27 декабря французские полицейские по запросу ГБР задержали миллиардера Константина Жеваго, 48, во французском Куршевеле. ГБР готовит документы для его экстрадиции в Украину, где против него возбуждено уголовное дело о растрате и легализации $113 млн через банк «Финансы и Кредит». В чем еще обвиняют Жеваго, как бизнесмен рассорился с Офисом президента и в каком состоянии его бизнес-империя прошла 10 месяцев войны.
«После попыток оспорить правомерность задержания фигурант согласился пойти с представителями компетентных органов Франции», – говорится в сообщении ГБР об аресте Константина Жеваго в одной из гостиниц горнолыжного курорта Куршевель во французских Альпах.
ГБР готовит документы для его экстрадиции в Украину, где он является фигурантом нескольких уголовных производств, отметила советник по коммуникациям бюро Татьяна Сапьян в эфире телемарафона. 27 декабря суд города Шамбери должен принять решение об экстрадиционном аресте Жеваго, сказано в сообщении ГБР.
«Теперь ГБР должно доказать, что обвинения обоснованы, – говорит Ярослав Юрчишин, замглавы антикоррупционного комитета ВР. – Окончательное решение об экстрадиции может быть принято в течение нескольких месяцев или даже лет».
«Пока выясняем информацию», – ответила Forbes пресс-секретарь бизнесмена Надежда Сторчева.
ГБР, согласно сообщению бюро, в последние месяцы сотрудничало с правоохранителями разных стран, в том числе органами юстиции, жандармерии и полиции Франции, в рамках уголовного производства о растрате и легализации $113 млн через банк «Финансы и Кредит», обанкротившийся в 2015-м.
О деле банка «Финансы и Кредит»
Чтобы прочитать полностью, нажмите «Читать больше»
О возможной причастности Жеваго к выводу средств из его обанкротившегося в 2015 году банка «Финансы и Кредит» ГБР объявило в августе 2019-го. Данный эпизод, вероятно, является лишь частью претензий, которые государство может выдвинуть Жеваго по мотивам банкротства его банка. Фонд гарантирования выплатил вкладчикам учреждения 9 млрд грн; общие убытки банка, по оценке фонда, – 15,5 млрд грн, из них 12,7 млрд – по вине менеджмента.
Доказать причастность самого Жеваго к выводу средств из банка долгое время было сложно. Он публично обвинял в махинациях за своей спиной менеджмент, в частности бывшего СЕО «ФиК» Владимира Хлывнюка.
На том момент уже было ясно, что бизнесмен скоро лишится депутатской неприкосновенности: Жеваго не смог выиграть выборы и войти в текущий состав Верховной Рады. Тогда бизнесмен покинул страну и больше не возвращался.
Собеседники Forbes в НБУ и Фонде гарантирования сомневались, что Жеваго мог не знать о том, что происходит с банком. Во-первых, $113 млн, вывод которых расследовало ГБР, происходил через австрийский Meinl Bank и лихтенштейнский Bank Frick&Co. «ФиК» сотрудничал с ними с середины нулевых, клиентом одного из учреждений была кипрская Nosterno Ltd, бенефициаром которой (по крайней мере, на момент сделок) был многолетний помощник Жеваго Руслан Демченко.
Во-вторых, «ФиК» активно кредитовал бизнес предпринимателя («АвтоКрАЗ», компании корпорации «Артериум», завод «Росава» и другие). После банкротства банка структуры, ассоциирующиеся с Жеваго, выкупили у банка несколько его больших долговых обязательств.
В Украине на финальном этапе находится также дело о вероятном уклонении от налогов Полтавского и Еристовского ГОКов, входящих в компанию Ferrexpo, рассказал Forbes на условиях анонимности собеседник в руководстве правоохранительных органов. «БЭБ готовит подозрения», – говорит он. Комбинаты якобы занизили налоговые обязательства по рентной плате за пользование недрами на 10 млрд грн.
Держатели акций Ferrexpo сдержанно отреагировали на новости об аресте Жеваго. Котировки акций снизились всего на 3% по состоянию на 16:20, свидетельствуют данные Лондонской фондовой биржи.
В начале декабря 2022 года Forbes опубликовал статью о делах бизнеса Жеваго в Украине и давлении на него со стороны правоохранительных органов. Этот текст о причинах конфликта между Жеваго и президентом Владимиром Зеленским, а также о возможных последствиях для его бизнес-империи.
