В Турции прошли президентские и парламентские выборы. По итогам первого тура действующий президент страны Реджеп Эрдоган и его главный оппонент, единственный кандидат от оппозиции, Кемаль Кылычдароглу не смогли набрать более 50% голосов. Поэтому страна готовится ко второму туру выборов 28 мая.
Сможет ли Кылычдароглу обойти Эрдогана, управляющего страной последние девять лет, а до этого 11 лет являвшегося премьером? Об особенностях политики действующего президента Турции и возможных последствиях потери им власти рассказывают The Economist и Reuters.
Forbes предлагает самое интересное из статей
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Особенности правления Эрдогана
С 2003-го по 2014-й Реджеп Тайип Эрдоган был премьер-министром Турции, а с 2014-го – президентом страны.
Как и все автократы, Эрдоган закрепил свою власть благодаря систематическому ослаблению государственных институтов, которые могут ограничить или исправить политику президента.
Эрдоган за два года уволил двух руководителей номинально независимого Центрального банка Турции, заставил ведомство проводить абсурдно свободную монетарную политику и сделал своего зятя министром финансов, отмечает The Economist.
Результат – рост экономики, но и повышение инфляции. В прошлом году индекс потребительских цен достиг пика в 86%, сейчас он держится выше 40% (согласно данным правительства Турции, которые могут быть ненадежными). К примеру, избиратели сетуют, что за два года цена на лук выросла в 10 раз.
Кроме контроля финансовой системы страны, Эрдоган лишил фактической власти судебную ветвь, назначив «нужных» людей на «нужные» должности.
Есть вопросы и к свободе СМИ в Турции. В результате запугиваний и подстроенных продаж союзникам Эрдогана разных изданий СМИ пишут то, что нужно действующей власти.
Прокуроры по приказу Эрдогана запугали не одного активиста и политика, пользуясь обвинениями в «терроризме». Среди политических заключенных Турции – лидер курдской партии, третьей по размеру в стране, которую могут запретить.
Мэр Стамбула Экрем Имамоглу, представитель оппозиционной власти, получил два года и семь месяцев тюрьмы за «публичное оскорбление чиновников», писало BBC. В 2019 году он назвал «идиотизмом» решение представителей Высшего избирательного совета Турции упразднить результаты муниципальных выборов, по итогам которых он победил. Суд запретил ему баллотироваться на любых выборах, но этот приговор политик еще может обжаловать.
Критиковать Эрдогана боятся даже прежние политики и соглашаются говорить о нем только на условиях анонимности.
Чего ждать от Кемаля Кылычдароглу
Победа Кемаля Кылычдароглу приведет к существенным политическим изменениям в стране. Оппонент Эрдогана пообещал освободить политических заключенных и отменить политику, ограничивающую независимость государственных институтов власти, отмечает The Economist.
Вполне возможно, что Кылычдароглу придется по душе Западу и сможет наладить отношения с Евросоюзом и США. Турция почти полностью прекратила сотрудничество с ЕС, несмотря на то, что она является кандидатом на вступление в блок.
Могут улучшиться отношения Турции со Штатами, пострадавшими из-за сближения Эрдогана с диктатором Владимиром Путиным и атаки на курдские силы в Сирии.
Правда, Турция с новым руководителем вряд ли изменит свою политику по отношению к Украине. Страна и дальше будет поставлять дроны Украине, но не будет вводить санкции против России, ведь она слишком зависит от российских туристов и газа, подчеркивает The Economist.
Кылычдароглу, являющийся лидером союза шести партий, пообещал победить во втором туре выборов. Он обвинил Эрдогана во вмешательстве в подсчет голосов и отчет о результатах, сообщает Reuters.
Решающий компонент выборов
Оппозиция надеялась, что гнев избирателей из-за экономических проблем в стране принесет ей пользу. Нестандартная монетарная политика действующей власти, включавшая поддержку низкой учетной ставки, повлекла за собой падение лиры и безжалостную инфляцию. Кроме того, ожидалось, что медленная реакция правительства на землетрясения, унесшие жизни 50 000 человек, также повлияет на избирателей.
Кылычдароглу пообещал оживить демократию после многих лет государственного притеснения, вернуть традиционную экономическую политику, восстановить независимость институтов власти и связи с Западом, заключает Reuters.
Однако критики волнуются, что в случае переизбрания Эрдоган станет еще более автократическим руководителем.
После подсчета 99% бюллетеней у Эрдогана 49,51% голосов, у Кылычдароглу – 44,88%. Явка на выборах в Турции достигла 88,9%, за границей – 52,6%.
Третий кандидат в президенты – кандидат от партийного блока «Альянс АТА» Синан Оган – набрал 5,17% голосов, и именно от того, кому он отдаст свою поддержку, зависит результат второго тура выборов.
В течение следующих двух недель перед вторым туром он, вероятнее всего, будет настаивать на необходимости поддержания стабильности в стране, считает младший сотрудник Chatham House Галип Далай.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.