Украинцы привыкли слышать в новостях о том, что всю страну держат в руках олигархи. Однако такое положение дел меняется в пользу более здорового экономического общества.
Washington Post поговорила с политиками и экспертами, чтобы выяснить, как чувствуют себя украинские олигархи сейчас, а также спрогнозировать их будущее в Украине. Forbes выбрал ключевые факты.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
По мнению более двух десятков действующих и бывших украинских и американских чиновников, аналитиков и других экспертов, мощное влияние олигархов на жизнь в Украине уменьшилось.
Среди причин такого явления они назвали значительные потери из-за войны, правительственное давление и новое активное общество, которое больше не хочет терпеть прежнюю политику. По словам опрошенных, это может дать Украине возможность отстроить после войны более демократическое, менее коррумпированное и более экономично разнообразное общество.
Washington Post говорила об этом и с Ринатом Ахметовым, тем, кого называют олигархом, хотя сам он не согласен с таким ярлыком. Он сказал, что поддерживает экономическую диверсификацию в Украине, а также призвал к созданию «нового плана Маршала», который поможет превратить Украину в европейскую страну, а не копию России.
«Цель состоит в том, чтобы создать новую, крепкую, европейскую Украину, члена ЕС с мощными институтами, верховенством права, четкими антикоррупционными правилами, демократической политической системой и справедливым отношением к гражданам», – написал Ахметов.
Упущенные возможности
Олигархи, появившиеся в Украине вскоре после обретения ею независимости, уже давно висят обузой на обществе именно из-за слабости институтов в стране. Поэтому Украина «застряла в переходной стадии между коммунизмом и капитализмом», считает Владислав Рашкован, бывший заместитель главы Нацбанка, а теперь представитель Украины в МВФ.
В исследовании олигархической системы в прошлом году Рашкован отметил, что в 1990-х у Украины ВВП на душу населения был больше, чем в Польше. Но Польша благодаря значительно более открытой рыночной экономике, а затем и вступлению в ЕС, смогла сделать свой ВВП на душу населения втрое большим украинского.
«Вообще-то Украина была относительно богатой страной, – говорит Мари Йованович, бывшая посол США в Украине. – Если бы эти деньги пошли на развитие государства, а не осели в карманах отдельных лиц или не «выехали» за границу, дела у Украины были бы значительно лучше. С самого начала это была коррумпированная система, воплощением которой стали олигархи».
В исследовании Рашкован отметил, что ежегодно топ-20 самых богатых людей в Украине немного варьируется. Но только семь человек ежегодно попадали в список самых богатых с 2007 года. И только один из них никогда не уступал первое место – Ринат Ахметов.
Становление украинских олигархов
При каденции второго президента Украины Леонида Кучмы состоялась активная приватизация государственных промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Многие критики и историки считают, что именно Кучма ответственен за некоторые крупнейшие соглашения, способствовавшие развитию олигархической системы в Украине.
Например, в 2004-м Ахметов и Виктор Пинчук, зять Кучмы, заплатили $800 млн за «Криворожсталь», государственный завод, производивший около 20% всей украинской стали.
Аналитики говорят, что это была смешная цена, которая и близко не дотягивала до рыночной. Виктор Ющенко, третий президент Украины, сказал, что завод «украли» и отменил соглашение о продаже. «Очевидно, что это была коррумпированная сделка», – написал он в ответ на вопрос WP.
В конце концов правительство устроило аукцион в прямом эфире, на котором «Криворожсталь» продали нидерландской Mittal Steel, в то время крупнейшему производителю стали в мире, за $4,8 млрд.
Ахметов защищает Кучму и говорит, что именно благодаря второму президенту экономика Украины была модернизирована.
Если говорить обо всей деятельности Ахметова, то в 1990-х он начал с приобретения завода, который производил кокс, и дальше продолжил покупать различные промышленные активы, преимущественно связанные с добычей угля или производством стали.
По его словам, в то время «это были крайне запущенные предприятия, к которым всем было безразлично». Он также добавил, что большинство своих предприятий купил на, так сказать, вторичном рынке, то есть после их приватизации.
До середины 2000-х Ахметов доминировал в секторах стали и энергетики, а также обладал большими активами в сельском хозяйстве, транспортном секторе и других, в том числе медиа.
Укрощать олигархов
Даже до полномасштабного вторжения влиянию олигархов уже оказывали сопротивление, этаким апогеем которого стал закон о деолигархизации, который был принят в этом году при содействии Зеленского. По этому закону, ограничения накладываются на политическую деятельность супербогачей, подпадающих под определенные критерии, в частности, владение телеканалами или другими медиа, через которые продвигаются финансовые и политические интересы владельцев.
Правительство Зеленского также создает антимонопольный законопроект, направленный против монополий олигархов в таких отраслях, как угледобыча, электроснабжение и железная дорога.
Ахметов и другие критики предупреждают, что борьба Зеленского с олигархами может быть попыткой под видом реформы захватить власть.
«Отношения с бизнесом следует регулировать цивилизованным способом, как это делают развитые страны, а не прибегать к популистским законам, – сказал Ахметов WP. – Ни в США, ни в ЕС нет никаких законов против «олигархов»… Зато у них есть закон о лоббировании».
После начала войны богатые украинцы стали в поддержку гражданских и армии, среди них и так называемые олигархи. Ахметов, к примеру, стал крупнейшим частным индивидуальным донором, пожертвовав более $100 млн в виде военного оборудования и гуманитарной помощи.
Некоторые критики утверждают, что такой щедростью Ахметов пытается искупить вину за свои действия в 2014-м, когда не сразу определился, чью сторону занять после вторжения России на восток и аннексии Крыма. В конце концов он занял сторону Украины.
Деолигархизация в действии
Украинское правительство заморозило активы Виктора Медведчука, олигарха и кума Путина. В этом году его арестовали при попытке бежать из Украины, а затем его обменяли на украинских военнопленных.
Еще один олигарх Игорь Коломойский, заработавший свое состояние в 1990-х и 2000-х в энергетике, банковском деле, медиа и авиаперевозках, также попал под новый закон. Несмотря на то, что Зеленского обвиняют в тесном сотрудничестве с Коломойским и что именно благодаря олигарху он стал президентом, Коломойского лишили гражданства Украины, использовав закон о запрете двойного гражданства.
Аналитики говорят, что это была попытка укротить Коломойского, на которого США наложили санкции за «значительную коррупцию». Американские власти также планируют подать в гражданский суд за якобы хищение миллиардов долларов из украинского банка, когда-то принадлежавшего олигарху.
Больше юристов, меньше взяточников
Те, с кем пообщалось издание, говорят, что Украина сейчас сосредоточена на войне, а не на том, что будет после нее. Но Тимофей Милованов, президент Киевской школы экономики и бывший министр экономического развития, говорит, что война ясно показала украинцам, что их экономическое будущее основано на европейской или американской модели, а не российской.
«Оно будет более цивилизованным, более западным, – говорит он. – В нем будет больше юристов и меньше взяточников».
«Крайне важно, чтобы у нас были мощные бизнесмены, патриоты, работающие для своей страны и выводящие ее на мировую арену, – говорит Ростислав Шурма, экономический советник Зеленского. – Но они не должны вмешиваться в политику».
Ахметов говорит, что поддерживает вступление Украины в ЕС и то, чтобы у страны была более открытая и конкурентная экономика: «Конкуренция в экономике означает наличие рыночной экономики. Конкуренция в политике означает процветание демократии… сосредоточение власти в одних руках ведет к авторитаризму и экономическому упадку».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.