Все чаще появляются сообщения о том, что Киев и его американские и европейские партнеры не могут прийти к согласию в ряде вопросов: борьбе с коррупцией, ударам западным оружием по территории России, неспешной военной помощью союзников. The Washington Post пообщался с лидерами и чиновниками обеих сторон, чтобы определить глубину раскола и повлияет ли он негативно на способность Украины выстоять и победить в российской войне. Forbes пересказывает главное из материала.
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Издание WP констатирует, что сейчас между Украиной и ее союзниками остро стоят следующие вопросы:
- Использование западного оружия для ударов по военным объектам на территории России. Администрация Джо Байдена, Германия и Италия выступают против, а Финляндия, Канада, Франция и генсек НАТО Йенс Столтенберг говорят, что Украина имеет на это право.
- Вступление Украины в НАТО. Вашингтон снова среди тех, кто выступает против еще одного стремления Украины.
- Использование замороженных российских активов для финансирования помощи Украине. Здесь уже Украина и США на одной стороне, а европейцы преимущественно против.
- Участие Байдена в Саммите мира, который Украина проведет в следующем месяце в Швейцарии. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что если американский президент не приедет, что очень вероятно, Путин этому только поаплодирует.
- Борьба с коррупцией в Украине. Некоторые собеседники WP сказали, что недавний визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Киев был организован для того, чтобы в очередной раз напомнить Киеву о необходимости еще более активной борьбы с коррупцией. Некоторых в Украине это возмутило, и они считают, что союзники не отдают должное всем мерам и прогрессу, которых достигли украинцы, особенно во время полномасштабной войны.
Все эти конфликты воспринимаются острее, пишет газета, в свете существенной активизации России на поле боя, особенно в Харьковской области.
Американские чиновники настаивают, что в основе свои отношения между Украиной и США остаются глубокими. Но новые трещины у них появляются почти каждый день. В среду Вашингтон сказал, что его беспокоит удар Киева собственным оружием по российской радарной станции, обнаруживающей обычные воздушные атаки и ядерные запуски. Хотя Россия и ее пропагандисты регулярно заявляют, что они сражаются в Украине с США и НАТО, подобная критика Украины со стороны Штатов служит сигналом для Москвы о том, что между США и Россией нет прямого конфликта.
И снова страх эскалации
Для этой статьи WP поговорила с 25 украинскими, европейскими и американскими чиновниками, многие из которых попросили об анонимности.
Собеседники рассказали, что часть напряжения в отношениях между партнерами является естественным явлением после двух лет войны и ростом смертности в Украине. Другие же проблемы более фундаментальны, особенно вопросы коррупции и целесообразность сосредоточения на ней во время войны.
Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс в интервью сказал, что отсутствие достойного ответа России в конечном счете усугубит нестабильность в регионе. Он также упомянул о якобы российских провокациях, таких как поджоги и саботажи по всей Европе, как аргумент того, что Москве не нужны поводы для эскалации конфликта, а лишь бездействие.
«Россияне видят, что могут продолжать свою тактику, – говорит Ринкевичс. – Поэтому я спрашиваю: какие причины считать, что разрешение Украине на законные удары по военным объектам в России повлечет эскалацию? Мне таких пока не предоставили.
В бесполезности запрета ударов по России уверен и секретарь СНБО Украины Александр Литвиненко, ведь это только развязало россиянам руки, чтобы нарастить силы и начать наступление в Харьковской области.
«Американцы считают, что им нужно избежать эскалации с Россией, создав зону неуверенности, но это лишь подстрекает Москву. России требуются четкие линии. Серая зона — только приглашение к новым попыткам [агрессии]», – сказал Литвиненко WP.
Один американский чиновник признает, что трение с украинскими партнерами существует, но «глубина и объем нашего партнерства на достаточно высоком уровне, чтобы с ним [трением] справиться». Кроме того, стратеги США считают, что в следующем году у Украины будет более сильная позиция благодаря подготовке новой партии мобилизованных и появлению современных истребителей F-16. К тому же российская оборонная индустрия уже перейдет пик своего развития или достигнет фазы плато. Более сильная позиция Украины на поле боя, добавляют они, будет означать больше рычагов влияния во время мирных переговоров с Россией, если Киев на них пойдет.
«Я бы не стал строить стратегию на основе того, что через год мы будем сильнее», – сказал украинский чиновник американскому изданию.
Впрочем, сами упоминания о мирных переговорах указывают на серьезную разницу в мышлении в Киеве и Вашингтоне. Многие украинцы не верят в то, что Путин придерживается каких-либо обязательств о прекращении огня, ведь он неоднократно заявлял о своих претензиях на Украину.
«Мы верим в себя, а вы в нас – нет, – сказал еще один украинский старший чиновник, имея в виду американцев. – Это самая большая проблема в наших отношениях».
Злосчастная коррупция
Немалым камнем преткновения в украинско-американских отношениях является коррупция. Блинкен в речи о будущем Украины сказал, что ее «защита против коррупции должна быть такой же сильной, как ее военная оборона». Это откровенно разозлило президента Зеленского, рассказали знакомые с ситуацией источники, а главный украинский дипломат Дмитрий Кулеба отметил, что «если бы мы были такими коррумпированными, как нас считают, ЕС и МВФ нам просто не давали бы денег».
Американских чиновников и некоторых украинских обеспокоили увольнение чиновников-реформаторов, которые были готовы бороться с коррупцией внутри своих министерств и производили впечатление приближенных к Вашингтону. Особенно тревожным, по словам американских и европейских собеседников WP, было увольнение вице-премьера по восстановлению Александра Кубракова.
В последующие месяцы следует ожидать новых столкновений. Выборы в Европарламент, скорее всего, усилят позиции правых сил, которые не слишком хотят видеть Украину в ЕС. А в июле состоится саммит НАТО в Вашингтоне, на котором Украина вряд ли получит ясное предложение о вступлении в Альянс, на которое рассчитывают украинцы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.