кто пришел в НБУ после «Ощада», уже работали в крупном частном бизнесе, лучших юридических компаниях и органах государственной власти», – говорит он.

Еще одно изменение – вертикаль «Финансово-административный блок», которую ранее возглавляла первая заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова – передали Ярославу Матузке, экс-топ-менеджеру ПриватБанка и Минфина, который пришел в Нацбанк по приглашению Шевченко.

Рожкова работает в НБУ еще со времен Валерии Гонтаревой, но с Шевченко у нее был открытый конфликт, поэтому она на два года потеряла былое влияние. У первой заместительницы отобрали большинство полномочий по регулированию банков и распределили между другими членами правления и непосредственно Шевченко. Теперь она возглавила новое направление «Финансовая стабильность», которое, по словам собеседника по банковскому рынку, создали по требованию МВФ.

«Перераспределение функций между вертикалями и создание отдельной вертикали «Финансовая стабильность» исправляло управленческую логику и базировалось на мировой практике», – прокомментировал Forbes свои кадровые решения Андрей Пышный.

Другое заметное кадровое новшество – в начале 2023-го Пышный пригласил на позицию советника профессора университета Калифорнии-Беркли Юрия Городниченко. «Сейчас топ-команда сформирована, и она, по моему мнению, отвечает по уровню своего профессионализма и опыта тем вызовам, с которыми мы работаем», – сказал Пышный в комментарии Forbes.

Принятие решений

Собеседники по финансовому рынку по-разному оценивают управленческий стиль Пышного. «Политически амбициозный и авторитарный стиль», – так характеризует Пышного топ-менеджер по банковскому рынку, который попросил не упоминать его имени в этой статье.

Комментарии менеджеров в НБУ одновременно и подтверждают, и расходятся с этой характеристикой. «Не могу назвать Пышного мягким руководителем – он точно не менее жесткий, чем Шевченко, но, в отличие от последнего, достаточно дипломатично дискутирует и ведет переговоры», – говорит на правах анонимности один из чиновников Нацбанка.

Другой менеджер НБУ рассказывает, что Пышный придирчиво относится к решениям своих подчиненных и их аргументации. «Он хочет слышать аргументы о решениях не только от топ-менеджеров, но и от персонала более низкого уровня», – объясняет собеседник.

Есть ли риск, что НБУ теряет «свободу мнения»? «Чувствуется, что Пышный хочет контролировать процессы, но это не вызывает впечатления, что он хочет влиять на мнение персонала или замкнуть все процессы на себе», – добавляет руководитель одного из департаментов Нацбанка. Он также согласился общаться на правах анонимности.

По его словам, Пышный склонен проверять устойчивость аргументации подчиненных и их позицию, чтобы понять, свойственно ли оппоненту менять свой взгляд только потому, что с ним не согласился глава НБУ.

Взаимодействие с банками

«Пышный – профессионал, прекрасно понимающий, что регуляция – это не запрет, а создание условий для комфортного соблюдения правил игры», – говорит соучредитель monobank Олег Гороховский. По его словам, благодаря этому НБУ получил гораздо более высокий уровень обратной связи от банков и вовлечение в деятельность регулятора.

Более глубокая коммуникация между банками и НБУ связана не только с изменением «тона разговора». Чтобы лучше понимать ситуацию на рынке, за каждым банком закрепили куратора от Нацбанка, присутствующего на заседаниях правления банков, рассказывает на правах анонимности менеджер одного из банков. Раньше кураторы работали только в банках, требовавших дополнительного внимания регулятора.

Пышный уже неоднократно встречался с председателями правления украинских банков. Отдельно были встречи с представителями иностранных и системно важных банков.

«Он много говорит сам, но дает возможность и членам правления донести важную информацию, а также хочет дать слово каждому топ-менеджеру и получить обратную связь», – рассказывает председатель правления одного из банков с иностранным капиталом.

По его мнению, таким образом Пышный не только получает информацию, но и проводит оценку уровня компетентности и информированности топ-менеджмента банков.

Однако его публичные коммуникации по поводу действий банков не всегда выглядят слишком дипломатическими. Например, Пышный критиковал в интервью Forbes международные банки, выразив пожелание, чтобы они перешли «от стратегии выжидания и защиты к стратегии поиска своего места в условиях военной экономики». То есть больше кредитовать бизнес и покупать ОВГЗ вместо вложений в сверхприбыльные и малорисковые депозитные сертификаты Нацбанка.

Другая история – достаточно жесткая реакция главы НБУ относительно глобальных банков, продолжающих работать на российском рынке. «Иностранные банки должны наконец реализовать решительные заявления и выйти из погруженного по локти в кровь украинцев российского рынка, причастность к которому таких важных европейских компаний ядовита», – сказал Пышный.

