Революция достоинства и война дали толчок для развития украинских брендов одежды, а выход с рынка международных fashion-ритейлеров снизил конкуренцию. Основатели Дмитрий и Алина Сердюки – одни из тех, кто смог воспользоваться этим шансом. История производителя одежды byMe – участника списка Forbes Next250.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Покупать у своих стало нормой», – убеждена основательница фестиваля Made in Ukraine Юлия Савостина. По ее словам, сейчас гардероб многих украинцев состоит из украинских вещей и это уже не подвиг. Так было не всегда.
Первым толчком к развитию стала Революция достоинства. «Все были на патриотическом подъеме, и украинская одежда стала элементом самоидентификации», – вспоминает соучредитель byMe Дмитрий Сердюк, 36. Полномасштабная война усилила этот тренд.
Кроме патриотического подъема, на руку украинским производителям сыграл выход международных ритейлеров из Украины в начале войны. После 24 февраля гигант «скорой моды» Inditex Group приостановил работу своих брендов и до сих пор не вернулся в Украину.
H&M Group также приостановила работу своих магазинов на территории Украины, но намерена вернуться в ноябре 2023 года. «То, что иностранные бренды вышли и не возобновили работу в Украине, положительно повлияло на развитие и выход в ритейл украинских брендов», – говорит Савостина.
Один из примеров – бренд одежды byMe. По словам соучредительницы byMe Алины Сердюк, 34, за девять месяцев 2023-го компания получила 36 млн грн выручки, что вдвое больше результатов полного 20220-го. За семь лет компания выросла до собственного производства в Вышгороде площадью 200 кв. м, 15 партнеров на аутсорсе, команды из 30 человек и шоурума на Крещатике. Что помогло byMe не стать «дежурным» брендом одежды?
В смыслах есть смысл
Алина и Дмитрий Сердюки начали бизнес в 2015 году по производству кожаных ремней. Перейти к созданию одежды их вдохновило участие в маркете «Все.Свои», где они увидели безумное любопытство у стендов украинских производителей. Предприниматели признают, что в первые годы их изделия ничем особенным не отличались. «Мы искали себя и свою миссию, чтобы не просто производить одежду, а вложить в нее смысл», – рассказывает Алина Сердюк.
Все изменилось после покорения Говерлы. Вернувшись из похода, супруги создали несколько единиц одежды с изображением самой высокой вершины. «Это настолько отозвалось людям, что мы поняли: в смыслах есть смысл», – говорит соучредительница. В этом году бренд создал капсулу весенней коллекции с растениями из Красной книги Украины. Ее идея – беречь то, что исчезает. «С каждой коллекцией мы создавали все больше капсул и за последние полтора года пришли к тому, что у нас нет ни одной единицы одежды, которая ничего не означала бы», – говорит Алина.
byMe шьет рубашки, классические брюки, пиджаки, лонгсливы и свитера. Одна из последних коллекций бренда – «Орнаменты», где платки, рубашки, юбки и футболки украшены вышивкой из старинных сорочек и предметов быта украинцев. «Между прочими брендами они очень заметны именно потому, что сотрудничают с красивым и ценностным пластом украинских традиций и истории», – комментирует Савостина.
Особенность бренда – вкладывать идеи в вещи – отмечает соучредитель Cherʼ17 Иван Кришталь. По его словам, сейчас в украинском фешене бренды копируют друг друга. «В byMe прослеживается красная нить их позиционирования, видение коллекций, – говорит Кришталь. – Именно в этом их большое конкурентное преимущество среди других, они отличаются, выделяются, о них говорят».
Своими конкурентами Дмитрий Сердюк называет украинские бренды одежды PAPAYA, Cher 17, JUL, Coosh, MustHave. Конкурентами по смыслу считают производителей сувениров Gunia.project. Соучредитель Gunia Project Мария Гаврилюк не считает byMe конкурентами, поскольку ее бизнес работает в высшем ценовом сегменте.
Цены на изделия последней коллекции Gunia Project «Русалки» стартуют с 1800 грн и достигают 16 800 грн, когда средний чек byMe составляет 1000 грн. «У украинцев сейчас очень большой спрос на такие недорогие понятные вещи с украинской айдентикой, поэтому они попали в цель», – характеризует Гаврилюк.
В сердце столицы
Свое производство byMe запустило в 2016 году в Вышгороде. В начале оно состояло из двух швейных машинок, бытового утюга и раскройного стола, а площадь помещения была около 50 кв. м. «Первый год работала только одна швея, на второй год – две швеи, только на третий год мы начали развитие производства», – говорит Дмитрий Сердюк. Площадь производства byMe выросла в четыре раза, до 200 кв. м.
В сентябре 2021 года byMe открыли свой шоурум на Крещатике. До этого точка продаж компании работала в течение четырех лет в Киеве, на улице Рогнединская, в маленьком помещении на четвертом этаже.
После переезда на Крещатик предприниматели отметили рост продаж на 50% по будням и на 100% по выходным. Такую динамику Алина Сердюк аргументирует большей площадью шоурума по сравнению с прошлым и вдвое большим количеством примерочных. Площадь нового шоурума byMe – 200 кв. м. После 24 февраля стоимость аренды помещения шоурума на Крещатике упала на 25%, до 80 000–90 000 грн в месяц, говорит супруги.
Кроме шоурума на Крещатике, byMe продолжают участвовать в маркете «Все Свои». По словам Савостиной, выход на маркет дает возможность бренду познакомиться с новой аудиторией, получить быструю обратную связь и дополнительный канал продаж. «В магазин приходит лояльная, подготовленная аудитория, – говорит Савостина. – Ты можешь обновить свою аудиторию за счет других брендов, представленных рядом с тобой».
Предприниматели продают свою одежду через свой шоурум, сайт, соцсети, магазины «Все.Свои» и другие мультибрендовые магазины. Онлайн-каналы генерируют 60% продаж, рассказывает Дмитрий Сердюк.
byMe во время войны
Работу шоурума предприниматели возобновили в мае 2022 года и сначала работали несколько дней в неделю, говорит Алина. Производство в Вышгороде запустили позже, оно находилось недалеко от места боевых действий.
С началом полномасштабной войны бренд создал благотворительную диджитал-коллекцию одежды, из которой 100% вырученных средств уходило на ВСУ. Идея была совсем неуспешна. «Мы продавали одежду на своем сайте за донат и продавали NFT», – рассказывает она. Виртуальных товаров компания продала на 6000 грн, NFT – ноль.
Недавно byMe выиграли грант от USAID на закупку нового оборудования для пополнения вышивальных мощностей и запуска производства вышиванок. Компания уже арендовала дополнительное помещение в Вышгороде на 100 м. кв. «Бюджет проекта – 1,6 млн грн, где частичное финансирование предоставляет USAID, а частично мы», – рассказывает Дмитрий Сердюк.
Основатели byMe планируют закончить 2023 год с 44 млн грн выручки и в следующем году открыть шоурумы во Львове, Одессе и Харькове.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.