______
Константин Жеваго, 48, мажоритарный владелец горнодобывающей группы Ferrexpo, уже три года не появляется в Украине. Покинуть страну заставило уголовное дело о мошенничестве в его бывшем банке «Финансы и Кредит», обанкротившемся в 2015-м.
В 2019-м Генпрокуратура объявила Жеваго в международный розыск по делу о растрате и легализации 2,5 млрд грн через банк. С этого времени бизнесмен управляет железорудной империей дистанционно.
В 2021-м Forbes оценил состояние Жеваго в $2,4 млрд, тогда он занял третье место в списке самых богатых людей Украины. В декабре 2022-го Forbes переоценил его состояние в $1,4 млрд.
Среди причин переоценки – полномасштабное вторжение России в Украину и блокада флотом РФ украинских портов.
Привлек внимание ОП
В последние годы бизнесмен живет между Лондоном и Дубаем. В августе 2022 журналисты УП заметили его в Монако, где он отдыхал на собственной яхте с названием «Z» стоимостью $70 млн.
Маркировка яхты буквой, являющейся неофициальным символом российского вторжения в Украину, не имеет никакого отношения к войне, писал ранее Forbes. «Название соответствует первой букве английской транслитерации фамилии семьи Жеваго (Zhevago)», – сообщила в июне 2022-го пресс-служба бизнесмена. Он не собирается менять название.
Расследование журналистов привлекло внимание Офиса президента к бизнесу Жеваго и спровоцировало ряд проверок на его предприятиях, говорят два собеседника в ОП и правоохранительных органах. «Зеленский мониторит расследование журналистов, а затем поднимает вопрос либо на СНБО, либо в личных разговорах с руководителями правоохранительных органов», – говорит собеседник в ОП на правах анонимности.
Руководство страны думает о национализации главного актива Жеваго – Полтавского ГОКа. Эта идея поддерживается частью Офиса президента, но финального решения пока нет, говорит собеседник Forbes в ОП. «В Офисе есть люди, которые выступают против этого», – отмечает он.
Осенью 2021 года Жеваго получил предложение оплатить $60 млн в обмен на решение его проблем, связанных с банком ФиК, говорит на правах анонимности бизнесмен, приближенный к Жеваго. По его данным, предложение было согласовано на уровне руководства ОП. Жеваго отказался.
Риски национализации Ferrexpo
Главный актив Константина Жеваго – Полтавский ГОК, который вместе с Еристовским ГОКом входит в компанию Ferrexpo.
ПГОК – владелец наибольших запасов железной руды в Европе. В отличие от других украинских горно-обогатительных комбинатов, он фокусируется на производстве качественных окатышей – продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому предприятие считается одним из самых привлекательных инвестиционных объектов на развивающихся рынках.
В 2020-м доля ПГОКа в выручке Ferrexpo составила 76%. В первом полугодии 2022 года доход Ferrexpo снизился на 31%, до $936 млн, чистая прибыль – на 88%, до $82 млн. В январе–сентябре производство Ferrexpo упало на 68%, до 0,8 млн т, из-за логистических ограничений.
В сентябре Северный апелляционный хозяйственный суд признал недействительной покупку за $27 млн горнорудной Ferrexpo 40,19% акций Полтавского ГОКа у компаний, входящих в группу VS Energy. На момент соглашения в 2002 году бенефициарами VS Energy были российские бизнесмены и политики Александр Бабаков, Евгений Гинер и их партнеры.
На сегодняшний день российские акционеры VS Energy формально вышли почти из всех украинских активов, а их место заняли люди с гражданством ЕС.
Спор между Жеваго и VS Energy за Полтавский ГОК тянется с 2005-го, когда россияне решили, что продешевили и обжаловали соглашение в суде. В 2015-м Высший хозяйственный суд принял сторону Ferrexpo.
Очередной акт судебной драмы развернулся через пять лет и продолжается сейчас. В мае 2021 года Хозяйственный суд Киева отказал признать недействительным договор купли-продажи 40,19% акций ПГОКа. Однако следующая инстанция – Северный апелляционный хозяйственный суд – встала на сторону истца.
Ferrexpo будет защищать свои интересы, включая обжалование этого решения в Верховном Суде, сообщили в компании.
«Государство ждет окончательное решение Верховного Суда по спору за долю ПГОКа, – говорит собеседник из партии «Слуга народа». – Мы думаем, что они [VS Energy] победят в суде, после чего можно будет национализировать актив за связи с РФ».
Раньше этого сделать нельзя, поскольку акции Ferrexpo котируются на бирже в Лондоне. «Поэтому пострадают иностранные инвесторы», – отмечает чиновник.