Getty Images

Лого Райффайзен Банка на одной из улиц Москвы, апрель 2022 года Фото Getty Images

Можно ли это назвать давлением на финансовые учреждения? Опрошенные банкиры говорят, что в условиях войны такая коммуникация регулятора допустима.

«Пышный действует как регулятор, понимающий свое право применять меры воздействия, – говорит на правах анонимности СЕО одного из банков. – Это не давление. Он знает, что не может нас заставить, но хочет нас уговорить и поощряет делать то или иное».

Впрочем, отдельные собеседники подчеркивают, что это происходит на грани возможного. Вызывает вопросы и активность Пышного в Facebook. «Я не уверен, что это то место, где нужно раздавать советы рынку», – отмечает один из чиновников в банковской системе, который попросил не упоминать его имени и должности в этой статье.

В части сотрудничества с банками по поводу более активной вовлеченности в выкуп ОВГЗ диалог был результативным, и финучреждения увеличили объемы выкупа ценных бумаг. «У нас конструктивный разговор. Мы его услышали», – утверждает Писарук.

Результаты аукционов по размещению ОВГЗ Минфином действительно улучшились. 10 января Минфин разместил ОВГЗ на 23,5 млрд грн, 17 января – 5,5 млрд грн, а 24 января – 13,2 млрд грн.

Перезагрузка отношений с Минфином

Отдельный трек нового главы НБУ – найти общий язык с Минфином, перезагрузить долговой рынок и избежать дальнейшего эмиссионного финансирования бюджета.

«Моя позиция – нужно научиться слышать друг друга», – говорил Пышный на одной из встреч с журналистами с нескрываемой иронией. Уже более 10 лет у него серьезные проблемы со слухом, что не помешало делать ему карьеру.

Борьба идеологий

Во времена председательства Шевченко НБУ и Минфин никак не могли найти общий язык по поводу экономической политики во время войны. Главным противоречием стал вопрос: кто и как должен финансировать дефицит бюджета? НБУ ожидал активизации долгового рынка и повышения ставок по ОВГЗ, а Минфин требовал обеспечить финансирование бюджета за счет печати гривны, что раскручивало маховик инфляции.

Темпы эмиссии гривны не устраивали НБУ, а Минфин категорически не хотел увеличивать долговые обязательства. Конфликт между руководством двух структур не помогло решить вмешательство Офиса президента.

Кажется, глава Минфина Сергей Марченко его услышал. По словам Пышного, ему удалось перезагрузить отношения НБУ с Министерством финансов и возобновить взаимодействие фискальной и монетарной политики. За время председательства Пышного Минфин постепенно поднял ставки по ОВГЗ до 19,75% годовых в гривне. При Шевченко максимальные ставки на аукционах по размещению ОВГЗ Минфином не превышали 16%.

предоставлено пресс-службой

Министр финансов Сергей Марченко стал одним из первых, с кем Пышный встретился после назначения на должность главы НБУ. «Он приехал, и мы проговорили до часу ночи», – вспоминал Пышный в интервью Forbes Фото предоставлено пресс-службой

«Оказалось, что между главой НБУ и министром, между нашими командами возможен качественный, честный и профессиональный диалог, построенный на аргументах и понимании общей цели, вместо ультиматумов и оскорблений», – сказал Пышный.

По его словам, это помогает Нацбанку обеспечивать ценовую стабильность, а Минфину – восстановить потенциал внутреннего долгового рынка. К тому же прекращение эмиссионного финансирования дефицита бюджета в этом году было одним из условий МВФ.

Отношения с фондом – отдельная непростая задача, которую нужно решать Пышному и его команде. В феврале должны начаться первые предметные переговоры по программе МВФ с полноценным финансированием Украины. Эта дискуссия могла начаться на несколько месяцев позже, но Минфину и НБУ удалось уговорить фонд обойтись без дополнительных бюрократических процедур, рассказывал в декабре Пышный.

Теперь важной основой для сотрудничества с МВФ и другими международными партнерами Украины будет оставаться независимость НБУ. Пышный – уже шестой глава Нацбанка с 2014-го, в то время как каденция главы регулятора составляет семь лет. Последние две отставки в Нацбанке (Шевченко и его предшественника Якова Смолия) так или иначе касались взаимодействия НБУ с Кабмином, а еще больше – с президентом и его администрацией.

Нового главу НБУ эта статистика, по крайней мере, на словах, не пугает. «Я лучше сконцентрируюсь не на подсчетах, кто сколько пробыл в должности и как на кого давили, а на том, что должен сделать на этом посту», – говорил в интервью Forbes Пышный.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд