Война нанесла огромный ущерб украинскому бизнесу, однако компании продемонстрировали чрезвычайную устойчивость, а некоторые даже нашли возможности для роста. Однако давление войны на бизнес, вероятно, останется или даже усилится в 2023 году, свидетельствуют результаты нового опроса по поводу устойчивости бизнеса, проведенного Американской торговой палатой вместе с McKinsey & Company Украина.
Ключевые факты
- Продажи у 47% компаний в 2022 году упали, говорится в комментарии к опросу. Больше всего пострадали те, кто работает в сферах сельского хозяйства, розничной торговли, горнодобывающей промышленности и металлургии.
- Несмотря на значительное падение продаж, всего 2% компаний сократили численность персонала более чем на 30%. Несмотря на войну, 15% компаний выросли в 2022 году.
- Давление войны на бизнес, вероятно, останется или даже усилится в 2023 году, отмечают авторы исследования. Уменьшение спроса (25%), физический ущерб объектам (23%) и нарушение цепей снабжения (19%) были названы одними из самых тяжелых последствий войны.
- Совокупный спрос, вероятно, ухудшится еще больше в 2023 году, поскольку общий рост ВВП остается неопределенным, а покупательная способность потребителей может еще больше ослабеть (в том числе из-за утечки сбережений, роста безработицы, сокращения зарплат).
- Большинству компаний удалось разработать «планы действий на случай чрезвычайных ситуаций», но более 40% компаний отметили их недостаточную эффективность, отмечают аналитики.
- 90% компаний разработали подобные планы, из которых: 61% создали довоенные специализированные подразделения (межфункциональные команды или специализированные подразделения по управлению рисками), 33% занимались их разработкой при поддержке бизнес-подразделений, а 6% для подготовки использовали помощь внешних экспертов.
- 40% компаний признали, что разработанный план не сработал должным образом, в частности, 29% компаний не удалось предусмотреть масштаб кризиса в своем плане, а 7% не имели достаточных ресурсов для его реализации.
- Среди приоритетов, которые видят компании для дальнейшего развития, респонденты отметили диверсификацию, более эффективное планирование на случай чрезвычайных ситуаций и создание устойчивых команд.
- Гибкая операционная модель и сильная корпоративная культура помогают бизнесу преодолевать обусловленные войной вызовы (26% компаний отметили этот фактор как первоочередной).
- Чтобы лучше подготовиться к кризисным ситуациям в будущем, компании выделяют следующие приоритеты: стратегия и диверсификация бизнеса, требующая пересмотра инвестиционных планов (46%); более эффективное (и беспристрастное) планирование на случай чрезвычайных ситуаций (29%); привлечение и удержание стойкой команды и рабочей силы (18%).
Контекст
Дефицит электроэнергии, разрушение предприятий и инфраструктуры, нарушение логистики, сокращение предложения товаров и услуг, рост производственных затрат, а также низкая платежеспособность населения продолжают оказывать существенное влияние на экономическую активность предприятий и их ожидания. В январе 2023-го индекс деловой активности НБУ снизился до 37,5 с 42,1 в декабре 2022-го.
По итогам четвертого квартала прошлого года, украинский бизнес несколько ослабил негативные ожидания динамики объемов производства товаров и услуг в течение следующих 12 месяцев. Также улучшились прогнозы о будущей деловой активности предприятий. Оптимистичнее настроены предприниматели и в оценках темпов будущей инфляции и ее влияния на потребительские настроения и покупательную способность населения. А вот девальвационные ожидания снова ухудшились – в то, что гривне удастся сохранить нынешние позиции в противостоянии с евро и долларом, бизнес почти не верит.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.