С другой стороны на компанию давят правоохранители. В ноябре БЭБ провело обыски в офисах Полтавского и Еристовского ГОКов. Комбинаты якобы занизили налоговые обязательства по рентной плате за пользование недрами на 10 млрд грн.
Другой актив Жеваго уже отчужден в пользу государства. 6 ноября пять крупных промышленных предприятий были переданы в государственную собственность. Среди них – завод «АвтоКрАЗ» Жеваго, занимающийся изготовлением большегрузных автомобилей. Незадолго до войны предприятие могло войти в состав «Укроборонпрома» как производитель шасси для техники ВСУ, но замысел не сработал, отмечает на условиях анонимности собеседник, причастный к Кабмину. В настоящее время предприятие находится в состоянии банкротства.
«Артериум»
Корпорация «Артериум» владеет двумя заводами в Украине: «Киевмедпрепарат» и «Галичфарм». Более 90% компании принадлежит Жеваго. Forbes оценивает его долю в $210 млн. Компания является лидером на украинском розничном рынке антибиотиков. Более 11% проданных в Украине антибиотиков в 2020–2021 годах приходилось на «Артериум».
В 2020-м выручка компании составила 3,65 млрд грн, по данным YouControl. Из них почти 20% пришлось на антибиотики – 693,7 млн грн. В 2021 году Forbes оценивал «Артериум» в более чем $300 млн. Из-за войны оценка снизилась до $210 млн.
24 ноября ГБР провело обыски на предприятиях корпорации. Компанию подозревают в коллаборационной деятельности, работе в пользу РФ.
Без каких-либо документов, выламывая двери кабинетов, провели обыски и изъятие документов, рассказали Forbes подробности обыска в пресс-службе компании.
«Представители ГБР… оказывали психологическое давление на работников предприятий. К примеру, один из них попросил сотрудницу дать ножницы, а затем – свой палец, угрожая таким образом физически», – говорит руководитель пресс-службы «Артериума» Оксана Стефанова.
С 24 февраля «Артериум» покинул рынок России и Беларуси, прекратил поставки продукции, регистрацию лекарственных средств и не проводит клинических исследований на территории этих стран, уверяет Стефанова.
Представительства корпорации в этих странах ликвидированы, «Артериум» не платит никакие налоги в бюджет страны-агрессора, добавляет она.
Технически организовать экспорт в РФ не проблема, говорит на условиях анонимности топ-менеджер одного из украинских представительств международной фармкомпании. «Продаешь на посредника в Казахстане, Сербии или другой стране, которая не является членом ЕС, где меньше контроля, и которая лояльна к России, а дальше эта продукция идет в РФ», – объясняет он.
Продукция заводов «Артериума» все еще продается в РФ. В частности, «Уролесан» и «Титриазол» можно купить через российский ресурс eapteka.ru.
В России и Беларуси могут продаваться остатки продукции «Артериум» из довоенных поставок, сообщила пресс-служба кампания после публикации текста. Кроме того, на территории этих стран может быть продукция, маркированная торговой маркой «Артериум», но изготовленная местными компаниями без согласия.
«Украинское законодательство запрещает вступать в какие-либо отношения с предприятиями и учреждениями этих стран, поэтому у нас нет ни достоверной информации о присутствии тех или иных препаратов, в частности с возможным использованием наших ТМ, ни способа влиять на такие события, если они имеют место» , – сообщили в пресс-службе компании.
Кэш, перевалка, футбольный клуб
Жеваго принадлежат футбольный клуб «Ворскла», который Forbes оценивает в $18 млн, Кременчугский завод технического углерода ($20 млн), дивиденды от Ferrexpo и другие ликвидные активы в $550 млн.
Он также является совладельцем терминала для перевалки руды «ТИС-Руда». Его доля в 49,9% оценивается в $25 млн. До российского нашествия Жеваго использовал порт для экспорта окатышей из Полтавского ГОКа. Совладелец украинского портового оператора ТИС Андрей Ставницер так описывает сотрудничество с Жеваго: «Ни за что бы не согласился повторить с ним бизнес».
«На наблюдательных советах [Жеваго] вынимает мозг через ухо и не может успокоиться, пока не получит то, чего хочет, – говорит Ставницер. – Мне кажется, для него принципиально важно, чтобы все вокруг проиграли, не важно – выиграл он сам или нет».
Forbes обратился с запросом к пресс-секретарю Константина Жеваго, но ответа не получил. «Пока не могу предоставить вам комментарий», – сообщила пресс-секретарь бизнесмена Надежда Сторчева.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.